*1

_____

*1 Окончание. Начало см. PC Week/RE, N 6/2007, с. 1. 

 

ВЫСТАВКИ

Беспроводная связь Через призму 3GSM World Congress’2007

Глобальные проекты

В период проведения конгресса 3GSM совет директоров Ассоциации GSM наметил дальнейшие пути развития отрасли - в процессе переговоров были приняты решения о запуске сразу нескольких интересных проектов, которые будут реализовываться крупными операторами связи. Во-первых, это сервис мгновенных денежных переводов (mobile transfers). Не секрет, что применение мобильного телефона в качестве кошелька - это идефикс последних десяти лет, в течение которых сотовая связь начала стремительно распространяться по планете. В настоящий момент почти у каждого крупного европейского, азиатского или американского оператора существуют свои варианты "мобильного банка" или системы оплаты покупок в интернет-магазинах. Однако все эти системы разрознены и имеют крайне ограниченный потенциал развития. Теперь ситуация должна поменяться: по информации генерального директора Ассоциации GSM Роба Конвея, группа из 19 крупнейших международных операторов, предоставляющих услуги сотовой связи стандарта 3G в ста странах мира, займется созданием единой системы денежных переводов с помощью мобильного телефона. Пилотный проект будет осуществляться в течение II и III кварталов нынешнего года в солнечной Италии - в нем смогут принять участие абоненты-мигранты, пересылающие деньги на родину.

Мобильные платежные терминалы Gemalto

для проекта mobile payments - обмен

 данными с сотовым телефоном идет

 по радиоканалу

В этом решении мобильные телефоны используются в качестве источника информации о том, что деньги отправлены и получены. Операторы связи в данном случае выступают лишь как транспортный канал, переводы будут проводиться через коммерческие банки. Как и в обычной системе переводов, абонент сможет внести деньги (наличными, с помощью своего электронного счета или пластиковой карты) и указать параметры получателя, на сотовый телефон которого через несколько минут придет уведомление о доставке денег. Получить перевод можно в ближайшем пункте, подключенном к подобной системе, - операторы обещают, что это будут точки продаж услуг мобильной связи, интернет-кафе, отделения банков, бензозаправки, а также магазины, поддерживающие MasterCard (услуга Cash Refund, позволяющая снимать наличные с карты не через банкоматы, а в торговых точках, на Западе весьма популярна). Словом - всюду. Несмотря на то что стоимость операции в создаваемой системе будет примерно на 30% ниже, чем в существующих на сегодняшний день системах денежных переводов, сотовые операторы, участвующие в проекте, рассчитывают на увеличение выручки и абонентской базы в сетях 3G. Однако они не намерены превращаться в сервисные компании, поэтому проект будет запущен под брендом Master Card Worldwide (www.mastercard.com). В перспективе намечается, что система охватит Европу, страны Среднего Востока и Азии, Южной Африки и к 2012 г. достигнет объема переводов в триллион долларов в год.

А вот в России запуск этого сервиса пока не планируется - по действующему законодательству, операторы не имеют права работать по такой схеме, а выдача денег может осуществляться только в отделениях банков. Максимум, что возможно, - это запуск SMS-шлюза, через который абонент получит извещение о том, что деньги перечислены и их можно забрать, но это только увеличит стоимость транзакции.

Второй проект связан с реализацией сервиса mobile payments по технологии Near Field Communication. Его суть в том, что в SIM-карту телефона пользователя загружаются данные, копирующие его же кредитную карту. Списание производится через отдельные терминалы по радиоканалу (для этого сотовый терминал пользователя дооборудуется специальной антенной или бесконтактной картой). То есть пользователь, как в обычной ситуации, выбирает товар, подходит к кассе, включает функцию беспроводного платежа и, увидев на дисплее сотового телефона сумму, которую он должен заплатить, вводит PIN-код для авторизации в банковской системе. Таким образом, носить с собой кредитку уже не нужно - достаточно иметь мобильный телефон. На конгрессе 3GSM подобную систему демонстрировала компания Gemalto (www.gemalto.com) в содружестве с Master Card Worldwide. Можно также отметить систему Vivo Wallet (www.vivotech. com), которая работает по тому же принципу, но поддерживает еще и карты Visa.

