Представление пользователей о том, что такое мобильный телефон для бизнес-пользователей, за последний год заметно изменилось, причем далеко не всегда оно совпадает с мнением производителей терминалов, тем более что у каждого вендора своя, подчас крайне запутанная и индивидуальная сегментация постоянно обновляемой продуктовой линейки. В настоящее время в этом классе устройств на первый план выходят модели с развитыми коммуникационными возможностями, быстрыми (относительно остальных терминалов) процессорами, обладающими адекватными функциями ввода информации. Однако выбор нужной модели затруднен, особенно для корпоративных пользователей, которым необходимо заказать сразу несколько десятков единообразных трубок или выбрать несколько похожих моделей для использования в качестве "мобильного офиса". Мы предлагаем свою классификацию присутствующих на рынке устройств, которая опирается на точку зрения пользователей.
Параметры выбора
Существует несколько основных критериев для выбора устройств бизнес-класса - системные параметры, параметры функционирования и специальные возможности. Опросив ведущие сети по продаже цифровой техники на предмет пользовательских предпочтений, мы отметили, как изменились параметры терминалов для деловых людей по сравнению с нашим прошлогодним обзором (см. PC Week/RE Mobile, N 3/2006, с. 12). Системные критерии выбора стали более серьезными - пользователи обращают внимание не столько на отдельные элементы "железа" каждой конкретной модели, сколько на согласованность всех элементов, компоновку модели, работоспособность стороннего ПО и устойчивость функционирования системных прошивок. Отметим, что указанные в нашем материале возможности телефонов - тот стандартный минимум, без которого терминал нельзя отнести к бизнес-классу на пользовательском уровне, чтобы об этом ни говорили производители мобильников.
Ubiquam U-300 - хит сезона
для пользователей “Скай Линка”,
первый телефон с поддержкой
скоростного протокола EV-DO
Самый первый параметр, крайне важный для использования мобильного телефона во всех современных системах управления предприятием, - это возможность с его помощью проводить синхронизацию данных с компьютером (имеются в виду записи контактов, календаря и расписания, электронной почты, заметок). Если в 2006-м доминирующими технологиями для этого были ИК-порт, USB-кабель или GPRS для работы по сотовой сети, то в нынешнем - уже технология Bluetooth для организации беспроводной связи с компьютером на небольшом расстоянии (практически все ноутбуки стоимостью 1500 долл. и выше сейчас снабжены таким интерфейсом), а также протокол EDGE для общения по беспроводной сети. По заказу корпоративного пользователя такие терминалы могут быть "заточены" для работы в качестве мобильного офиса сторонним интегратором (более подробно см. PC Week/RE Mobile, N 11/2006, с. 12). При этом, как правило, терминалы бизнес-класса имеют меньше мультимедийных функций (небольшое количество мелодий, слабые возможности полифонии, малая разрешающая способность встроенной камеры и т. д.), а также строгий классический дизайн. Примерами таких моделей могут служить Nokia E65 и Samsung i600.
Второй важный фактор - программное обеспечение. Современная модель бизнес-телефона должна иметь программы-клиенты для приема и отправки всех типов сообщений - e-mail, а также SMS/MMS. Правда, несмотря на это многие пользователи обращаются к своему почтовому ящику с помощью Web-интерфейса. Желательно также, чтобы были предустановленные программы чтения текстовых программ, электронных таблиц, презентаций - обычно для этого хватает стандартных программ. Только для PDF-файлов, в которых часто поставляются текстовые документы, требуется мобильная и свободно распространяемая версия Adobe Acrobat.
Третий фактор - возможность удобного ввода данных. Все больше пользователей, понимая, что им придется печатать много информации, выбирают коммуникаторы, которые, обладая клавиатурами с расширенным функционалом, также входят в разряд бизнес-телефонов. В качестве примера "чистого" бизнес-телефона подобного уровня можно привести Nokia Е51 и Nokia 6233. Неплохие продажи в России имеет и бизнес-телефон BenQ-Siemens S68 (по функциям, правда, он проще Nokia 6233).
Четвертый фактор - параметры функционирования, которые определяют, как долго и успешно тот или иной терминал сможет выполнять свои функции и быть полностью работоспособным. В первую очередь это, конечно, время автономной работы. Хотя смартфоны и коммуникаторы постепенно занимают все большую долю бизнес-терминалов, продолжительность их работы без подзарядки пока оставляет желать лучшего. Мощные процессоры и бизнес-приложения активно "съедают" заряд аккумуляторной батареи, поэтому не стоит верить в мифические заверения о том, что, к примеру, изделия HTC (под брендами i-Mate, Qtek или HTC) будут действовать при рабочей нагрузке больше двух дней подряд. Скорее всего подзаряжать их придется каждый день. Несколько дольше, быть может, продержатся изделия Nokia, Samsung и Sony Ericsson, но исключительно из-за того, что их производительность и возможности ограниченны по сравнению с устройствами вышеперечисленных компаний. Таким образом, к своему бизнес-терминалу имеет смысл сразу купить запасную батарею повышенной емкости - в настоящее время других вариантов нет.
