ПРОГРАММЫ

Государство озаботилось проблемой создания отечественной технологической базы

Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу "Национальная технологическая база" на 2007-2011 гг. (www.government. ru). Ее цель - развитие отечественной промышленности за счет создания и внедрения передовых, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Программа будет выполняться в два этапа. На первом (2007-2009 гг.) будут реализованы проекты, базирующиеся на уже имеющемся научно-техническом заделе, а на втором (2008-2011 гг.) - сложные комплексные проекты, направленные на разработку перспективных технологий и ликвидацию отставания от передовых стран.

Что касается финансирования, то общий бюджет программы составит 99,458 млрд. руб., из которых 49,549 млрд. руб. планируется выделить из федерального бюджета, а 49,909 млрд. руб. - привлечь из внебюджетных источников. Для оценки степени ее выполнения предусмотрен ряд количественных показателей, в частности число разработанных и внедренных передовых технологий, а также полученных патентов и других документов на право интеллектуальной собственности.

В первую очередь предполагается развитие следующих направлений: технологии новых материалов, энергетика, морская техника, средства обеспечения безопасности жизнедеятельности, диагностики и защиты человека от опасных заболеваний, а также машиностроительные, двигательные и химические технологии.

Микроэлектроника: вторая попытка

С точки зрения ИТ особый интерес представляет подпрограмма "Развитие электронной компонентной базы". На ее финансирование будет направлено 38,46 млрд. руб., причем 23,2 млрд. поступят из бюджета, а 15,26 млрд. - из внебюджетных источников.

По плану в 2007-м на предприятиях микроэлектроники будет освоен технологический уровень 0,18 мкм, а к 2011-му - 0,09 мкм, что существенно сократит отставание российской электроники от мировой. Основным показателем успешной реализации подпрограммы станет увеличение объемов продаж электронной продукции. Предполагается, что в 2011-м они достигнут 45 млрд. руб., а темпы роста производства электронной компонентной базы будут сопоставимы с мировыми показателями.

Как говорится в приложении к постановлению, цель подпрограммы - создание национальной научно-технологической основы для производства конкурентоспособной электронной компонентной базы. Необходимость участия правительства РФ обусловлена в первую очередь государственной важностью этой задачи и ее стратегическим значением для подъема промышленного комплекса, а также широтой области использования электронных компонентов для решения задач социально-экономического развития страны. Иностранные инвесторы, пытаясь сохранить статус-кво на мировом и российском рынке, не намерены участвовать в развитии наших электронных предприятий, а внутренние инвесторы реализуют, как правило, краткосрочные проекты и не готовы вкладывать средства в длительные высокотехнологичные проекты.

Но в настоящее время отечественная электронная промышленность находится в таком состоянии, что реализация данной подпрограммы является последней возможностью ее восстановления, и от полноты государственной поддержки зависит судьба высоких технологий в России.

Помимо компонентной базы с ИТ связан еще один пункт целевой программы. Для управления ходом ее реализации и контроля за достижением утвержденных показателей предполагается разработка специальной информационно-аналитической системы.

Следует отметить, что данный шаг правительства - не первая попытка сократить технологический разрыв между Россией и передовыми странами. В 2002-2006 гг. также действовала программа "Национальная технологическая база", однако к настоящему времени проблема отставания так и не решена. В качестве главных причин указывается недостаточное финансирование и ограниченный срок реализации программы.

Мнения наблюдателей

Участники индустрии ИТ по-разному оценивают новую программу. Так, у Михаила Елашкина, директора компании Elashkin Research, она вызывает неоднозначные чувства: "С одной стороны, такая страна, как Россия, не должна полностью полагаться на других в производстве микроэлектроники. Например, военная промышленность не может целиком зависеть от импорта. Но, с другой стороны, поезд уже ушел навсегда, места на рынке заняты и Россия там не числится даже на очереди".