Персональный носимый компьютер,

 созданный по проекту “Каждому ребенку - по

ноутбуку”: довольно тяжелая и

медленная машина

И здесь уж российские операторы связи имеют все шансы реализовать подобный проект в нашей стране, тем более что некоторые из них (в частности, "МегаФон") уже внедряли аналогичные сервисы, правда не столь продвинутые в техническом плане. Что же касается Европы и США, то единственное, что может затормозить развитие таких проектов, это недостаток специальных считывающих устройств, которые должны быть в торговых точках, а малоактивная деятельность банков по просвещению абонентов (по той же причине, например, в нашей стране многие настороженно относятся к пластиковым картам, предпочитая немедленно обналичивать все поступающие на них средства).

Пилотный проект mobile payments до конца 2007 г. будет реализован оператором KTF в Южной Корее, где у абонентов уже есть более 11,5 млн. трубок, поддерживающих технологию NFC, а в магазинах установлено свыше 78 тыс. бесконтактных кассовых терминалов. Ничуть не меньшего масштаба система развернута и у японского оператора NTT Docomo в партнерстве с местными банками.

Третий перспективный проект, с которым операторы связывают увеличение спроса на 3G-услуги, - создание дешевого телефона для сетей нового поколения. Хотя в конкурсе участвовали десятки производителей со всего мира, счастье улыбнулось только корейской LG (www. lg.com), которая победила в проекте "3G for All" ("3G для всех"), проводимом Ассоциацией GSM, на производство доступного мобильного телефона, поддерживающего стандарт связи третьего поколения. Для снижения влияния "человеческого фактора" голосование по выбору победителя не проводилось, а все предложения восьми поставщиков, вышедших в финал конкурса, по двадцати моделям оценивала специальная скоринговая система, отслеживавшая десять основных параметров терминалов, из которых только половина была техническая, а основные связаны с ценой, быстротой поставки и дополнительными функциями для поддержки контент-сервисов в сетях третьего поколения (обеспечение скоростного доступа в Интернет, прием мобильного ТВ, поддержка службы мгновенных сообщений).

Ультрамобильный ноутбук Fujitsu Siemens

 с модемом WiMAX в виде PCMCIA-карты

при большой нагрузке на сеть передачи

данных будет “тормозить”; на экране

 виден “лестничный” эффект

Ориентировочная цена предложенного LG терминала KU250 (на основе чипсета американской Qualcomm) установлена в размере 100-135 долл., но более точная корректировка будет зависеть от индивидуальных договоренностей между производителем и оператором связи (как вариант - крупной торговой сетью по продаже цифровой техники). Кстати, запуск в производство подобных терминалов может значительно повлиять на распространение Windows Mobile версии 6 - именно она будет управляющей ОС в таких устройствах. Кроме того, их появление вынудит всех других поставщиков 3G-аппаратов снизить цены на свою продукцию, как это уже было после запуска программы Emerging Market Handset. Напомним, что этот проект, стартовавший два года назад и тоже анонсированный Ассоциацией GSM, был призван насытить рынок максимально дешевыми (не дороже 30 долл.) мобильными телефонами стандарта GSM для сетей типа 2G. Победителем открытого конкурса тогда стала компания Motorola, поставившая на данный момент более 20 млн. недорогих GSM-аппаратов в 56 стран мира.

В выставочных павильонах удалось посмотреть на результат еще одного глобального проекта мирового сообщества: речь идет о программе Николаса Негропонте "Каждому ребенку - по ноутбуку" (One Laptop Per Child, OLPC; более подробно см. PC Week/RE, N 46/2006, с. 22). Впечатление от произведенных в его рамках устройств самое печальное: отвратительные "кислотные" цвета, низкое качество исполнения корпуса... К тому же, несмотря на то что компьютеры предназначены для детей, переносить их в школьном ранце будет трудновато - весят они больше 2 кг, в основном из-за несовременного источника питания. Да и возможности такой машины оставляют желать много лучшего - например, на загрузку банального игрового приложения у нас ушло около трех минут.

Мобильные решения для бизнеса

Одна из последних и крайне важных тенденций мирового рынка - рост значимости сегмента унифицированных коммуникаций (Unified Communications), на основе которых ведущие компании-производители создают мобильные решения для корпоративных клиентов.

Судя по стендам выставки, теперь современная "стратегия мобильности" заключается в прозрачном расширении бизнес-коммуникаций сотрудников, находящихся вне своего офиса. Как отмечает Джеффри Бейерд, вице-президент подразделения приложений, мобильных и компактных устройств компании Avaya, именно такой подход обеспечивает продуктивность и эффективность работы мобильного персонала.

