У многих из нас ассоциативный ряд, связанный с аббревиатурой ЖКХ (или ее расшифровкой - жилищно-коммунальное хозяйство), обычно включает в себя такие позиции, как ЖЭК, сантехник, квартплата, ремонт, электросчетчик, отключение воды... (продолжите сами). В последнее время к ним постепенно добавляются новые реалии, связанные с рыночной экономикой: реформа коммунальной отрасли, оплата услуг через банкомат, повышение тарифов, штрафные санкции, выселение по суду и многое другое. Однако до полноценных рыночных отношений в этой сфере еще очень далеко - и не только в силу ее социальной значимости и настойчивого присутствия в ней государственных институтов. Огромный пласт информационных, денежных и товарных (с большой сервисной составляющей) потоков в отрасли сегодня настолько малопрозрачен, что напоминает айсберг, у которого надводная часть хоть и ледяная, но не просвечивает, а уж о подводной, существенно большей по объему, и говорить нечего. Если прибавить сюда непривлекательную прибыльность этого сегмента, которую на сегодняшний день в силу ее отрицательной величины (-2%) правильнее было бы называть "убыльностью", его ресурсоемкость (например, на ЖКХ приходится четверть всех производимых в РФ энергоресурсов), неэффективность (из энергоресурсов, потребляемых в ЖКХ, 40% составляют потери) и высокую степень износа объектов (в некоторых муниципальных образованиях она достигает 70-80%*1), то картина, на фоне которой власти приступили к реформе ЖКХ, станет и вовсе печальной.

_____

*1 Приведенные цифры были оглашены генеральным директором компании “Ресурсинвест” Олегом Тигуновым на заседании круглого стола “ИТ в национальном проекте “Жилье” и реформе ЖКХ”, организованном CNews в октябре 2006 г.

Как хотелось бы здесь написать, что стоит только обратиться к ИТ, и львиная доля проблем будет решена! Но для такого оптимизма пока нет оснований - чудес не бывает. Помимо общего упадка и низкой технической оснащенности отрасли здесь не везде налажена государственная поддержка, не сформированы (или распались) взаимосвязи, учитывающие интересы всех субъектов ЖКХ, только создается актуальная нормативно-правовая база и система информирования населения.

 

Более того, по мнению Владимира Жданова, заместителя начальника управления программ ЖКХ Федерального агентства по строительству и коммунальному хозяйству (Росстрой), отсутствие систем сбора данных в этой области не позволяет реально оценить действительное состояние жилищно-коммунального хозяйства. "Нет информации о сетях, не существует генпланов, мы даже не знаем точно численность населения городов, - отметил г-н Жданов. - Если совместно с бизнесом удастся создать системы сбора и анализа такой информации, то появится возможность развивать ЖКХ в стране".

 

Действительно, по мановению волшебной палочки мы не получим новую, с иголочки, отрасль, но создавать информационную инфраструктуру, которая базируется на современных технологиях, необходимо, и процесс уже идет - в основном там, где в этом заинтересованы не только бизнес-субъекты, но и властные структуры.

 

Разумеется, некоторые участники рынка ЖКХ уже сегодня обладают подобными инструментами: москвичи, например, привыкли вовремя платить за услуги связи - неоплаченный счет за междугородные переговоры влечет за собой сначала звонок автоинформатора с напоминанием, а затем отключение услуги. Это пример того, как можно рационально и четко организовать сбор и передачу информации и предоставление услуг с помощью инновационных технологий и автоматизированных систем. В нашем обзоре мы представим и другие примеры (пока не частые) инноваций в области ЖКХ: опыт применения ИС для управления жилищным фондом и предоставлением услуг в Иванове; внедрение биллинговой системы для оплаты услуг ЖКХ в Астрахани; использование специализированной ИС "Управдом".

Версия для печати