ПРОЕКТЫ

В Иванове внедрена система мониторинга объектов ЖКХ

При всей неопределенности сегодняшней государственной политики в области автоматизации ЖКХ такие проекты в ряде регионов уже идут. Одни начинают с наведения порядка в области расчетов и платежей, другие - в сфере предоставляемых жилищных и коммунальных услуг. Именно по такому пути решили пойти в Иванове, когда в 2005 г. задумались о новом этапе внедрения ИТ.

Что подвигло?

Разумеется, в первую очередь оживление общего внимания к отрасли и ее реформированию, желание навести "порядок в доме". Но когда дом большой, то прежде всего необходимо понять, что в нем нуждается в заботе и каких действий требует каждое из его помещений. На старте, как отмечает Татьяна Подберецкая, советник генерального директора компании OXS, следует подробно описать структуру жилищно-коммунального хозяйства - по аналогии с тем, как сейчас происходит перепись земельных участков. "В настоящее время никто этим всерьез не занимается, - подчеркнула она. - Если мы не будем знать, что имеем, если не изучим детально ситуацию, то никогда не решим ни одной задачи. Надо понимать, что мы реформируем". Важным подспорьем в этом могут оказаться информационные технологии.

Татьяна Подберецкая: “Если

 мы не будем понимать, что

 реформируем, мы никогда не

решим ни одной задачи”

Именно такие идеи лежали в основе планов ивановского руководства, когда был инициирован проект внедрения комплексного решения по оптимизации производственной деятельности всех ЖКХ-предприятий города. Инициатором проекта выступило муниципальное унитарное предприятие "Расчетно-кассовый центр (РКЦ) жилищно-коммунального хозяйства г. Иванова", созданное в 1996 г. Как неоднократно отмечали руководители жилищных организаций города, большое значение имела возможность отслеживания производственных процессов на предприятиях ЖКХ в режиме online для получения и анализа сводной информации по объектам ЖКХ и произведенным работам. Для решения этих задач компания OXS предложила РКЦ эффективный инструмент анализа и контроля данных о состоянии жилищных фондов, о качестве предоставляемых услуг и потребностях клиентов, который оптимально отвечает потребностям предприятий жилищно-коммунального комплекса.

ЖКХ г. Иванова

Жилищно-коммунальное хозяйство Иванова представляет собой сеть структурных подразделений, во главе которых находится Управление жилищно-коммунальным хозяйством (УЖКХ).

Каждое структурное подразделение ЖКХ обслуживает не менее 200 строений, выполняет ежегодно более 2200 работ (в том числе 20% - силами подрядных организаций). В целом по городу за год выполняется порядка 48 000 работ, 60% из которых - это заявки от населения, 10% - текущий и капитальный ремонт, 30% - нормативные работы.

Жилищный фонд города включает в себя более 3000 жилых строений и около 130 000 квартир. Начисление квартплаты производится более чем на 135 тыс. лицевых счетов.

В октябре 2005 г. OXS и РКЦ заключили договор о создании в Иванове информационной системы мониторинга жилищного фонда.

Систему надо было создать быстро

"Разумеется, перед заключением договора мы провели обследование предстоящего фронта работ: выявили основные проблемы с обслуживанием и содержанием жилищного фонда, описали технологию деятельности различных подразделений предприятий ЖКХ, их функции и сферу ответственности, - вспоминает руководитель проекта, управляющий менеджер OXS Олег Москвин. - После этого был подготовлен проект технического задания. Однако согласно договору времени на все нам отводилось немного, и большинство работ пришлось выполнять параллельно. С помощью штатных средств Microsoft Dynamics AХ мы создали фактически новый модуль, отвечающий требованиям заказчика, при этом его внедрение осуществлялось едва ли не одновременно с разработкой, адаптацией и необходимыми, идущими уже от практики изменениями".

Когда в январе 2006-го система была готова, параллельно начались обучение персонала и ввод данных в систему. Здесь также пришлось искать нетривиальные подходы: информация хранилась в основном в бумажном виде (компьютерных систем в ЖЭКах практически не было, и данные в электронной форме охватывали ничтожно малую долю от их объема); большинство сотрудников на местах не имели навыков работы с ПК, а сроки, как и на предыдущих этапах, были ограниченными. "Пришлось решать все проблемы сразу, - вспоминает Олег Москвин, - но мы справились. Главным достижением стало преодоление психологического барьера у будущих пользователей системы - ведь это, как правило, были люди немолодые. Мы пошли следующим путем: обучили сначала группу наиболее "продвинутых" пользователей (у которых уже имелись навыки общения с компьютером) и дали им около недели на тестирование системы. Нам важно было показать, что это не страшно, а интересно, что работать в ней удобно и она облегчает их труд. Эмоций было много, но психологическая напряженность ушла, у людей появилась уверенность в своих силах".

После этого ввод данных пошел ускоренными темпами. Часть информации была введена обучающимися и уже прошедшими обучение пользователями. Параллельно сотрудники, еще не знакомые с возможностями и интерфейсом системы, заполняли специально разработанную таблицу в MS Exсel, после чего данные по предложенным протоколам импортировались в систему. Для ввода данных использовались паспорта домов, схемы прокладки коммуникаций и другая документация; для внесения графической информации (планов, схем и пр.) - цифровые фотокамеры: в систему помещались файлы в формате JPG с разрешением, достаточным для распечатки в нужном масштабе. "Это оказалось вполне экономичным и удобным способом хранения подобной информации, - отметил Олег Москвин. - Самое главное, что использование фотоаппаратов при перенесении документов в систему обеспечивает простую и очень быструю обработку больших архивов документов".

