"Торговля и склад ’2007"

ВЫСТАВКИ

Вот уже в одиннадцатый раз все, кого интересуют торговые и складские технологии, собрались в ВВЦ - в конце зимы здесь традиционно проходит выставка "Торговля и склад" (организатор - компания "ИТ-Экспо"). У этой выставки непростая судьба, но тем не менее она становится более представительной и сфокусированной: увеличилось по сравнению с предыдущими годами число экспонентов, обеспечивающих разные стороны функционирования торговых и складских компаний, снизился удельный вес ИТ-фирм, не имеющих прямого отношения к тематике выставки. И это нормальный ход вещей.

Что изменилось: первые впечатления

Как и на многих сегодняшних выставках, здесь уже не ходят толпы праздношатающихся; большинство посетителей специально нацелено либо на выбор продукта, либо на поиск сотрудничества. Заместитель генерального директора компании Ansoft Андрей Путилов рассказал, например, что уже во время выставки было заключено несколько партнерских соглашений. А руководитель отдела маркетинга компании "БУХта" Андрей Ефремов отметил, что среди посетителей было много представителей региональных компаний и гостей из ближнего зарубежья.

Все заметнее становятся на рынке (и соответственно на выставке) фирмы, предлагающие решения для мобильной торговли: в этом году их представляли Galaxy (пакет M-Trade), Группа компаний CDC (АСУМТ "Оптимум"), "Фолио" и "БУХта". Кстати, последняя продемонстрировала на выставке новое решение, основанное, как и в мобильной торговле, на применении КПК, однако предназначенное не для оптовиков, а для розницы. "На Западе аналогичные продукты называются queue buster (убийца очереди), - прокомментировал Андрей Ефремов, - и призваны они решить проблему очередей и ускорить темп обслуживания покупателей, особенно в сезон пиковой нагрузки. Эти продукты позволяют существенно сократить время обслуживания клиентов за счет того, что покупка оформляется прямо в торговом зале, без использования бумажных технологий". Решение "БУХта QB" основывается на том, что продавцы в магазинах пользуются КПК с Wi-Fi-связью, благодаря чему могут прямо в торговом зале оформить покупку и заказать нужный товар со склада магазина - в нужной комплектации и нужном количестве. Например, при оформлении покупки продавец сканирует при помощи мобильного терминала штрихкоды всех необходимых товаров, добавляя их в "предчек". Затем он фиксирует номер предчека, считывая штрихкод со специальной карты заказа. Покупатель с этой картой направляется в кассу, где кассир считывает с нее штрихкод, чтобы получить информацию о совокупной стоимости всех приобретенных товаров. При этом автоматически формируется кассовый чек и пробивается нужная сумма. Между тем товар уже подбирают на складе. Таким образом, оформление покупки из кассы перемещается прямо в торговый зал. Касса традиционно является "узким" местом магазинов вроде IKEA или "Товаров для дома". Число кассовых мест увеличить непросто, зато можно увеличить количество продавцов с КПК в торговом зале. Такая реорганизация процесса покупки позволит свести к минимуму время ожидания покупателя в очереди и время ожидания подбора готовой покупки на складе.

Из последних тенденций надо упомянуть о растущем внимании к технологиям бесконтактной идентификации на базе RFID. Компания IDlogic на своем стенде демонстрировала применение этих технологий не только для автоматизации склада, но и для идентификации транспортных средств.

Новички и новинки

Как особенность нынешней выставки можно отметить тот факт, что большинство экспонентов представляли не новые версии и модули своих систем, а готовые решения для того или иного сегмента торговли. И это вполне укладывается в логику растущей ориентированности на клиента, которая сегодня является приметой времени. Удобство и простота использования, быстрота внедрения - таковы нынешние требования к ИС для торгового предприятия. Динамичность розницы не позволяет затягивать внедрение на долгие месяцы, закрытый магазин каждый день приносит весьма ощутимые убытки. Именно поэтому разработчики стараются предусмотреть все атрибуты того или иного формата торговли не только в специальных настройках, но и в готовых (частично преднастроенных) решениях. Это соответствует и ожиданиям клиентов, полагает директор компании "Фолио" Евгений Валкин: "Выставка обнаружила еще одну новую тенденцию - абсолютное равнодушие потенциальных клиентов к тиражным решениям и простой автоматизации и переход к решениям по внедрению больших систем".

