РЕШЕНИЯ

Расположенный в штате Вашингтон около города Олимпия лесопитомник Webster Nursery вот уже 48 лет занимается восстановлением лесов. Почти полувековая деятельность позволила накопить богатый опыт выращивания саженцев таким образом, что после пересадки они великолепно чувствуют себя на природе.

Над лесами Webster Nursery величественно

возвышается гора Ренье

Именно здесь выросло множество деревьев, покрывающих сегодня горы и утесы тихоокеанского побережья на северо-западе США. Собирая семена растений по всей территории штата и выращивая их на своих делянках, сотрудники центра производят от 8 до 10 млн. саженцев в год. При этом особое внимание уделяется подбору пород, районам их исконного произрастания и уходу на ранних стадиях вегетации. Только так можно обеспечить успешный рост и развитие будущих поколений растений на протяжении длительного времени.

На первый взгляд все молодые деревца лесопитомника кажутся совершенно одинаковыми, но это далеко не так. Восемнадцать сотрудников лесовосстановительного центра тщательно собирают сведения о каждом растении. Что толку, скажем, сажать на уровне моря пихту с горы Св. Елены? Она привыкла к совершенно другим условиям и на побережье просто не сможет нормально расти.

Избегать подобных проблем как раз и помогает лесопитомник Webster, действующий под эгидой департамента природных ресурсов штата Вашингтон. Здесь создана впечатляющая база данных на миллионы саженцев, где учитывается не только порода каждого из них (а в питомнике выращиваются деревья 42 разновидностей), но и множество дополнительных деталей, в том числе зона произрастания и высота над уровнем моря, на которой были взяты семена.

"Нам приходится принимать во внимание все, что имеет отношение к генетическому коду, - рассказал Тим Крокет, на протяжении нескольких лет возглавляющий лесопитомник. - Простой инвентаризации здесь мало. Мы собираем полную информацию о восстановлении лесов. Наши специалисты прослеживают жизненный путь каждого саженца с момента получения семени и до высадки в лесу".

Всеобъемлющий контроль обеспечивается с помощью сложной системы. В ней используются даже беспроводные технологии, благодаря которым специалисты могут обратиться к системе слежения за посадками лесопитомника прямо из леса. Но это сегодня, а раньше говорить о высоких технологиях не приходилось. Сотрудники Webster Nursery, которые проводят бoльшую часть своего рабочего времени за пределами офиса, вели записи на бумаге, причем довольно бессистемно, а порой даже по памяти. У них просто не было технических средств для учета посадок.

Как вспоминает Крокет, информация о саженцах и местах их размещения обычно наносилась на таблички, затем переписывалась на карточки и в таком виде попадала в ящики офиса. Такая система мало чем отличалась от обычного библиотечного каталога.

Наиболее очевидной проблемой являлось то, что сотрудники не могли точно подсчитать, сколько будущих деревьев подрастает на 110 га с лишним питомника и почти 3000 кв. м теплиц. В лучшем случае их количество оценивалось на глазок, исходя из занятых площадей. К тому же прежняя бумажная система учета сильно зависела от внимательности операторов. Специалисты лесопитомника зачастую не обновляли данные, порой неправильно считывали рукописные заметки своих коллег. Такие неточности приводили к чрезмерному или недостаточному поливу, не позволяли точно идентифицировать каждый саженец, в результате чего тот мог попасть в чуждую для себя среду.

Сегодня весь лесопитомник покрыт сетью беспроводной связи, позволяющей сотрудникам вводить данные в реальном времени прямо с лесопосадок. Но в 1996 г., когда уволился прежний руководитель центра и пришедший на его место Крокет решил заняться автоматизацией производственного процесса, беспроводные технологии еще не получили широкого распространения. Лесопитомнику Webster предстояло тогда стать чуть ли не пионером в деле перехода на электронные рельсы. Однако десять лет назад было непросто найти для этого подходящую технологию. Готовых решений практически не было, и специалисты Webster Nursery принялись было самостоятельно изучать имеющиеся решения.

Однако, как вспоминает Крокет, вскоре выяснилось, что лучше воспользоваться услугами консультанта, который сумеет гораздо эффективнее подобрать все необходимое для создания единой системы. Питомник пригласил фирму Rudeen & Associates из того же города Олимпия, и уже через год ее усилиями был завершен монтаж базовой системы инвентаризации, получившей название RIMS (Reforestation Information Management). В ее состав вошла СУБД Oracle 8 и особо прочные карманные компьютеры Husky фирмы Handheld Systems, способные поддерживать связь с базой данной и офисными ПК. Кроме того, вместе с консультационной компанией Logicalis фирма Rudeen разработала программные приложения для подключения аппаратных средств.

Свою эффективность система инвентаризации продемонстрировала сразу же после ввода в действие, который состоялся в 1997 г. Успешно функционирует она и сегодня, спустя 10 лет после того события. Не изменяя базовой инфраструктуры, Webster Nursery продолжает в сотрудничестве с Rudeen совершенствовать систему и дополнять ее новыми функциями. Благодаря этому, в частности, RIMS теперь позволяет отслеживать размещение саженцев по электронной карте.

Диана Рудин вспоминает, что в 1996 г., когда она впервые подключилась к проекту питомника Webster, ошибки громоздкой бумажной системы учета уже всерьез мешали работе. "Нагрузка на персонал и так была чрезмерной, а по внутренним оценкам, ожидалось, что без автоматизации учета она возрастет еще на 33%, - вспоминает Рудин. - Во всем лесопитомнике ведением бумажной картотеки занимался один человек, да и тот собирался уходить на пенсию. А без него отыскать нужную информацию было просто невозможно".

Джон Тробo/, который курирует программу автоматизации Webster Nursery, не участвовал в первоначальном развертывании системы - он пришел в лесопитомник позже. Тем не менее он очень высоко оценивает это решение, которое безупречно функционирует на протяжении десяти лет и легко поддается совершенствованию. Тробo/ и в дальнейшем намерен работать с Rudeen над совершенствованием решения для нужд своей организации.

С 1996 г. в автоматизацию учета было вложено порядка 750 тыс. долл., и эти деньги полностью окупились. В октябре прошлого года Webster Nursery перевел в RIMS все свои данные о сбыте продукции. Такая централизация, как отмечает Тробo, намного упростила финансовые расчеты и дала возможность точнее прогнозировать доходы. Более того, использование системы привело к значительному сокращению ошибок, а это, в свою очередь, позволило высаживать в разных районах именно те саженцы, которые лучше всего подходят для местных условий. К тому же автоматизированная система учета сняла с персонала лишнюю нагрузку, и сотрудники смогли сосредоточиться на главном - расширении отводимых под саженцы площадей.

Версия для печати