ИНТЕРВЬЮ

Алексей Максимов,

Андрей Колесов

Год рождения современного российского ИТ-рынка - понятие весьма условное, но все же с большой долей уверенности можно утверждать, что в наступившем 2007 г. он будет отмечать свое пятнадцатилетие. Компания "Открытые технологии", один из ведущих системных интеграторов страны, относится к числу ветеранов отечественной ИТ-отрасли и все эти годы принимала непосредственное участие в ее становлении. О ситуации и направлениях развития компьютерной отрасли страны с председателем совета директоров "Открытых технологий" Олегом Гизатуллиным беседуют главный редактор PC Week/RE Алексей Максимов и обозреватель Андрей Колесов.

PC Week: Какие тенденции на российском ИТ-рынке вам кажутся наиболее важными и интересными?

Олег Гизатуллин: Здесь можно выделить много разных тенденций, но в первую очередь хотелось бы отметить одну из них - слияния и поглощения компаний. Большая их доля - дань моде, подражание западным моделям. На мой взгляд, российский ИТ-рынок объективно еще не готов к таким процессам именно с точки зрения деловой целесообразности.

Олег Гизатуллин

На Западе слияния происходят в основном в рамках одного сегмента рынка, например разработки софта. При этом преследуется цель расширения клиентской базы, географии присутствия и линейки предлагаемых решений. А у нас слияния чаще идут из разных сегментов - скажем, дистрибьютор покупает системного интегратора или наоборот.

Возможно, это способ повысить капитализацию, выйти на рынок IPO. Консолидация бизнеса с целью его более выгодной продажи - такое объяснение имеет под собой основание. Ведь на российском ИТ-рынке есть еще одна интересная тенденция - "выход из бизнеса". Поколение основателей ИТ-компаний первой волны, начала 90-х годов, уже подходит к тому моменту, когда так или иначе нужно отходить от управления бизнесом. Кому его передать? Как получать дивиденды с созданного дела?

Если вернуться к вопросу развития бизнеса, то, на мой взгляд, покупка компаний - не самый удачный вариант. В нашей среде гораздо эффективнее взять на работу двоих-троих опытных специалистов или целую команду в интересующей вас области.

PC Week: Да, но этот вариант не поможет вам приобрести клиентскую базу. К тому же нельзя забывать о вроде бы уже решенном вопросе вступления России в ВТО. И может быть, укрупнение бизнеса связано с предстоящей конкуренцией с западными компаниями?

О. Г: Да, с привлечением заказчиков дело обстоит не так просто. На рынке нет такой жесткой привязанности клиентов к конкретным юридическим структурам, гораздо сильнее оказываются как раз личностные контакты.

Что касается вступления России в ВТО - это очень серьезно. Но я хотел бы уточнить: именно сейчас слияния на российском ИТ-рынке не вполне оправданны. А вот спустя три-четыре года это будет просто необходимо, поскольку к тому моменту мы как раз и ощутим реальный прессинг зарубежных игроков.

Обратите внимание: сегодня не происходит слияний системных интеграторов. Первая десятка - это самодостаточные компании, которые были созданы неординарными личностями. С точки зрения бизнеса объединяться этим компаниям ни к чему, и практически нереально увязать при таком объединении интересы владельцев. Но когда сюда придут зарубежные фирмы, то в условиях сильной внешней угрозы личностные аспекты придется позабыть.

PC Week: Но есть и еще одна группа игроков, набирающая силу на нашем рынке: это компании, которые выросли из государственных структур и в качестве конкурентного преимущества используют административный ресурс. Вы чувствуете их присутствие на рынке?

О. Г: Такой момент действительно можно отметить, но я не стал бы сильно преувеличивать его значение. Практически все ИТ-компании, стоявшие у истоков формирования современного российского рынка, возникали не на пустом месте, а, как правило, на основе существовавших государственных (а других в нашей стране и не было) структур. Соответственно они использовали не только интеллектуальные ресурсы, но и связи, помогавшие им, в том числе в получении заказов. Однако со временем, причем довольно быстро, начинали доминировать сугубо рыночные отношения между исполнителем и заказчиком.

То же самое происходит с новым поколением ИТ-компаний, которые, как вы говорите, выросли из госструктур постсоветской формации. Да, они обладали определенными преимуществами на стартовом этапе деятельности, но потом неминуемо должны переходить на рыночные принципы работы.

PC Week: А как это отражается на проведении тендеров?