Также надо обратить внимание на массу бизнес-телефонов - за прошедшее с нашего прошлогоднего обзора время она не падает, а стабилизировалась на уровне 90-100 г и иногда "подскакивает" до 120 г. Дело в том, что эти устройства вбирают в себя слишком много дополнительных функций и их стараются позиционировать как более-менее полноценную замену карманному компьютеру, находящемуся примерно в аналогичной весовой категории. Как и год назад, принцип "чем меньше, тем лучше" остается неверным: компактные телефоны в весовой категории до 65-70 г относятся скорее к начальной категории бюджетных терминалов с небольшим дисплеем и весьма скромным функционалом или к категории развлекательных мобильных телефонов с мультимедийными функциями.
Телефоны Nokia E-серии - разнообразие
бизнес-телефонов для деловых людей
Интересные изменения происходят с объемом памяти подобных устройств. Если год назад внутренняя память играла какую-то роль, то сейчас это уже не критично: 64-128 Мб вполне хватает для размещения ОС и приложений, поставляемых "по умолчанию", все остальное размещается на внешних картах памяти. Напомним, что терминал без карты памяти к категории "бизнес-телефон" уже не относится - растет объем офисных документов, появляется расширенный функционал дополнительных программ, которые требуются на мобильном устройстве время от времени. Терминал бизнес-класса должен поддерживать работу с внешними картами памяти, желательно с одним из самых распространенных их типов - например, miniSD (ими оснащаются модели Nokia, BenQ-Siemens), SD/MMC (Nokia, Motorola) или Memory Stick Duo (Sony Ericsson). С их помощью гораздо удобнее обмениваться данными с КПК или ноутбуком - многофункциональные порты для поддержки таких карт есть почти по всех моделях портативной компьютерной техники (именно на эти карты памяти размещаются звуковые файлы со встроенного диктофона, причем размер записей определяется только размером памяти.)
Стоит отметить, что все больше понятие "бизнес-телефон" сочетается с понятием "умного" сотового терминала - смартфоном и коммуникатором. "Мы относим к бизнес-категории телефоны с расширенными функциями, необходимыми для бизнес-пользователей (например, работа с документами MS Office), - сказал Очир Манджиков, пресс-секретарь компании "Евросеть". - Воспользовавшись таким устройством, можно, как правило, просмотреть рабочие файлы, HTML-страницы, электронную почту. Бизнес-телефон - это не только шанс связаться с кем-либо в любую минуту, но и решать некоторые задачи, находясь за пределами офиса".
Смартфон Nokia 9300 - вполне компактная “книжка”
И наконец, отметим специальные возможности - еще год назад они не принимались нами в расчет, однако в преддверии тотального перехода на сети третьего поколения представления меняются. Бизнес-телефон становится более функциональным и, конечно, более дорогим. По информации Татьяны Москалевой, директора по связям с общественностью торговой сети по продаже цифровой техники "Цифроград", на основе обобщенных данных производителей к вышеперечисленным функциям добавляется работа в сетях 3G и проведение видеоконференций. Для реализации последнего пункта терминал оснащается либо двумя камерами (одна монтируется рядом с клавиатурой для передачи картинки при совершении видеозвонка), либо одной камерой с поворотным механизмом, которая направляется или на пользователя, или в сторону.
В новые телефоны бизнес-класса также предустанавливают дополнительное ПО, учитывая увеличение среднего размера карты памяти (с 256 Мб год назад до 1 Гб в настоящее время) - это поисковые сервисы, программы планирования рабочего времени, бухгалтерского учета и т. д. Различаются они и по способности работать с коммуникационными программами типа Skype (www.skype. com) или SipNet (www.sipnet.ru). ПО этого класса может быть предустановленным; в таком случае достаточно ввести свои учетные данные в этих сетях, и пользователь получит возможность совершать звонки через бесплатные хотспоты, терминал сам обеспечит соединение с центральным сервером каждой из этих сетей. Безусловно, это должен быть "гибридный" терминал - он способен совершать звонки как в сетях 3G (WCDMA/ UMTS), так и в сетях предыдущих поколений - 2-2,5G (GSM).