В настоящее время все больше промышленных предприятий устанавливают у себя подобные решения, которые позволяют их руководству держать руку на пульсе, контролируя производственные процессы. В самом простом случае это КПК и смартфоны с поддержкой технологии Direct Push (одновременная доставка почты на рабочий компьютер и мобильное устройство пользователя, синхронизация рабочих контактов и расписания по беспроводной сети и т. д.), хотя есть и более технологичные решения - к примеру, обеспечивающие доступ по одному номеру (one number access). В качестве такого примера можно отметить систему Converged IPCentrex, которая для любых абонентских устройств какой-либо корпорации может организовать прозрачный доступ к персонализированной телефонной связи, сообщениям, адресным книгам и мобильным услугам, позволяя сотрудникам всегда быть на связи. На практике это реализуется следующим образом: один и тот же номер (для внутренней связи используются короткие номера) сотруднику предоставляется для сотовых и IP-телефонов, смартфонов с двумя режимами (Wi-Fi/сотовый) и обычных телефонных аппаратов. Коммутация вызовов осуществляется программными средствами согласно удобным настройкам, которые задает сотрудник или секретарь компании. При этом почти все решения подобного класса включают функции сервера присутствия, так что секретарь компании может наблюдать на экране состояние всех абонентских устройств. Такие решения, отмеченные нами на конгрессе 3GSM, используют архитектуру SIP (Session Initiation Protocol), готовую к применению в сетях IMS (IP-multimedia subsystem).

Тестовая зона LTE - при использовании

технологии MIMO скорость

 достигает 144 Мбит/с

Предлагаются корпоративным пользователям и персональные удаленные хранилища - это позволяет организовать взаимодействие с мультимедийной информацией из любой точки планеты, где есть компьютер с доступом в Интернет и минимальным набором офисных программ. Так, программу LifeLog от Comverse (www.comverse.com) можно применять в качестве корпоративного приложения для сохранения фотографий и видеоклипов, снятых мобильными аппаратами с камерой, - обычно такое решение актуально для страховых агентств и продавцов недвижимости (оно дает возможность оперативно изменять базу предложений и заводить новые учетные записи). В практическом плане хранение и совместный доступ организованы в LifeLog довольно разумно - файлы из мобильного телефона перемещаются в Сеть автоматически с помощью простой утилиты. Сами абоненты управляют своим визуальным контентом с помощью удобных папок, напоминающих систему электронной почты и гарантирующих доступ для других пользователей. Таким образом можно преодолеть ограничения памяти в телефонном аппарате или смартфоне, быстро выложить в Интернет или интранет важную видеоинформацию для всеобщего доступа либо только для коллег по работе. К тому же файлы остаются в целости даже при утрате и порче телефона.

Тестовая зона для демонстрации возможностей

 IMS-клиентов - единый список контактов может

 объединять пользователей, которые подключены

 к Интернету с помощью телевизора, ноутбуков

или мобильных телефонов

Подобные решения могут быть применены вкупе с гибридными терминалами Wi-Fi/GSM. Среди представленных на выставке новых моделей с такими возможностями хотелось бы отметить устройства HTC S710 (смартфон с выдвижной QWERTY-клавиатурой), HTC P3350 (современный коммуникатор, правда, к сожалению, без GPS-модуля), HTC P3400 (классический бесклавиатурный коммуникатор), Toshiba Portege G500 (смартфон-слайдер с технологией распознавания отпечатков пальцев для защиты данных, хранящихся в телефоне), i-Mate JAQ4 (коммуникатор с QWERTY-клавиатурой, сенсорным дисплеем и GPS-приемником), i-Mate Ultimate 5150 (поддерживает сети GSM/UMTS и протоколы передачи данных EDGE/HSDPA, имеет мощный процессор Intel Bulverde с тактовой частотой 520 МГц), Gigabyte GSmart q60 (смартфон с горизонтально ориентированным дисплеем, работает в сетях GSM и UMTS, имеет встроенный GPS-приемник, поддерживает цифровое ТВ). Все перечисленные аппараты позволяют применять для голосовой связи технологию VoIP (Voice-over-IP, VoIP), что обходится дешевле, чем при соединении по обычным телефонным каналам.

Картинки на экране

Огромное количество сервисов, на которые делают ставку как провайдеры услуг, так и сотовые операторы, связано с передачей видеоинформации - именно она может наполнить скоростные каналы сетей третьего поколения потоками данных. Эта тенденция отмечалась и в прошлом году, но изменились подходы. К примеру, для того чтобы привлечь внимание потенциальных пользователей, в зоне проведения семинаров на конгрессе 3GSM все угловые стойки в залах были отведены для демонстрации работающих IPTV-решений специального канала Telecom TV.

