СЕРВИСЫ
Бизнес российских процессинговых компаний, который, как правило, строился на обслуживании одного-двух крупных банков - принципиальных членов международных платежных систем, сегодня меняется, открывая новые направления и пополняясь нетрадиционными участниками. Развитие розницы, экспансия карточных проектов и бум массовых платежей привели к повышению спроса на процессинговые услуги со стороны средних банков и небанковских организаций, поставили новые задачи по налаживанию взаимодействия игроков рынка и обеспечению их юридической поддержки. Круглый стол, посвященный актуальным вопросам развития рынка процессинговых услуг в России и подготовленный Агентством социально-экономического партнерства (www.a-sep.ru), собрал в Москве в середине февраля представителей процессинговых и финансовых компаний, торгово-розничных центров, платежных систем, производителей информационно-платежных терминалов и оборудования.
Современное состояние рынка
По словам начальника отдела маркетинга и PR компании "Рукард" Петра Гайдука, рынок процессинговых услуг в России, находясь в благоприятных условиях улучшения экономической ситуации, постепенно развивается. Количество эмитируемых карт международных платежных систем (МПС) - в основном это Visa и MasterCard - по сравнению с 2005 г. увеличилось с 54,7 млн. до 67, 7 млн. шт. (по данным Центробанка РФ на III квартал 2006-го). Большинство крупных российских банков увеличивает эмиссию и расширяет спектр услуг по пластиковым картам. Лидерами здесь являются Сбербанк РФ, Альфа-банк, "Русский Стандарт", "Уралсиб", а также ряд крупных зарубежных и российских банков, имеющих развитую филиальную сеть. Однако потребительские функции карт остаются весьма ограниченными по сравнению с общепринятыми в мире, не решая задачи перевода розничного денежного оборота в безналичную форму. До сих пор подавляющая часть находящихся в обращении карт (около 96%) используется в качестве инструмента получения зарплаты, а доля безналичных платежей все еще незначительна (около 7%) и зависит от того, сколько сервисов и обслуживающих терминалов предоставляют банк и инфраструктура города в данном регионе.
Петр Гайдук: “За 2006 г. число
эмитированных карт в стране
выросло в 1,3 раза”
Процессинг следует разделять на банковский, связанный с обслуживанием операций по картам международных и локальных платежных систем, и небанковский. Банковский процессинг развивается эволюционным путем, и сегодня 740 кредитных организаций РФ занимаются эмиссией и (или) эквайрингом банковских карт. Приток иностранных банков в страну также способствует увеличению эмиссии международных банковских карт и повышению спроса на процессинговые услуги.
Небанковский процессинг, обслуживающий такие операции, как прием регулярных платежей (сотовая связь, Интернет, цифровое телевидение, коммунальные услуги и пр.), денежные переводы, а также новое направление - небанковские карты (социальная, транспортная, подарочная, бензиновая, лояльности), - привлекает сегодня наибольшее внимание. Общее число компаний, действующих в сфере небанковского процессинга, считают в "Рукарде", даже трудно оценить - постоянно появляется и исчезает множество небольших фирм.
Сергей Лебедев: “Аутсорсинг
процессинговых услуг имеет
свои плюсы и минусы”
Что касается доходности от того или иного вида процессинга, то прибыль от обслуживания карт МПС удерживается на одном уровне и даже имеет небольшую тенденцию к снижению. Более перспективным в этом отношении сегментом, по мнению "Рукарда", сегодня является направление обслуживания карт лояльности, подарочных карт и пр., прибыль от которых составляет все более весомую часть общих доходов процессинговой компании и имеет тенденцию к росту.
2006 г. стал рекордным в стране по росту оборотов компаний, занимающихся приемом микроплатежей (за Интернет, сотовую связь, цифровое телевидение) от населения. Совокупный годовой оборот оценивается в 10-13 млрд. долл., что на 250% превышает этот показатель за 2005 г. Общее число терминалов самообслуживания достигло 40 тыс., а точек приема платежей - порядка 100 тыс. В день проводится около 9 млн. транзакций. Эти данные сообщила участникам круглого стола группа компаний "Уникум", являющаяся производителем информационно-платежных терминалов, игровых, торговых автоматов и другого оборудования. Доля цифровой наличности, фигурирующей в общем объеме массовых платежей, пока невелика, но исходя из международной практики можно предположить, что она будет расти, - считают в "Уникуме". Если начало прошлого года отмечено ростом оборотов розничных платежей, то к концу его наметилась тенденция снижения их доходности (комиссий) и увеличения числа компаний (например, рекламных), предлагающих сопутствующие услуги и сервисы.
Участниками этого стремительно развивающегося сектора финансовых услуг являются государственные регуляторы (Банк России, Минфин, МЭРТ и др.), системы приема платежей и расчетов (ОСМП, Cyber Plat, E-port, "Рапида", "Элекснет", Auto-pay, Electro pay, Assist), системы цифровой наличности (Yandex.Деньги, WebMoney, RUPAY, PayCash, МК "Билайн", мобильный банк МТС, МК "МегаФон", E-gold), Интернет-провайдеры, операторы сотовой связи, производители оборудования, сервисные компании, кредитные организации и прочие фирмы, желающие поучаствовать в данном бизнесе. Рынок приема микроплатежей характеризуется значительной степенью разобщенности его многочисленных игроков, в первую очередь отсутствием единого регулятора, что влечет за собой несогласованность и неполноту нормативной базы, отсутствие четкого разделения в правоприменении банковского законодательства и гражданского права. В данный период, считают в компании "Уникум", этот рынок нуждается в создании площадки для общения (которой могла бы стать, например, ассоциация российских или региональных банков), где процессинговые компании, банки, операторы рынка и другие его участники вступили бы в диалог с властью по вопросам подготовки правовой базы и юридической поддержки участвующих сторон.