Практически всем указанным выше параметрам соответствуют такие модели, как Nokia E50, E60/E61, 9300; Sony Ericsson P990i, M600i, W950i; Samsung D900, P310, i750; BenQ-Siemens EF81; коммуникаторы HTC под индексами TyTN и P330, а также Fly iQ110. Именно эти модели стали лидерами продаж в IV квартале 2006 г. по статистике торговых сетей "Евросеть" (www.euroset.ru) и "Цифроград" (www.egrad.ru).
Оператор для деловых людей
Особая ситуация складывается с телефонами для пользователей сети "Скай Линк" (www.skylink.ru), которая изначально создавалась для бизнес-пользователей и работает в стандарте CDMA2000. Здесь наиболее продвинутыми терминалами, поддерживающими не только голосовую связь, но и скоростную передачу данных с помощью протокола EV-DO (порядка 600-700 кбит/с), можно считать две модели Ubiquam - уже известную пользователям трубку U-300 и новую двухстандартную U-520 (работает в стандартах GSM и CDMA2000); последняя вот-вот должна поступить в продажу для пользователей Москвы и Санкт-Петербурга (более подробно о модели см. PC Week/RE, N 41/2006, с. 24). Базовое отличие этих трубок от остальных моделей бизнес-телефонов в том, что они, конечно, не обладают возможностями коммуникаторов, их преимущество в другом. Они являются полноценным приложением к мобильному компьютеру, что в итоге позволяет организовать мобильный офис (в том числе синхронизацию с почтовым сервером предприятия) с высокой скоростью, причем в полном отрыве от всех коммуникаций, кроме сотовой связи. До конца III квартала нынешнего года в продаже ожидается и двухстандартный смартфон от AnyData - это будет полноценный терминал для работы с офисными приложениями для корпоративных пользователей. По предварительным данным, он будет функционировать под управлением Windows Mobile 5.0. Из интересных особенностей модели можно отметить поддержку протокола передачи данных EV-DO rev. A (отличается от обычного EV-DO rev. 0, который работает в указанных выше терминалах Ubiquam, увеличенной до 700 кбит/с скоростью передачи данных от пользователя к базовой сети. По предварительным сообщениям, модуля Wi-Fi там нет, но в смартфоне будет встроенный приемник GPS.
Специальная связь
Для бизнес-пользователей GSM-сетей есть специальная категория аппаратов защищенной связи (более подробно об этом см. PC Week/RE Mobile, N 1/2005, с. 14 и PC Week/RE, N 39/2006, с. 14), правда, работать они будут только с одним из операторов сотовой сети. Услуга, предоставляемая "МегаФоном" (www. megafon.ru), делает невозможным подслушивание разговора, поэтому с помощью таких специальных терминалов можно обсуждать любые секреты, даже находясь в роуминге. Кроме государственных чиновников, которым такие трубки положены по работе, эти аппараты продаются и бизнесменам - в отличие от устройств, поставляемых чиновникам, у них нет специальных криптокодов, используемых органами государственной власти, однако защита переговоров все равно обеспечивается на хорошем уровне.
Терминалы защищенной
связи - ССТ М539 (слева, черный)
и двухпроцессорный криптосмартфон
“Анкорт А7” (справа, серебристый)
По информации представителей "МегаФона", в настоящее время существует всего три модели терминалов для подобной услуги. В продаже как для бизнесменов, так и для чиновников есть терминал конфиденциальной сотовой связи ССТ (специальный сотовый телефон) М539. Поскольку еще не закончены испытания для продажи государственным органам, то ограниченно (только для частных лиц) продается двухпроцессорный криптосмартфон "Анкорт А7" производства компании "Анкорт" (www.ancort.ru, фирма учреждена НПО "Ангстрем"). Заканчивается также разработка криптосмартфона в компании "ГенКей" (www. genkey.ru), учрежденной 17-м Центральным проектным институтом связи Министерства обороны Российской Федерации. Он в отличие от двух других упомянутых моделей будет иметь расширенные возможности - к примеру, поддержку EDGE и т. д. А вот модели для UMTS (сети 3G) пока не планируются - по мнению производителей, во-первых, есть неясность со сроками ввода в эксплуатацию таких сетей на территории России, а во-вторых, для передачи данных таким пользователям пока хватает сетей 2-2,5G, развернутых по всей стране.
