ПЕРИФЕРИЯ
Еженедельник PC Week/RE обратился к руководителям ведущих компаний, работающих на рынке мультимедиа-проекторов и других средств отображения информации, с двумя вопросами, касающимися наиболее важных для индустрии событий 2006 г. и ожиданий на 2007-й.
Оценки ситуации и прогнозы руководителей разнятся, но общая картина вырисовывается довольно ясно. Все опрошенные сходятся на том, что индустрия продолжит быстрое развитие. Вот что говорят эксперты.
Юрий Студеникин, глава представительства BenQ в России: На проекторном рынке произошло качественное изменение позиций DLP- и LCD-технологий, практически революция, точнее - шокирующая рокировка. В прошлом для младшего ценового сегмента производство LCD-проекторов всегда было более экономичным, нежели DLP-проекторов. Другими словами, соотношение доллар/люмен в устройствах низкой яркости (1000-1500 ANSI-лм) было лучше именно у LCD-проекторов, чем и объяснялась доминирующая рыночная позиция соответствующих производителей. При этом DLP-аппараты обладали ценовым преимуществом в средних сегментах с потоком 2000-3000 ANSI-лм. Недаром приверженцы DLP-технологии, к которым относится и BenQ, усиленно продвигали "яркость в массы".
К 2006 г. оказалось, что массовому покупателю больше не требуются проекторы с низкой яркостью. Например, у BenQ младшая модель МР610 имеет световой поток 2000 ANSI-лм. Неудивительно, что нижний сегмент сегодня прочно занят именно DLP-технологией.
Казалось бы, окончательная победа DLP-революции... Ан нет. В секторе мощных переносных и тяжелых инсталляционных проекторов с потоком 4000 ANSI-лм и больше производители LCD-устройств остаются на высоте, имея возможность без драматического усложнения конструкции (за счет увеличения размеров LCD-матриц) обеспечивать большую яркость за меньшие деньги. В то время как для DLP-технологии требуются куда более сложные и дорогие технические решения. Так что DLP-технология однозначно выиграла битву за младший сегмент, но пока еще не всю войну.
Дмитрий Кравченко, директор департамента периферийного оборудования представительства компании Acer в России и Казахстане: Технология DLP, на которую мы сделали ставку еще три года назад, значительно укрепила свои позиции и завоевала заслуженную популярность среди россиян. Теперь уже все крупнейшие игроки рынка предлагают проекторы, разработанные с использованием этой технологии.
Уверенность в перспективности DLP-технологии и в разы расширившийся за прошедший год ассортимент проекторов обеспечили для нашей компании прорыв по объему продаж в России и, как следствие, переход с 8-го места в 2005 г. на 2-е в 2006-м.
Принципиальных изменений технологического плана на 2007 г. мы не ожидаем. Уже существующие и широко применяемые технологии отображения информации получат дальнейшее развитие. При этом стоит отметить, что характеристики устройств могут измениться довольно значительно. Так, минимальный показатель контрастности у наших моделей, даже самых недорогих, составит 2200:1. Также ожидается, что наиболее массовыми станут проекторы с физическим разрешением 1024х768 пикселов или выше.
На общие тенденции рынка крайне позитивно влияет формирование культуры мобильных презентаций в российском бизнесе. Рост доходов населения ведет к увеличению спроса на модели для домашнего кинотеатра. В 2007 г. на объеме продаж проекторов может положительно сказаться увеличение расходов государства на образование.
Анна Зуева, директор компании "ДеЛайт 2000": Прошедший год характеризовался большим количеством региональных образовательных тендеров, где главное значение играла цена, а потому лидирующие позиции уверенно удерживали проекторы BenQ. В категории начального уровня был практически достигнут порог цены, ниже которого производство становится нерентабельным. В результате ценовая эрозия дешевых проекторов значительно замедлилась по сравнению с предыдущими годами. В 2007-м основными участниками образовательных тендеров, вероятно, станут не SVGA-, а XGA-устройства.
В середине осени 2006 г. крупный производитель видеокубов - компания Clarity Visual Systems (ранее объединившаяся с Synelec) стала бизнес-подразделением фирмы Planar Systems. В результате на рынке появился очень мощный игрок с широкой продуктовой линейкой, сильной технологической базой и наработанными сбытовыми каналами в Европе и Америке.