О. Г: Как раз на тендерах это очень хорошо видно. Тендерное право и соответствующие процедуры заметно развиваются. Пять лет назад мы участвовали в тендере Всемирного банка: там все было сделано на высшем уровне - запечатанные конверты, прописанные регламенты и требования, жесткие сроки. Для нас тогда все это было непривычно и тяжело, но мы прошли весь путь и выиграли тендер. Сегодня эти процедуры становятся нормой в России как в государственном секторе, так и у коммерческих заказчиков, и мы готовы работать на таких условиях.

PC Week: Как вы относитесь к тому, что в качестве системных интеграторов в нашей стране все чаще выступают ведущие мировые компании, традиционно известные нам как поставщики оборудования, - HP, IBM, Sun и другие? Именно их сервисные и консалтинговые подразделения в последнее время получают роль генеральных подрядчиков крупных проектов, которые потом уже руководят привлечением партнеров, распределением финансов и пр. Вы ощущаете конкуренцию с их стороны?

О. Г: В России ситуация на рынке системной интеграции в ближайшие годы будет развиваться очень стремительно в силу стечения целого ряда обстоятельств. Прежде всего, наша страна стала интересной в плане бизнеса для крупных западных фирм, и предстоящее наше вступление в ВТО позволит им здесь развернуться в полную мощь. В то же время нельзя не замечать настойчивого движения вендоров в направлении реализации проектов. А эти компании сегодня имеют очень сильные позиции в России, и расширить свое присутствие им будет совсем не трудно.

Пока мы ощущаем конкуренцию с их стороны не в плане конкретных работ и проектов, а в первую очередь в кадровой сфере - они перехватывают специалистов. Но лет через пять мы эту конкуренцию почувствуем в полной мере. Как будет складываться ситуация конкретно, сейчас сказать трудно, но в целом мы готовы к такому соперничеству, поскольку имеем свои преимущества, которые выражаются в наличии той же региональной сети, в лучшем знании местного рынка в целом.

PC Week: Давайте перейдем к технологическим вопросам. Как здесь меняется ситуация?

О. Г: Я бы сказал так: тут есть безусловное развитие, но оно не так значительно, как это порой выглядит в публикациях в прессе. Например, в последние годы я не вижу сколько-нибудь серьезного влияния на рынок новых брендов. Но тут есть вот какое любопытное явление: новые продукты с Запада часто приходят к нам в результате развивающихся там процессов глобализации, слияния-поглощения компаний.

Что же касается технологических аспектов, то здесь хорошо видно, что происходит на практике. Сначала под воздействием вендоров и прессы формируется некоторый ажиотажный интерес. Потом все успокаивается и переходит в нормальное деловое русло. Лет пять назад такой пик пришелся на информационную безопасность - к этой теме, например, относилось до 70% докладов на разных ИТ-форумах. Сегодня ИБ - просто необходимый аспект создания информационных систем, который имеет свою правовую и технологическую базу, примеры реализации. И уже никто не устраивает из этого шумихи, все просто работают. Сейчас нечто подобное происходит в области аутсорсинга: наступает период практической реализации этой модели взаимодействия с заказчиками.

PC Week: Как вы собираетесь работать по этой модели, в частности, в географическом плане? Формируете партнерскую сеть или создаете свои отделения?

О. Г: Тут нам есть чем гордиться, и мы считаем уже имеющуюся у нас региональную сеть своим конкурентным преимуществом. У нас 15 отделений по стране. В плане управления компанией это очень непросто, но зато дает качественно новый эффект в плане бизнеса. Обратите внимание - речь идет не просто о расширении бизнеса за счет выполнения локальных проектов на местах (что можно реализовать с помощью нескольких дочерних автономных фирм), а о возможности реализации единых проектов федерального уровня, покрывающих всю страну.

Сегодня в регионах у нас в общей сложности работает около двухсот сотрудников. В свое время мы начали создавать эту сеть для снижения времени реакции на запросы клиентов по технической поддержке. Потом появились специалисты по продажам, консультанты. Но в первую очередь все региональные представительства объединены единой технологической политикой, хотя в плане продаж представляют собой скорее независимые компании, которые имеют свои бизнес-планы, ищут заказы, конкурируют с местными интеграторами и т. д. Тут очень важно, чтобы в регионах наше представительство воспринималось не как филиал московской организации, а как местная фирма. В то же время при такой автономности наши отделения готовы работать и по федеральным проектам, которые управляются из Москвы.

PC Week: А модель взаимодействия центрального и региональных офисов как-то меняется?

О. Г: Да, она постоянно корректируется на уровне ежегодного планирования в зависимости от изменения условий. Например, сейчас одна из ключевых задач (это относится не только к нам, а к любым компаниям с филиальной структурой, в том числе международным) заключается в том, чтобы гармонизировать вопросы мотивации между менеджментом Москвы и регионов.

