БИЗНЕС
Сотовая связь в России претерпевает серьезные изменения, причем едва ли не самой большой неожиданностью прошедшего года стало повышение интереса пользователей к услугам региональных операторов, что выразилось в 2%-ном увеличении доли небольших компаний на рынке и существенном росте их влияния в телекоммуникационном сообществе. Эти тенденции были отмечены на годовом собрании Ассоциации региональных операторов мобильной связи (Ассоциация-800, www.a800. ru), проходившем в середине февраля в Москве.
Юрий Домбровский: “Приход
четвертого оператора в
каждый регион позволит
заметно снизить тарифы
на сотовую связь”
"Еще три-четыре года назад аналитики предрекали, что в России вскоре не останется места для региональных операторов сотовой связи, - заявил президент Ассоциации-800 Юрий Домбровский. - Однако в 2005 г. ситуация стабилизировалась, а в 2006-м их рыночная доля ежемесячно росла на одну-две десятые процента, так что за год она увеличилась с 13,3 до 15,3%, а общее число абонентов достигло 23 млн.".
Частично заслуга в этом принадлежит и ассоциации. Ведь когда обсуждался вопрос о введении принципа "платит звонящий" (см. PC Week/RE, N 21/2006, с. 28), "регионалы" были единственной силой, которая противостояла массированному давлению "большой тройки", направленному на повышение тарифной нагрузки на абонентов сотовой связи. Они же выступили инициаторами расследования антимонопольных органов по поводу ценового сговора крупнейших игроков рынка и фактически выиграли этот процесс.
Распределение российского рынка мобильной
связи по операторам, %
Если не брать в расчет рынки сотовой связи Москвы и Санкт-Петербурга, то на местных рынках доля региональных операторов составляет в среднем 19,8%, а со временем, по мнению руководителей Ассоциации-800, может достичь уровня в 25%. Надо иметь в виду, что "регионалы" нацелены главным образом на самый низкодоходный сегмент абонентов - на тех, кто за услуги сотовой связи пока не может платить больше 7 долл. в месяц.
Сейчас "регионалы" втянулись в конкуренцию с местными телефонными компаниями и оттягивают на себя их потенциальных клиентов. Очереди на установку телефонов, трудности с инсталляцией проводных телефонных аппаратов в небольших населенных пунктах, очевидные неудобства оплаты для таких абонентов, повышение тарифов на услуги фиксированной телефонной связи - все это рождает новый постоянно растущий сегмент рынка для региональных операторов сотовой связи.
Доли операторов в приросте абонентской
базы России в 2006 г.
"Мне кажется, рост доли небольших операторов связан прежде всего с насыщением столичных рынков и все большим проникновением мобильной связи в регионы, - сказала Наталия Короткова, аналитик из IDC. - Более агрессивными становятся и маркетинговые стратегии мобильных подразделений "Связьинвеста"".
Бесспорно, говорит она, мелкие операторы предлагают более низкие тарифы. Однако во многих сельских районах у них до сих пор есть проблемы с покрытием. "Я думаю, - продолжает г-жа Короткова, - что в целом, согласно принципу Парето, распределение сотовых абонентов мелких и крупных операторов можно будет описать соотношением 20/80, и небольшие колебания этого показателя не изменят ситуацию на рынке".
Как важнейшие направления деятельности ассоциации на 2007 г. намечены участие в конкурсах на лицензии GSM-1800 в российских регионах, а также ориентация на бизнес в сетях мобильной связи третьего поколения (3G). Ассоциация-800, например, приветствовала решение Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) о проведении конкурсов на право получения новых лицензий в стандарте GSM в 40 регионах России.
"На сегодня в подавляющем большинстве регионов, о которых идет речь, тарифные предложения операторов "большой тройки" находятся примерно на одном уровне, - отметил Юрий Домбровский. - В то же время так называемые "малые операторы" предлагают в смежных регионах не менее качественные услуги и сервисы на 20-30% дешевле. По нашим расчетам, приход четвертого оператора в каждом регионе позволит заметно снизить тарифы на сотовую связь, сделать ее намного доступнее".
"Регионалы" проявляют настойчивый интерес и к работе в сетях 3G. Их отставание от Москвы существует, но быстро сокращается. Региональные операторы кровно заинтересованы в том, чтобы "цифровой разрыв" между регионами и столицей неуклонно сужался.
Как было сообщено на собрании, заявку на лицензию 3G должна оформить и подать "Сетевая компания", заключившая соглашения с членами Ассоциации. В соответствии с этими соглашениями в случае выдачи ей лицензии все операторы - члены ассоциации смогут оказывать своим абонентам услуги связи 3G, а "Сетевой компании", в свою очередь, дадут возможность использовать их уже существующую инфраструктуру для скорейшего развертывания 3G-сети. В конечном итоге более 20 млн. абонентов региональных операторов получат доступ к услугам нового поколения.
Операторы - члены ассоциации уже сейчас вносят серьезный вклад в "цифровое" развитие регионов. Вот конкретный пример. "У большинства региональных операторов доля дохода от неголосовых услуг (GPRS, Интернет, MMS) превзошла 18%, - утверждает г-н Домбровский. - А у федеральных эта цифра находится в пределах 15%. Регионы вырываются вперед. Пройдет несколько лет, и возможностей GSM будет недостаточно для удовлетворения потребностей региональных абонентов в новых услугах".