Благодаря интенсивной и слаженной работе запуск системы в промышленную эксплуатацию на пяти пилотных объектах был осуществлен точно в срок. С этого момента началась и оперативная деятельность по приему и исполнению заявок населения, планированию будущих изменений, и параллельно с этим в течение полугода продолжалось внесение первичной информации.

Для минимизации рисков, связанных с дальнейшей эксплуатацией системы, к проектированию ИС были привлечены специалисты Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова. Кроме того, в создании системы активное участие принимали непосредственно практики - опытные работники жилищных предприятий Иванова, ведь именно им предстояло использовать предложенную систему. Благодаря такому подходу функциональные возможности разработанного решения позволяют анализировать информацию в разрезе, который может потребоваться предприятиям жилищно-коммунального комплекса города в будущем.

ИС в действии

Первым важным результатом внедрения системы явилась ее успешная эксплуатация - то, что люди в ней реально работают. На сегодняшний день этот процесс выглядит следующим образом.

В РКЦ установлен сервер, на котором размещены ИС и база данных; к нему посредством ВОЛС подключены все жилищные организации города (на сегодняшний день их четыре: МПЖХ, МУП ЖХ N 1, 2, 4 г. Иванова), где установлены рабочие места операторов. Кстати, Иваново - один из немногих российских городов, где в настоящее время ЖКХ работает на оптоволокне.

Олег Москвин: “Одним из

 важных факторов успеха стало

преодоление психологического

барьера у будущих

пользователей системы”

Ежедневно операторы регистрируют заявки жильцов, определяют их приоритет (аварийная ситуация или простые ремонты). Заявка автоматически встраивается (в соответствии с приоритетом) в план работ на данном участке; если это текущий мелкий ремонт, он выполняется местным специалистом, если же требуется серьезный ремонт, то система поможет распределить их по подрядным организациям, которые также числятся в БД (например, по обслуживанию лифтов, газового хозяйства, радиоточек, аварийные службы и т. д.). Таким образом, функционирование блока управления работами в ИС разбивается на три части: 1) прием заявок; 2) планирование выполнения работ (разного статуса); 3) контроль за исполнением (в какие сроки, с какими трудозатратами и расходом материалов и т. д.). Другим блоком является система мониторинга жилищного фонда Иванова (электронный паспорт дома, схемы, планы внутридомовых и прилегающих коммуникаций и т. д.), предусматривающего ведение и актуализацию электронной базы данных, анализ состояния жилфонда и пр. Именно отсюда подрядные организации и бригады, выходящие на объект, получают всю необходимую информацию: распечатку задания, план участка или здания, схемы прокладки труб, разводки проводов и пр.

Функциональные возможности системы "Домовой":

- ведение картотек объектов ЖКХ (улицы, дома, квартиры);

- ведение технической документации в электронном виде по каждой улице, каждому дому, каждой квартире;

- ведение справочно-технической информации по каждому объекту ЖКХ;

- разграничение полномочий: каждый сотрудник видит только улицы и дома, которые обслуживает;

- оперативный учет заявок по аварийным, текущим и плановым работам;

- ведение картотек подрядных организаций и их специализации по видам работ;

- распределение работ по подрядным организациям;

- получение детализированной информации в виде аналитических отчетов о предстоящих и выполненных работах;

- планирование работ по капитальному и текущему ремонту в разрезе объектов ЖКХ;

- ведение журнала жалоб;

- формирование отчетов по работам и объектам ЖКХ в различных разрезах.

Созданная система управления доказала свою эффективность. Сегодня все жилищные организации ведут прием заявок от жителей, фиксируя их в системе. Ежедневно в БД заносится более 500 заявок горожан на различные услуги, ведется строгий учет их выполнения. Более того, для исключения ситуаций, когда позвонивший с заявкой житель так и не дождался выполнения заказанной им работы, к каждому рабочему месту были подключены регистраторы телефонных звонков, и теперь в любое время можно точно установить, когда и кем была сделана заявка.

Важной особенностью ИС является соответствие ее функциональности государственному регламенту деятельности предприятий ЖКХ. Например, в свете постановления N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" имеется возможность для каждого дома сформировать все акты, указанные в приложении к упомянутому постановлению, полностью основываясь на тех данных, которые внесены в систему.

Управленческому же персоналу использование ИС (второго ее блока - системы мониторинга) дает возможность оперативно анализировать информацию о жилом фонде, текущих работах, их качестве и эффективности деятельности предприятий ЖКХ, а также с горизонтом до нескольких лет планировать будущие работы по каждой квартире, подъезду или дому в соответствии с установленными государством нормативами в зависимости от технического состояния объекта.

Что дальше?

Сегодня Автоматизированная информационная система мониторинга (АИСМ) жилищного фонда г. Иванова и параметров жилищно-коммунальных услуг - проверенное на практике решение, позволяющее осуществлять управление предприятиями жилищно-коммунального комплекса. ИС, созданная специалистами OXS для "РКЦ ЖКХ г.Иванова" на базе Microsoft Dynamics AX, стала основой системы "Домовой" - отраслевой разработки OXS, позволяющей контролировать состояние объектов ЖКХ и предоставление услуг на основе точной информации в реальном времени. Руководство ивановского Управления ЖКХ пришло к выводу о необходимости внедрения подобного комплексного решения на всех городских предприятиях жилищно-коммунального комплекса.

В ближайшем будущем при существующих потребностях местных предприятий ЖКХ и других потенциальных клиентов, занятых в этой сфере, планируется расширение функциональности системы, которая позволит учитывать все финансово-экономические параметры объектов ЖКХ и работ, выполняемых организациями, занятыми в управлении и обслуживании жилищного фонда. Целью такой системы должно стать полное обеспечение всех производственных потребностей управляющих и обслуживающих предприятий ЖКХ.

Версия для печати