Факторы, влияющие на развитие рынка
Достижению общепринятого в мире уровня использования пластиковых карт в России препятствуют проблемы законодательного характера, а также отсутствие единого современного многофункционального платежного инструмента, удобного для конечного потребителя. С появлением карты, которую можно использовать как в программах лояльности, так и для проезда в транспорте, расчетов по регулярным платежам, число транзакций резко возрастет, а на рынке процессинга начнется бурный скачкообразный подъем.
Кроме того, в нашей стране некоторое время назад сложилась аномальная ситуация, отмечает Петр Гайдук, когда каждый банк пытался построить свой (in-hause) процессинговый центр (ПЦ) собственными силами. (Сегодня эта тенденция наблюдается в ряде крупных торговых сетей, которые пробуют создать ПЦ, не понимая всей сложности технической реализации и обслуживания процессинга.) Сегодня, как считают в "Рукарде", это делать невыгодно, поэтому банки все чаще прибегают к услугам независимых процессинговых компаний. Аутсорсинг процессинговых услуг, по мнению Сергея Лебедева, возглавляющего дирекцию процессинга банковских услуг компании USC, имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, банк (или компания) экономит на содержании и техническом обслуживании процессинга, но с другой - аутсорсер не всегда обладает необходимым инструментарием для удовлетворения индивидуальных требований заказчика или не готов идти им навстречу. Существуют также риски, связанные с сохранностью данных и потерей банком контроля над бизнесом.
Перед российскими финансовыми учреждениями стоит дилемма - воспользоваться услугами западного либо отечественного аутсорсера. Для банка, являющегося принципиальным членом платежной системы, критериями выбора такого партнера являются его деловая устойчивость, конкурентные преимущества, качество процессинговой системы, сертификация ее по стандарту ISO 9000. В случае, если банк строит собственный процессинг, принимается во внимание экономическая целесообразность такого решения с учетом масштаба деятельности, объема транзакций и уровня технологической оснащенности компании. Для средних банков, перед которыми с ростом карточного обращения и спроса на кредитные продукты встала задача выхода на рынок процессинговых услуг, создание собственного центра - дорогое удовольствие, в то время как за умеренные деньги сейчас можно получить высокотехнологичный процессинговый сервис, установив договорные отношения с банком-спонсором - принципиальным членом платежной системы. Именно таким образом, как сообщил Сергей Лебедев, строится практика обслуживания средних банков в компании USC.
Одним из видов массовых платежей, до сих пор не реализованных в режиме самообслуживания, являются коммунальные, которые по-прежнему в основной своей массе оплачиваются наличными в отделениях Сбербанка. Использование действующих на рынке информационно-платежных банковских терминалов для этих целей, по мнению специалистов "Рапиды", неудобно и в будущем вряд ли получит широкое применение, поскольку стоимость платежа, как правило, не кратна номиналу купюр и требуется выдача сдачи. Эта проблема решается при оплате с карточного счета через банкоматы, персональные компьютеры или самые распространенные устройства - мобильные телефоны. Один из таких проектов по приему массовых платежей (коммунальные услуги, связь, Интернет, цифровое телевидение) с карточного счета посредством SMS-сообщений с сотового телефона реализован в Белоруссии компанией "Рапида". Для упрощения процедуры формирования SMS-сообщения поставщикам услуг в платежной системе "Рапида Бел" присвоены фиксированные коды, которые клиент указывает в платежном сообщении. Дополнительной инфраструктурой служат устройства самообслуживания по пополнению карточных счетов.
В России ряд законов (в частности, N 115-ФЗ) вносят ограничения на проведение подобных платежей, требуя идентификации плательщика/отправителя денежных средств. Исключение составляет плата за информационные услуги, размер которой не больше 30 тыс. руб.. Сейчас ситуация меняется и стоит вопрос освобождения любых платежей, не превышающих эту сумму, от такого ограничения. Временным решением данной проблемы является использование идентификационных карт, в качестве которых могут служить банковские карты.
Ближайшие перспективы рынка процессинговых услуг
По прогнозам "Рукардa", в текущем году ожидается дальнейший рост рынка процессинговых услуг для карт международных и локальных платежных систем, а также небанковских карт.
Вопрос построения единой процессинговой сети России на базе субъектов отечественного рынка как часть задачи создания национальной российской платежной системы пока остается открытым. На первом этапе это потребует организации взаимодействия между ключевыми участниками рынка, что уже наблюдается на практике: ряд банков и процессинговых центров установили прямые межхостовые соединения друг с другом и сотрудничают на основе договорных отношений, производя взаиморасчеты. Плюсы такого объединения, считают в компании "Общая карта", - в повышенной отказоустойчивости платежной системы, а также в возможности организации внутри страны трафика не через МПС, а российскими игроками рынка, которые в этом случае могли бы разделить между собой комиссии (6-10 центов за одну транзакцию), получаемые сейчас МПС за обслуживание карт на территории России. Инициатива по созданию национальной процессинговой сети может исходить как от Банка России, так и от крупных субъектов рынка. (Сегодня, по оценкам "Общей карты", около 10 крупных российских игроков покрывают 90% объема отечественного рынка процессинга.) Вопрос в том, считают в компании BPC, нужна ли нам вообще единая национальная платежная система под одним брендом.
На ближайший год участники рынка прогнозируют дальнейший рост розничных микроплатежей, в том числе посредством мобильных устройств, а также развитие систем межбанковских платежей и электронных взаиморасчетов между партнерами по бизнесу.