Бизнес-терминал BenQ-Siemens S68
крайне легкий и удобно сочетается с
беспроводными Bluetooth-гарнитурами
Защищенная связь доступна абонентам в любом регионе РФ, но наибольшее распространение она получила в Центральном и Южном ФО. Типичная аудитория для этих сервисов - специалисты органов государственной власти, офицеры правоохранительных структур, юридические лица различных форм собственности, а также частные предприниматели. Общее количество пользователей по итогам 2006 г. - более 3000 человек (при стоимости терминалов - от 2,5 тыс. долл.). Поскольку эти абоненты помимо безопасности и защищенной связи хотят иметь функции, соответствующие современным смартфонам и "продвинутым" телефонам GSM, новые модели с поддержкой GSM и UMTS, которые будут доступны пользователям в начале 2008 г., по своему функционалу, скорее всего, будут похожи на последние разработки зарубежных вендоров.
Трубки для коммуникационных программ
Бизнес-терминалы выпускаются не только для работы в сотовых сетях. Есть также "гибридные" телефоны с поддержкой сетей GSM и Wi-Fi (яркий пример - Nokia E60, стоимость - порядка 300 долл.), а кроме того, в нашей стране можно наблюдать бурный рост нового сегмента рынка. Речь идет о трубках с поддержкой технологии VoIP, позволяющих общаться с помощью специальных коммуникационных программ типа Skype, SipNet и т. д. К выбору таких трубок для бизнес-сегмента, как и терминалов для сотовой связи, лучше всего подходить с точки зрения потребительских интересов корпоративных пользователей. В недалекой перспективе можно ожидать, что гибридные устройства GSM/Wi-Fi получат расширенные возможности: многофункциональную камеру и видеозвонки не через сотовую сеть, а через беспроводные точки доступа. Фактически при развитии технологии Wi-Fi в стране и наличии большого числа хотспотов в городах необходимость наличия 3G-сети снимается - осуществить видеозвонок можно будет с помощью уже имеющейся инфраструктуры.
Элегантный серебристый
Sony Ericsson P990
Но вернемся к критериям выбора VoIP-трубок. Во-первых, это компактность устройства и легкость в эксплуатации. По словам Сергея Кравцова, руководителя департамента по работе с поставщиками оборудования компании SipNet, учитывая тот факт, что указанные выше коммуникационные сервисы позволяют значительно снижать стоимость голосовых вызовов при дальних звонках, бизнес-клиенты используют их в основном в тандеме с мобильной техникой. Поэтому VoIP-трубку должно быть удобно транспортировать с ноутбуком. Наиболее подходящий размер - не больше плейера iPod от Apple. Примером может служить устройство Skypik толщиной всего 9 мм, подключаемое к компьютеру по USB-кабелю.
Во-вторых, VoIP-трубка не должна иметь избыточных функций. В отличие от сложных терминалов для мобильных сетей VoIP-трубки предназначены прежде всего для повышения удобства работы с сервисом, основные возможности которого полностью и целиком реализуются в компьютере абонента, а терминал обращается к его мощности для обработки вызова. Таким образом, в любом случае это прежде всего приложение к ноутбуку или настольной рабочей станции.
В-третьих, VoIP-трубки, по мнению производителей, должны изготавливаться в привычном для пользователей форм-факторе и напоминать терминалы для проводных и сотовых сетей. Вдобавок такое устройство должно быть универсальным - поддерживать как большинство известных ОС, так и программные клиенты. В идеале оно должно автоматически настраиваться и поддерживать связь с любой коммуникационной программой, будь то SipNet (X-Lite, X-Pro, eyeBeam), Skype, Net2Phone, MSN Messenger или Google Talk. Одними из лучших в этой категории можно признать USB-телефоны, в которых на встроенной памяти записаны коммуникационные программы Skype и SipNet (к примеру, SkypeMate USB-P1M, www. skypemate.ru).
Перспективный промышленный образец
смартфона GSM/Wi-Fi/VoIP “китайской
сборки” - будущее за примерно
такими моделями
Интересным развитием автономных VoIP-телефонов можно признать "игрушку" типа V-phone американской компании Vonage, где в корпусе, напоминающем небольшой брелок, объединены USB-телефон с обычным телефонным номером сети общего пользования (устройство продается в партнерстве с телекоммуникационным оператором, который и выделяет номерную емкость), разъем для голосовой гарнитуры, флэш-память на 256 Мб, ПО для совершения голосовых вызовов. Не занимая много места, этот терминал можно подключить к любому компьютеру, даже в интернет-кафе, и осуществить голосовой вызов в любую точку планеты.
