ПРАВО
Юридическая фирма "Байтен Буркхардт" (www.bblaw.ru) составила "Рейтинг изменений в российском бизнес-законодательстве в 2006 году", который на самом деле содержит не один, а сразу четыре рейтинга.
Изучив законодательные изменения, принятые в течение прошлого года, эксперты выделили по 10 наиболее значимых для бизнеса нововведений в каждой из следующих областей права:
- корпоративные отношения и коммерческая деятельность;
- недвижимость;
- информационные технологии, интеллектуальная собственность и массовые коммуникации;
- трудовые отношения.
Все четыре составляющих рейтинга ориентированы на интересы бизнеса и отражают точку зрения специалистов юридической фирмы на состав и содержание российских норм и актов, принятых в минувшем году, которые существенно изменили или изменяют объем прав и обязанностей компаний, меняют порядок регулирования, затрагивают интересы большого количества лиц и требуют внимания и ресурсов при ведении коммерческой деятельности.
В разделе отчета, относящемся к информационным технологиям, интеллектуальной собственности и массовым коммуникациям, выделяются следующие 10 наиболее значимых нововведений.
1. Признание исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальную собственность) имущественным правом. Гражданский кодекс Российской Федерации (новая редакция ст. 128, вступающая в силу с 1 января 2008 г.).
Исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальную собственность) со следующего года будет признаваться имущественным правом, т. е. будет рассматриваться наряду с правом собственности, аренды, оперативного управления и т. д. В частности, исключительные права могут быть предметом залога или продажи с публичных торгов, а уступка исключительного права новому правообладателю не является основанием для изменения или расторжения лицензионного договора с предшествующим правообладателем. По аналогии с арендными отношениями часть четвертая Гражданского кодекса также предоставляет лицензиатам по исключительным лицензиям право самостоятельно защищать интеллектуальные права от нарушений третьими лицами.
2. Создание института охраны персональных данных. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (вступил в силу 25 января 2007 г.).
До принятия этого закона нормы об охране персональных данных содержались в основном в Трудовом кодексе РФ и в старой редакции закона "Об информации, информатизации и защите информации", а также эпизодически упоминались в различных отраслях законодательства. С принятием закона создается целостная система регулирования и охрана распространяется на все случаи сбора, обработки и использования персональных данных.
Понятие персональных данных определено в новом законе шире, чем ранее: под персональными данными понимается "любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу". В число персональных данных наряду с фамилией, именем, отчеством, датой и местом рождения относятся также семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация.
3. Изменение требований к предмету и условиям договоров об использовании ИС. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая); Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ" (частично вступил в силу с 21 декабря 2006 г.).
Согласно этому закону с 1 января 2008 г. будут существенно изменены требования к предмету и условиям договоров о передаче прав на интеллектуальную собственность (уступка, лицензии, авторский договор заказа). В отношении договоров, заключенных до 1 января 2008 г., новые требования будут применяться к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения в действие части четвертой. Требования о порядке заключения и форме договоров и об их государственной регистрации будут применяться также к договорам, предложения о заключении которых будут направлены до 1 января 2008 г. и которые будут заключены после этой даты.
4. Налоговые льготы для ИТ-компаний. Федеральный закон от 27.07.2006 N 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы" (вступил в силу 1 января 2007 г.).
С этого года для российских компаний, разрабатывающих и реализующих программы для ЭВМ и базы данных или оказывающих определенные ИТ-услуги, устанавливается льгота по ЕСН. На льготу имеют право ИТ-компании, преимущественно занимающиеся офшорными услугами (доходы от иностранных заказов не менее 70%) и чья численность превышает 50 сотрудников. После ожидаемого индустрией принятия необходимых подзаконных актов о государственной аккредитации налоплательщиков снижение налогового бремени для российского офшорного ИТ-бизнеса, по приблизительным оценкам, составит от 8,5 до 11,5%.
Кроме того, организациям, осуществляющим деятельность в области ИТ, при выполнении определенных условий предоставлена возможность включать в расходы для целей исчисления налога на прибыль организаций стоимость приобретаемой электронно-вычислительной техники. Этот закон поддержал не только ИТ, но и инновационную деятельность, разрешив включать в состав расходов, признаваемых для целей налогообложения налога на прибыль, не только исследования с положительным, как было ранее, но и с отрицательным результатом.
5. Ограничение ответственности информационных провайдеров (посредников). Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (вступил в силу с 9 августа 2006 г., ст. 17).
