БЕСПРОВОДНОЙ ДОСТУП
В конце января компания "Скай Линк" (www.skylink.ru), крупнейший CDMA-оператор в России и странах СНГ, объявила итоги реализации услуг на основе высокоскоростной мобильной передачи данных Sky Turbo в Москве и Санкт-Петербурге, а также представила основную концепцию развития на следующий календарный год.
Смещение акцентов
Основной тезис, прозвучавший из уст руководителей компании, таков: "Скай Линк" постепенно смещает акценты в своей деятельности в сторону передачи данных, поскольку прогнозируется дальнейшее увеличение спроса на быстрый мобильный Интернет по мере развития инфраструктуры сети и новых услуг. Дело в том, что после введения принципа "Платит вызывающая сторона" в середине прошлого года маржа от тарифов типа "Турбо" (предполагающих большие пакеты включенного трафика) стала значительно больше, чему способствует отсутствие платы за соединение, часть из которой причитается стороннему оператору связи, а также небольшая стоимость магистрального трафика (примерно 1 долл. за гигабайт). По предварительным итогам 2006-го, средний счет на абонента в месяц (ARPU) в сети "Скай Линк" составил 56,3 долл. (в Москве - 62,3, в Санкт-Петербурге - 55,0 долл.). При этом показатель неголосовых услуг ("индекс инноваций") в ARPU (средний чек абонента в месяц) занял долю в 20% (для сравнения: в сетях GSM-операторов - не больше 15%). По данным провайдера мобильной связи за декабрь 2006 г., 60% всех его новых подключений в Москве и 38% в Санкт-Петербурге приходилось на тарифы в области передачи данных (прирост трафика с октября по декабрь 2006 г. - от 9,5 до 16,5 Тб).
"Скай Линк" постепенно смещает акцент развития в сторону предоставления услуг передачи данных. |
В отсутствие мобильного WiMAX и сетей 3G российский сегмент рынка беспроводного скоростного доступа в Интернет практически свободен, и оператор имеет реальный шанс собрать немалую абонентскую базу перспективных клиентов. В настоящий момент у "Скай Линка" есть примерно полтора года для того, чтобы охватить как можно больше территорий, особенно рядом с городами-миллионниками. Из 27 регионов, в которых компания работает сегодня (совместно с дочерними и зависимыми операторскими фирмами), в 16-ти до конца I квартала 2007 г. будет запущен протокол скоростной передачи данных EV-DO. При этом бизнес развивается неоднородно: если в Москве и Санкт-Петербурге у "Скай Линка" есть достаточный запас емкости сети и базовые сети строятся крайне высокими темпами (эти регионы создают положительные финансовые потоки), то для других областей необходимо предлагать индивидуальные бизнес-планы. Как отмечает генеральный директор "Скай Линка" Александр Нестеров, в большинстве регионов пока сравнительно немного клиентов, которым требуется скоростной доступ "без проводов", поэтому при активной экспансии компания может испытывать сложности с возвратом капитальных затрат и скорость развития приходится искусственно сдерживать.
На передачу данных будут смещаться и заказы по абонентскому оборудованию - из-за нераспространенности стандарта CDMA2000 в России "Скай Линк" вынужден вести индивидуальную работу с производителями средств радиосвязи. Компания не будет значительно расширять модельный ряд абонентских терминалов с возможностью передачи голосового трафика, и в 2007 г. пользователей скорее всего ожидает крайне ограниченное количество таких телефонов - среди них можно отметить двухдиапазонный Ubiquam U-520 (см. PC Week/RE, N 41/2006, с. 24) и смартфон производства AnyData с поддержкой Wi-Fi. Основной упор будет сделан на мобильные модемы, причем USB- и PCMCIA-модели с поддержкой EV-DO будут представлены примерно в равном количестве. Дело в том, что пользователям нужно подключать не только ноутбуки, но и настольные рабочие станции, особенно в Московской и Ленинградской областях, где количество кабельных провайдеров и зоны, где возможно подключение, все еще весьма ограниченны.
Факторы роста
Смена приоритетов развития требует новых подходов к борьбе на рынке. На будущее избрана тактика сражения с операторами стандарта GSM за пользователей, которым интересен скоростной доступ в Интернет, - тарифы с безлимитной передачей голосового трафика остаются, но уходят на второй план. Причем призывать новых абонентов полностью переходить на стандарт CDMA2000 в компании не станут - будет достаточно, если они купят мобильный модем для своего ноутбука. С одной стороны, такая политика приведет к увеличению количества "двойных абонентов", зарегистрированных одновременно у нескольких операторов сотовой связи, с другой - может способствовать уменьшению числа бизнес-абонентов у операторов "большой тройки" и даже затормозить темпы роста их "индекса инноваций". При этом "Скай Линк", по словам первого заместителя генерального директора компании Владислава Васина, будет соперничать со всеми операторами, даже МТС, с которой они имеют общих акционеров. "Наша компания создавалась как самостоятельный оператор связи и не должна дополнять МТС", - отметил г-н Васин, дав таким образом понять, что отношения со всеми конкурентами будут рыночными. По его прогнозу, из всех абонентов, которых удастся "переманить" от федеральных операторов связи, лишь 10-15% будут абонентами МТС, остальные придут от "ВымпелКома" и "МегаФона".