В-четвертых, важное значение имеет простота подключения трубки к компьютеру. На рынке в больших количествах пока присутствуют модели для двух основных типов связи трубки и мобильного ПК - с помощью кабеля и по радиоканалу. Самый простой вариант - через USB-кабель (средняя стоимость такой трубки порядка 30 долл.). Сразу решается проблема с питанием терминала при длительных разговорах, к тому же его сложно потерять при работе в мобильном режиме, можно быстро начать использовать в тандеме с любым компьютером, имеющим хотя бы один свободный USB-порт (к примеру, модель SkypeMate USB-P1K). Будущее подобных устройств - все большее распространение моделей со встроенной памятью (встроенный дисплей - уже норма), в которую будут записаны коммуникационные программы, по аналогии с вышеобозначенным V-phone. Таким образом, трубка тоже будет самодостаточным устройством для использования в любом интернет-кафе, где есть компьютер с USB-портом.
Второй вариант чуть посложнее - соединение с компьютером посредством беспроводного протокола Bluetooth (средняя стоимость трубки - порядка 50 долл.). Но подобные телефоны пока еще "капризны" - не многие модели воспринимают без проблем встроенный в ноутбук адаптер Bluetooth, так что может потребоваться внешний Bluetooth-адаптер, подключаемый к компьютеру с помощью USB-порта. Достоинства этого вида соединения очевидны - мобильность в пределах офиса (стабильный сигнал между трубкой и компьютером, которые находятся на расстоянии до 20 м друг от друга), отсутствие лишних проводов. Однако для такого терминала будет необходима отдельная зарядка, разряжаются они при длительных вызовах очень быстро. Примерами таких терминалов являются TRENDnet TVP-SP1BK, SkypeMate USB-W1D.
VoIP-телефон Skypik - самая компактная
модель USB-терминала на российском рынке
Для офиса хорошо подойдут носимые модели терминалов VoIP/Dect. Их база (выглядит как у обычного радиотелефона) подключается к настольной рабочей станции или ноутбуку по USB, а также к обычной телефонной линии. И тогда трубка может работать как обычный городской телефон, а также осуществлять прием звонков на виртуальный номер, вызовы по сети Интернет (к примеру, модель Olimpia Cordless DUALphone). Выпускаются также телефоны, к которым подключается либо Ethernet-кабель, либо провод ADSL от внешнего провайдера - это полноценные интернет-телефоны, которые могут работать без участия компьютера, поскольку необходимое ПО уже "прошито" в их памяти (модели Topcom Webt@lker 5000, Planet VIP-153T). И наконец, самые продвинутые модели - это Wi-Fi-телефоны, для их работы необходимо наличие в помещении беспроводной сети. По дизайну они напоминают сотовые терминалы, самостоятельно устанавливают связь с центральным сервером той или иной коммуникационной программы, обеспечивают прохождение звонков и улучшенное качество звука (терминалы Planet VIP-190, NetGear SPH101). Безусловно, все решения, перечисленные в этом пункте, - ограниченной мобильности, но подходят для мобильного офиса, поскольку позволяют организовать полноценную телефонную связь даже без специально выделенной телефонной линии.
В отличие от сотовых телефонов VoIP-трубки пока еще не очень распространены на российском рынке - их можно найти лишь в тех регионах, где ситуация с широкополосным подключением к Интернету более-менее благоприятна (пока это только крупные города-миллионники). В течение второго полугодия 2006 г. отмечался устойчивый рост интереса пользователей именно к USB-устройствам для VoIP-телефонии (как к проводным, так и к беспроводным). Как отмечает менеджер по товарному маркетингу коммерческой дирекции розничной сети "Белый Ветер - Цифровой" Сергей Ситнов, в данный момент в упомянутом сегменте VoIP-терминалов работают либо компании - производители телекоммуникационного оборудования (USR, LinkSys, NetGear и т. д.), либо мало известные тайваньские и корейские фирмы, у которых в каждом сегменте мы видим одно-два устройства, функциональность и дизайн которых принесены в жертву простоте. С другой стороны, такие компании, как SkypeMate, проявляя более гибкий подход, вышли на рынок сразу с 10-15 устройствами различного дизайна, расцветок и функциональности (от примитивных USB-трубок без дисплея до беспроводных устройств и полнофункциональных телефонных USB-аппаратов со встроенными камерами). Конечно, не остались в стороне и основные производители периферийного оборудования - к примеру, Logitech и Genius, но на данный момент этого явно недостаточно для серьезного развития в этом сегменте рынка, место для других игроков (к примеру, Microsoft) пока есть.
По информации из торговых сетей, корпоративные клиенты проявляют большой интерес к подобным оконечным устройствам, для компании любого типа это доступная альтернатива осуществления внутренней телефонной связи и решения проблемы количества каналов для исходящих звонков. Типовой заказ корпоративного пользователя в столичной рознице - порядка 10-15 VoIP-телефонов для монтажа на рабочие станции сотрудникам.