Этим законом введены нормы, позволяющие ограничить ответственность информационных провайдеров за содержание передаваемой информации. Освобождается от гражданско-правовой ответственности за незаконное распространение информации лицо, которое оказывает услуги: а) по передаче информации; предоставленной другим лицом, без внесения изменений в содержание информации; б) по хранению информации и обеспечению доступа к ней, и при этом лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
6. Изменения в области коллективного управления правами. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая, ст. 1242-1244).
Правила коллективного управления авторскими и смежными правами существенно изменятся с 2008 г. Выступать от имени неопределенного круга правообладателей смогут только организации, прошедшие государственную аккредитацию. Остальные будут иметь право представлять интересы только тех правообладателей, с которыми заключат соответствующие договоры на управление правами.
При этом аккредитация на управление отдельными видами прав (например, управление правами на публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю музыкальных произведений или управление правом наследования на произведения изобразительного искусства) может быть получена не более чем одной организацией. Правообладатель, желающий отказаться от того, чтобы его правами управляла аккредитованная организация, должен будет оформить свой отказ письменно.
Предлагаемое нововведение при его взвешенной реализации и адекватном выборе государством аккредитованных организаций снимет или уменьшит масштабы существующей сейчас проблемы неконтролируемого правообладателями оборота объектов авторских и смежных прав, осуществляемого в связи с изъянами в действующем Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах".
7. Ликвидация юридического лица как санкция за нарушение интеллектуальных прав. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая, ст. 1253).
Частью четвертой в качестве возможной санкции за неоднократное или грубое нарушение интеллектуальных прав вводится ликвидация юридического лица (прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) по решению суда по требованию прокурора.
Грозная формулировка потребует на практике от правоохранительных органов и судов осторожного формирования правоприменительной практики, в противном случае новой нормой будут пользоваться не только в законных и добросовестных целях.
8. Запрет спама, право на отказ от получения информации, запрет на анонимные сообщения. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (вступил в силу с 01.07.2006, ст. 18), Федеральный закон 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (ст. 10).
В новой редакции закона "О рекламе" появились нормы, запрещающие спам. Теперь распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Важно указать, что реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Не допускается реклама с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание, автоматическая рассылка).
По закону "Об информации, информационных технологиях и защите информации" получателю информации (в том числе рекламы) должно быть обеспечено право отказаться от получения информации. Кроме того, введен запрет на анонимное распространение информации. При распространении информации (за исключением распространения в СМИ) необходимо указывать достоверные сведения о ее обладателе (распространителе) в форме и объеме, которые достаточны для его идентификации.
Объективные для информационных отношений в Интернете сложности с идентификацией рекламораспространителей - отправителей спама позволяют предположить, что эффективность введенного запрета спама будет зависеть от позиции операторов связи и инициатив заинтересованных лиц в сфере саморегулирования отношений, которые могут определить порядок предоставления доказательств о правонарушениях.
9. Право изготовителя базы данных. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая, ст. ст. 1333-1336).
С 1 января 2008 г. возникает новое смежное право - право изготовителя базы данных. Под изготовителем базы данных понимается лицо, организовавшее работу по сбору, обработке и расположению материалов, составляющих базу данных. По сути охрана баз данных будет распространяться не только на "форму представления совокупности данных и команд", как это имеет место по ныне действующему закону, но и на содержащуюся в базе данных информацию.
Новое смежное право распространяется на базы данных, разработка которых требует "существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат". При отсутствии доказательств иного базой данных, создание которой требует существенных затрат, признается база данных, содержащая не менее 10 тыс. самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих ее содержание. Исключительное право изготовителя базы данных представляет собой право извлекать из нее материалы и использовать их в любой форме и любым способом. Срок действия данного права 15 лет.
Нововведение защищает интересы индустрии знаний, однако может служить и механизмом ограничения доступа к информации.
10. Ограничения на использование изображения физического лица. Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ" (п. 13 ст. 17), Гражданский кодекс РФ (ст. 152.1).
С 21 декабря 2006 г. запрещается обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (например, фотографии, видеозаписи, портрета) без его согласия. Согласия не требуется только в тех случаях, когда изображение используется в публичных интересах или сделано при съемке в открытых для свободного посещения местах, на публичных мероприятиях (при этом изображенное лицо не должно быть основным объектом), а также когда гражданин позировал за плату.