PC Week: Какие изменения наблюдаются во взаимоотношениях исполнителей и заказчиков?

О. Г: Если в общих словах, то растут и исполнители, и заказчики, их отношения выходят на новый уровень. Раньше заказчик чаще всего говорил нам: "Мы сами знаем, что и как нужно сделать. А вы реализуйте это нам подешевле". Сегодня же нас воспринимают как консультантов, которые должны подсказать эти самые "что и как".

Тут нужно вернуться к теме аутсорсинга. Мы лишь подходим к широкому применению данной модели на рынке, и решающая роль в этом зависит от готовности заказчика, а именно - от совершенства его бизнес-процессов. Проще говоря, отдать на аутсорсинг можно лишь то, что внутри компании уже выделено в прописанный бизнес-процесс с четким интерфейсом его взаимодействия с остальным бизнесом.

Внедрение ERP позволяет видеть состояние предприятия в режиме реального времени и прогнозировать его деятельность хотя бы в краткосрочной перспективе.

PC Week: Сегодня ИТ-аутсорсинг воспринимается главным образом как техническая поддержка, но ведь это понятие гораздо шире, оно связано и с реализацией основных бизнес-процессов предприятий - например, того же бухгалтерского учета. Что можно сказать об этом?

О. Г: Такие обсуждения действительно широко ведутся. Говорят, например, о том, что вообще всю деятельность в компании, кроме самой ключевой, в которой заключается "изюминка" бизнеса, нужно вначале стандартизовать, а потом отдать на аутсорсинг. Наверное, на практике разные процессы имеют разную степень готовности к этому. Конкретно ИТ-аутсорсинг, например, сейчас до этого дорос.

PC Week: Мы часто говорим о повышении значимости ИТ для бизнеса, что проявляется и в усилении роли руководителей ИТ-служб в общем менеджменте компаний. Вы со своей стороны наблюдаете этот процесс?

О. Г: Да, конечно. Образно говоря, если раньше начальник ИТ-отдела попадал к генеральному директору раз в год, при утверждении бюджета, то теперь он стал ИТ-директором и встречается с ним еженедельно и при этом участвует в решении вопросов стратегического развития предприятия, далеко не только напрямую связанных с ИТ. Причина тому очевидна: ИТ непосредственно влияют на эффективность бизнеса в целом. Например, внедрение ERP позволяет видеть состояние предприятия в режиме реального времени и прогнозировать его деятельность хотя бы в краткосрочной перспективе, без чего сегодня нельзя конкурировать на рынке.

Таким образом повышается прозрачность бизнеса, а это уже важно не только для менеджмента, но и для собственников компаний.

PC Week: Хотелось бы вернуться к теме, которую мы затронули в начале нашей беседы, - к развитию российского ИТ-бизнеса в условиях смены поколений его основателей. Тут, наверное, можно выделить два аспекта. Кто-то хочет "выйти из бизнеса" и передать управление компанией в другие руки. А кто-то хочет по-прежнему управлять своим детищем сам, но ему бывает не очень просто приспособиться к новым реалиям рынка и новому позиционированию собственного предприятия. Что можно сказать по этому поводу?

О. Г: Вы правы. В большинстве своем все нынешнее руководство ведущих ИТ-компаний - это выходцы из советской системы, инженеры и ученые, которые в силу обстоятельств, во многом совершенно неожиданно для себя, стали заниматься предпринимательством и менеджментом. Сейчас же мы имеем на рынке поколение специалистов и менеджеров от 25 до 40 лет, они играют в отрасли решающую роль. Они выросли в рыночных условиях, у них другое бизнес-образование, другой менталитет. И эти люди должны сменить нас, в том числе и на уровне топ-менеджента.

Есть два основных пути формирования слоя верхнего управления: за счет роста внутренних кадров и путем привлечения специалистов извне, в том числе из других отраслей. В принципе возможны оба варианта, но мы для себя считаем более правильным первый. Да, ИТ-отрасль подчиняется общим законам маркетинга и организации бизнеса, но все же в силу высокой динамики своего развития и уровня инноваций она останется сильно персонифицированной сферой по сравнению с другими секторами экономики. Руководители ИТ-компаний должны будут очень хорошо разбираться в специфике ИТ и особенностях собственных фирм.

Собственно, есть две основные модели управления бизнесом: первая - удержание и постепенное расширение достигнутых позиций, вторая - прорыв, выход на какие-то новые рубежи. Чтобы достичь успеха на ИТ-рынке, нужно сочетать обе модели, но прорыв могут совершить только энтузиасты и специалисты в этой сфере.

PC Week: Спасибо за беседу.