По его словам, существует несколько вариантов развития событий. Например, можно обойтись малой кровью, купив технологии для оборонки. В этом случае мы теряем только стоимость заводов, но получаем военную электронику. Второй сценарий, считает он, гораздо хуже. Правительство и десяток заводов, обещая конкуренцию с США и Китаем, просто "разводят" бюджет на большие деньги, но в реальности будут их только тратить, а не зарабатывать. Есть и третий сценарий - самый фантастический, хотя и наиболее разумный. Если не ориентироваться на сегодняшний уровень производства, который, пока мы ставим его на поток, станет вчерашним, а дать денег на развитие новых технологий и закупить лицензии на то, чего не хватает для полного цикла, то, возможно, что-нибудь получится. Но г-н Елашкин сомневается в осуществимости такого подхода: "Пока наше государство демонстрирует лишь желание оплачивать за счет налогоплательщиков неэффективные проекты".

Скептическое отношение к данному событию выразил и Юрий Герасимов, заместитель директора компании "Техно", действующей на рынке электронных компонентов: "В целом сам факт создания и утверждения программы - явление положительное, ведь, как говорится, на безрыбье и рак - рыба. Как человек, много лет работающий на этом рынке, я считаю, что все делается в угоду военным и государству без учета конъюнктурной ситуации на мировом рынке. Не давая развиваться производству конечного оборудования в России по законам мирового рынка, не выпуская на экспортный рынок малый бизнес, государство загоняет микроэлектронику и другие отрасли в тупик, вызывая их принудительное отставание от мирового уровня".

Но игроки рынка САПР для электроники более оптимистично смотрят на развитие событий. Так, Алексей Комков, генеральный менеджер российского отделения Cadence, приводит следующие факты: "Государство инвестировало средства в покупку акций компании "Микрон" и участвовало в приобретении "Микроном" и "Ангстремом" фабрик ST Micro и AMD, что позволит выпускать продукцию по технологическим нормам 0,13-0,18 мкм. Эти капиталовложения подтверждают, что правительство серьезно относится к развитию электронной промышленности. Кроме того, Управление радиоэлектронной промышленности и Роспром разработали программу создания дизайн-центров, которые должны обеспечить весь цикл проектирования электронных изделий".

Алексей Комков полагает, что если эти планы будут оперативно выполнены, то в России появится возможность проектировать и выпускать изделия современного уровня. Но здесь особенно важна оперативность. Ведь через три-четыре года проектные нормы 0,18 и 0,13 мкм уже перестанут считаться современными, а на первый план выйдут технологии 90 и 65 нм.

Но он также подчеркнул, что при всех положительных сдвигах у программы есть и риски. Первый заключается в отсутствии в России опыта проектирования сложных электронных изделий современного уровня. Второй - в том, что рынки компонентов и конечной продукции заняты западными производителями. Поэтому без помощи государства отечественным поставщикам будет трудно выйти в столь высококонкурентные сегменты.

Андрей Лохов, директор компании Megratec, официального представителя Mentor Graphics в России и СНГ, остановился на одном аспекте данной программы, связанном с оснащением отечественных дизайн-центров современными САПР, в основном зарубежными. У него вызывает удивление стремление некоторых руководителей привязать все центры проектирования, по крайней мере в области разработки сверхбольших интегральных схем (СБИС), к продуктам одного поставщика. Такая стратегия, считает г-н Лохов, не только не обеспечивает оптимальное решение поставленных задач (ни один поставщик не имеет лучших решений по всем направлениям проектирования), но и может оказаться опасным в долгосрочной перспективе. Монополия, в какой бы области она ни проявлялась, в конечном счете приводит к отрицательному результату.

В качестве подтверждения он привел данные, указывающие, что ведущие мировые компании предпочитают применять для проектирования лучшие решения в своем классе. Статистика использования продуктов трех ведущих поставщиков САПР - Cadence, Synopsys и Mentor Graphics - показывает, что 40-50% компаний имеют в своем активе системы от двух, а около четверти - даже от всех трех ведущих игроков.

Версия для печати