Пример трансляции мобильного ТВ от

 оператора Orange - смотреть передачи

 можно и с помощью КПК, если в слот для

 карты памяти установлены специальные

 компактные приемники

С точки зрения технологии пока существуют два основных пути развития в этом направлении. Первый - запускать видеоканалы DVB-H-вещания (Digital Video Broadcasting Handheld, см. PC Week/RE, N 4/2007 с. 1), что снимает нагрузку с каналов передачи данных по сотовым сетям и требует специального дополнительного приемника в терминале (естественно, увеличивая его цену). Второй путь - использовать службу группового мультимедийного вещания MBMS (Multimedia Broadcast Multicast Service), через которую данные пойдут непосредственно по каналам HSDPA; тогда требования к терминалу значительно ниже, и ему нужен только медиаплейер для просмотра программ.

Сервисы мобильного ТВ на конгрессе 3GSM демонстрировали как операторы связи (к примеру, Telefonica и Orange), так и многочисленные контент-провайдеры самых разных направлений. Однако подход был однозначным: подменять кабельное или эфирное ТВ трансляцией по сотовой сети, как это пытаются делать в России, никто, похоже, не собирается. Специалисты медиаподразделения компании Ericsson во время демонстрации подобного сервиса отмечали, что наиболее эффективным здесь будет развитие контент-сервисов, связанное с короткими видеоподкастами, на которые надо подписаться и получать их ежедневно в моменты наименьшей загрузки сети (так называемая концепция Podcast TV). Вероятно, будут пользоваться спросом также видеонаблюдение, трансляция спортивных мероприятий, "нарезка" реалити-шоу и выпуски новостей. Главное - контент должен быть адаптирован именно для мобильного устройства (крупные планы, небольшое количество деталей, средняя скорость движений персонажей во избежание "лестничного" эффекта, короткие по времени сюжеты), а также иметь элемент обратной связи. Причем обратная связь в данном случае - это не просто переключение каналов с одного на другой, а, к примеру, возможность обсуждать с друзьями фильм или ток-шоу с помощью универсальных IMS-клиентов (коммуникационные программы, работающие по единому стандарту, могут быть инсталлированы как на телевизоре, имеющем доступ в Интернет, так и на мобильном устройстве, ноутбуке, игровой приставке) - для этого на экране телевизора выделяется специальное окно, где можно наблюдать набиваемый текст чата. Поможет развитию интерактивности и функция записи избранных видеофрагментов передачи на карту памяти мобильного терминала и на виртуальный видеомагнитофон, а также возможность устроить голосование по поводу результатов спортивных состязаний (к примеру, у оператора Orange, который внедрил такую услугу, каждый голос за победу футбольной команды стоит 0,3 долл., и все равно находятся любители отправлять премиальные SMS-сообщения). К слову, существуют и конвергентные сервисы - так, в шоу "Большой брат" в Великобритании каждый пользователь, готовый заплатить около двух десятков фунтов, может осуществить видеозвонок в прямой эфир. Для таких "фанов" выделена полоска шириной в четверть экрана телевизора, где после оплаты появляются их лица - небольшие квадратики с весьма средним качеством изображения.

Демонстрация работы мобильного ТВ на

смартфоне Sony Ericsson

Интересный сервис внедряют музыкальные каналы: при загрузке клипа или прослушивании нового сингла пользователь может получить рекламный баннер с предложением купить билет на ближайший концерт звезды со скидкой. Причем сервис определения местоположения абонента в сотовых сетях (LBS) позволяет строго персонифицировать такие предложения.

Вообще говоря, в этой сфере операторам есть над чем подумать. Реализованные в настоящее время проекты мобильного ТВ не удовлетворяют потребителей. Согласно исследованиям Ассоциации GSM, на развитом рынке сотовой связи в Великобритании для 65% пользователей подобный сервис не интересен совсем, еще 15% могли бы смотреть такие программы, но полностью бесплатно (как вариант - просматривать перед началом трансляции рекламные ролики), остальные 20% готовы платить не больше 7-8 фунтов в месяц. Только при вдумчивом подходе и крайне креативных решениях, которые нужно изобретать для каждого локального рынка, может сбыться прогноз аналитической компании Juniper Research, обещающий стремительный рост рынка мобильного телевидения уже в 2008 г., а к 2011-му - доходы от этого сервиса в размере 11,7 млрд. долл.