В наступающем году рынок средств отображения в России станет самым быстроразвивающимся в Европе и вендоры будут активно бороться за расширение своего присутствия на нем. Количество устройств с форматом экрана 16:9 будет расти, а в более отдаленной перспективе они должны вообще вытеснить устройства формата 4:3. Ожидается массовое появление проекторов с возможностью демонстрации сигнала высокой четкости Full HD без потери качества.
Специализированные компании в 2007 г. останутся основным каналом продаж инсталляционных проекторов, а компьютерные - главным каналом сбыта оборудования в нижнем и среднем сегментах. Розничные магазины массовых продаж не достигнут.
Молгоржата Матчак, менеджер компании InFocus по продажам в Восточной Европе и России: В 2006 г. как мировой, так и европейский рынки проекционной техники продемонстрировали устойчивый рост в бизнес- и образовательном сегментах. Увеличение спроса на аудиовизуальные решения для дома, к сожалению, оказалось не столь существенным, как ожидали производители проекционной техники и аналитики рынка.
Самым значительным событием прошлого года для нашей компании стал запуск новой продуктовой линейки Play Big, оригинально оформленной и ориентированной на домашних пользователей. Образно говоря, мы сменили лицо в глазах самой массовой аудитории.
В 2007 г. мы ожидаем, что рынок проекционного оборудования вновь продемонстрирует устойчивый рост в деловом и образовательном сегментах. Появятся широкоформатные проекторы для бизнеса. В наступившем году мы представим новые достойные продукты, которые помогут нашим партнерам решить самые сложные и нестандартные инсталляционные задачи.
Геннадий Клейменов, директор по развитию компании "Русский Стиль": В 2006 г. российский рынок презентационного и AV-оборудования демонстрировал рекордные темпы роста. Производители, не внося революционных технологических изменений в продукты, предлагали интересные новинки, направленные в основном на расширение сферы применения этих решений.
Презентационная техника в прошедшем году постепенно переходила (и полагаю, что эта тенденция сохранится и в 2007-м) в разряд "коробочных" решений, особенно это касалось бюджетных моделей. Тяготение производителя к предложению готового решения для массового потребителя спровоцировало интерес торговых сетей, которые ранее игнорировали подобные продукты.
А теперь о будущем. Во-первых, давно прогнозируется бурный рост спроса на AV-решения в сегменте домашних пользователей. Возможно, следующий год станет в этом плане переломным. Многие производители в ожидании всплеска потребительского интереса к домашним кинотеатрам сделали серьезные инвестиции, чтобы в наступающем году предложить технические решения на любой кошелек.
Во-вторых, в настоящий момент конкуренция на рынке весьма существенная, но его капитализация не слишком велика. Поэтому можно предположить, что в 2007-м еще более усилится влияние первой десятки компаний-производителей, которые вытеснят слабых игроков.
В новом году мы ожидаем устойчивого роста проекционного рынка в целом и укрепления на нем лидирующих позиций нашей компании в частности.
Дмитрий Чернов, специалист отдела профессионального и вещательного оборудования компании "Сони СНГ": Пожалуй, не решусь сказать, что в 2006 г. в индустрии произошло что-то революционное. Скорее, продолжалось поступательное развитие всех представленных в настоящий момент технологий. Если говорить о бизнес-проекторах Sony, то в 2006 г. вышла новая линейка инсталляционных LCD-проекторов, которые используют неорганические матрицы, изготовленные по новой технологии и обладающие уникальными характеристиками.
В 2007-м на рынке продолжится стабильный рост, а вместе с ним и снижение средней цены проекторов. Разница в цене на модели SVGA и XGA будет сокращаться, поэтому XGA-сегмент станет еще более привлекательным для корпоративных пользователей. Помимо этого будут улучшаться характеристики проекторов - нижняя граница яркости у большинства моделей будет не менее 2000 ANSI-лм. В корпоративном секторе возрастет спрос на средства передачи данных и управления по сети - как беспроводной, так и обычной локальной.