"В отсутствие мобильного WiMAX и сетей 3G российский сегмент рынка беспроводного скоростного доступа в Интернет практически свободен. |
Помогут такому развитию дел, как ни странно, сами GSM-операторы, которые активно рекламируют скоростной интернет-доступ. В этой ситуации, по мнению руководства "Скай Линка", самым грамотным решением будет не массированная реклама своих услуг, а просвещение абонентов в том, что касается сравнения скорости протоколов, применяемых в различных сетях связи, а также демонстрация дополнительных услуг ("мобильное телевидение", "мобильное видеонаблюдение", "видеотека", каталог приложений BREW и т. д.).
Стоимость услуг скорее всего останется прежней. По словам Александра Нестерова, оператор предоставляет скоростной доступ в Интернет с использованием технологии EV-DO, которая при сходном качестве с EDGE в несколько раз превосходит его по производительности (в среднем 600-700 кбит/c для EV-DO против 80-120 кбит/с у EDGE) и в то же время в 2,5 раза дешевле (0,07 долл. за мегабайт у "Скай Линка" и как минимум 0,19 долл. у операторов "большой тройки"). Таким образом, места для демпинга не остается - соревноваться по стоимости с операторами проводной связи "Скай Линк" не будет (у тех больше вариантов для снижения стоимости трафика), да и уменьшение цен приведет к неоправданно высокой загрузке сети, а оператор между тем продолжает позиционировать себя как нишевую компанию для абонентов бизнес-сегмента.
К слову, одним из перспективных направлений, позволяющих получить новых абонентов, по словам заместителя генерального директора по стратегическому маркетингу и продажам "Скай Линка" Александра Пиотровского, является более внимательное рассмотрение списка "отказников". Так называют тех, кому кабельные провайдеры широкополосного доступа в Интернет по каким-либо причинам не смогли провести линии связи, - обычно это случается из-за слишком дорогой "последней мили" (к примеру, новый дом, где число перспективных пользователей крайне малo, поскольку большинство квартир пустует). Однако в таком случае есть шанс организовать "последнюю милю" по радиоканалу - оператор сотовой связи собирается получать подобную информацию от компаний, дружественных по холдингу "Система Телеком", а также не исключает возможность приобретения таких данных у других операторов связи.
Ставка на сотрудничество
Группу дополнительных проектов, которые постепенно развивает "Скай Линк", представляют конвергентные решения, реализуемые с различными операторами связи. В данном случае, по информации Александра Пиотровского, есть три основных пути развития. Во-первых, это работа мини-виртуальных операторов в сети "Скай Линка". К ним, с одной стороны, относятся компании, действующие впрямую, покупая у оператора большое количество голосового трафика и трафика данных и распределяя его среди своей специфической целевой аудитории. Это могут быть как крупные корпоративные клиенты, так и фирмы, работающие с аудиторией, до которой оператору сложно добраться из-за высокой стоимости привлечения каждого конкретного клиента (к примеру, национальные диаспоры). Они почти не предоставляют дополнительных услуг и привлекают ограниченное количество абонентов специфических категорий. С другой стороны, существуют компании, с которыми оператор испытывает комплексы услуг в тестовых зонах, с тем чтобы выводить на рынок пакеты услуг под их брендами, от себя предоставляя только скоростной канал передачи данных и, возможно, абонентское оборудование. Не исключено, что это будут услуги для концепции "виртуального дома", "мобильного офиса" и т. д.
Во-вторых, это конвергентные услуги связи (большинство пока проходит тестовую эксплуатацию). Яркий пример - сервис home zone. В таком случае пользователь может выбрать различные зоны, например домашнюю, временную, бизнес-зону и т. д., и управлять списком услуг посредством, скажем, USSD-меню. Каждая "домашняя" зона - это географическая территория в пределах действия некоторого числа базовых станций (базируется на идентификации сот или на географических координатах, определяемых с помощью LBS). Перед соединением пользователь получает уведомление в виде тонового сигнала или автоматического объявления о том, что данный звонок учитывается по тарифу, характерному для такой-то зоны. Суть в том, чтобы в зависимости от местоположения абонента вызовы к нему и от него направлялись по наиболее эффективному и наименее дорогому каналу связи. Если, допустим, он находится дома или в офисе, - то через гибридный хотспот Wi-Fi/ADSL или Wi-Fi/Ethernet по кабельной сети; если в городе, - то через точку доступа Wi-Fi или по сотовой сети и т. д.
В-третьих, это рынок охранных систем и видеонаблюдения с передачей данных по сотовой сети (см. PC Week/RE Mobile, N 7-8/2006, с. 2). Кроме монтажа дистанционно управляемых камер с передачей видеосигнала в Интернет "Скай Линк" с помощью своих партнеров будет развивать возможности для передачи картинки непосредственно на мобильный терминал, а также по наблюдению за выбранным объектом - к примеру, камера будет включаться на передачу данных при появлении людей в поставленной на охрану квартире и т. д. В настоящее время партнерами оператора мобильной связи в Москве и Санкт-Петербурге уже смонтировано порядка 100 подобных проектов охраны с передачей информации исключительно через беспроводную сеть.