Виктор Поповский, начальник департамента профессиональной видеотехники московского представительства Toshiba Europe GmbH: Наиболее важное для индустрии отображения информации событие, если судить в долгосрочном плане, - это появление коммерческих светодиодных проекторов. Я считаю, что за этой технологией будущее, хотя на увеличение светового потока до требуемого уровня может уйти еще несколько лет.
Второе существенное событие 2006 г. - выпуск проекторов типа "все в одном" для домашнего кинотеатра с широкой оптикой. Так, благодаря сверхкороткофокусному объективу аппарат Toshiba ET20 с расстояния 60 см дает картинку диагональю 127 см, а для получения двухметрового размера экрана достаточно отодвинуть его всего лишь на метр от стены. По пространству, занимаемому в помещении, такой аппарат эквивалентен плазменной панели. А по соотношению цены и размера экрана заметно превосходит ее. Важно и то, что подобная конструкция облегчает экспозицию в магазинах, где можно поставить включенный проектор на полку рядом с обычными телевизорами, не создавая специальных затемненных зон для демонстрации.
В будущем году мы ожидаем появления домашних проекторов нового класса - Full HD, способных без потери качества отображать сигнал 1920х1080. В бизнес-сегменте резко сократится рыночная доля SVGA-моделей, продолжится падение цен. Благодаря развитию технологии яркость светодиодных проекторов вырастет.
Борис Эшкинд, генеральный директор компании "Цифровые Системы": 2006 г. запомнился в первую очередь существенным снижением цен на проекторы, плазменные и LCD-панели и бурным ростом рынка, что, на мой взгляд, объясняется массовой заменой ЭЛТ-устройств на плоскопанельные и проекционные. Кроме того, в прошедшем году начался массовый выпуск проекторов и плоских панелей с разрешением Full HD - 1920х1080. В первую голову это связано с ожиданием массового выхода на рынок устройств с поддержкой технологий HD DVD и Blue-ray и расширяющим свою географию спутниковым HD-вещанием.
В новом, 2007 г., думаю, следует ожидать дальнейшего расширения рынка устройств отображения, хотя темпы его роста могут и снизиться. Вероятна также стабилизация цен на проекторы низшей ценовой категории, так как резервы для снижения стоимости, ограничивающиеся технологическими возможностями, уже практически исчерпаны. Как следствие, можно надеяться на развитие новых технологий - светодиодной, лазерной и т. д. Полагаю, возможно появление новых устройств на базе проекторов, ориентированных на потребительский рынок. Это могут быть проекторы со встроенными ТВ-тюнерами или жесткими дисками. В целом же мне кажется, что 2007 г. будет не менее интересным для нас, чем 2006-й.
Андрей Хонякин, менеджер проекта по развитию дилерской сети московского представительства компании Sharp Electronics: Начну с технологических событий. В борьбе двух основных технологий DLP начинает вытеснять традиционную LCD. В результате прежние лидеры рынка понемногу сдают позиции молодым и агрессивным игрокам. Наверняка за этим этапом последует следующий - более продуманная сегментация и переопределение рыночных ниш.
В сбытовой сфере 2006 г. ознаменовался выходом на рынок новых игроков и, как следствие, обострением конкурентной борьбы в низком ценовом сегменте. Для компании Sharp этот год принес перемены в дилерской политике. Безболезненными их не назовешь, но уже к октябрю мы начали ощущать позитивные результаты.
Что касается прогнозов на 2007 г., могу предположить, что большинство игроков на рынке проекторов будут тщательнее выбирать интересные для себя сегменты и активнее предлагать востребованные покупателями устройства. Существенные изменения можно будет наблюдать в оборудовании для вывода высококачественного видеосигнала. Следует ожидать выпуска как традиционных товаров с улучшенными техническими характеристиками, так и новых изделий, использующих перспективные технологии, разработчики которых окажутся на коне.
Предположу, что бизнес-модели не претерпят существенных изменений. Сохранится ценовая конкуренция в начальном сегменте между новыми игроками и сбытовая конкуренция в среде профессиональных компаний. Рыночная доля инсталляционных проекторов должна вырасти больше, чем портативных.
Компания Sharp, как и прежде, продолжит развитие дилерской сети, не ввязываясь в ценовые войны. Наша политика будет направлена на повышение рентабельности. Также мы предложим абсолютно новые для нас устройства отображения информации для промышленного применения.