Для того чтобы такое внедрение было оперативным и экономичным, и разрабатываются специализированные продукты. Так, "Сервис Плюс" в составе своего пакета "СуперМаг" предлагает разнообразные решения для разных форматов магазинов: "СуперМаг-Минимаркет", "СуперМаг-Бутик", "СуперМаг - Бытовая техника" и ряд других.

Компания "Фолио" подготовила к выставке новое решение "Фолио-Универмаг", которое, не являясь тиражным продуктом, помимо программного комплекса "Фолио-Купец" включает ряд внедренческих и консалтинговых методик, применяемых при внедрении по согласованию с клиентами. Решение ориентировано на крупные магазины и универмаги и отражает задействованные в них специализированные функции и концептуальные наработки. Например, при оприходовании таких товаров, как одежда и обувь, приходится вводить большие объемы сложно организованной информации (размеры, цвета, коллекции и пр.), что осложняется необходимостью приводить к единой системе учета товары, произведенные в разных странах, с разными шкалами цветов, размеров и материалов. В программе реализованы возможности для создания классификатора товаров, позволяющего более детально и оперативно работать с информацией о производителях, размерах и других нужных параметрах и формировать отчетность в необходимых разрезах; имеется также функция приема и передачи заказов поставщикам и клиентам в электронном виде. Система управления цепочками поставок позволит оптимизировать заказ товаров у поставщика на основе данных об успешности продаж, о наличии товаров и некоторых других.

Решение для автоматизации сетевой оптово-розничной торговли на платформе КИС "ТБ.Корпорация" представила на выставке компания "ТБ.Софт". С его помощью решаются такие важные для эффективного функционирования компании задачи, как организация работы территориально распределенной сети в единой базе данных, управление товародвижением и ценообразованием, расчет себестоимости, контроль за действиями персонала. Для обеспечения надежности передачи данных в системе используются механизм репликации (для удаленных точек с нестабильной работой сети) и терминальный режим (для резервирования и бронирования заказа с центрального склада или по каталогу).

Механизм ценообразования в решении исходит из фактической себестоимости продукта и учитывает существенные особенности сетевой розничной торговли: влияние спроса, дифференцированность уровня жизни по регионам, длительность цикла от поставки до реализации товара, минимальную наценку на товар и т. д. Первоначально системой рассчитывается себестоимость товара, куда входят все затраты, связанные с его доставкой на центральный склад. Для регионов включаются затраты на доставку в регион. Цена на товар устанавливается исходя из анализа продаж, распределения по группам, показателей рентабельности и оборачиваемости, получаемых из специальных отчетов.

Другой особенностью проекта является механизм распределения товара по торговым точкам. При распределении товара система позволяет в реальном времени сформировать отчет, в котором видны текущие остатки по всем удаленным торговым точкам и продажи за последний период по товарным группам, собраны данные по заявкам и приходу товара. На основе анализа принимается решение о распределении товара и запускается автоматическое формирование документов перемещения со склада в каждую торговую точку. Поскольку деятельность крупной розничной сети характеризуется большим товарооборотом (грузооборотом) между магазинами, то для контроля перемещения в системе реализованы маршрутные листы доставки, которые позволяют отследить движение товара: что именно, по каким заявкам, когда и каким рейсом будет доставлено. "Сейчас данное решение проходит опытную эксплуатацию в одной из крупнейших розничных сетей по продаже одежды, - сообщил Сергей Алексеев, директор по продажам компании "ТБ.Софт". - На выставке интерес к нему проявили несколько компаний, в частности торговая сеть "Холдинг-центр"".

Компания "Заказные ИнформСистемы", участвовавшая в выставке впервые, представила свое решение для автоматизации торговых сетей. В составе данной КИС - модули "Розничный магазин", "Оптовые продажи", "Аналитическое хранилище", "Каталог товаров", "Управление товарным запасом" и "Снабжение пунктов розничной торговли". ИС позволяет решать такие задачи быстрорастущего бизнеса, как масштабирование бизнеса (по обороту и территории), сохранение контроля и управляемости при росте масштабов бизнеса, неограниченное расширение номенклатуры товаров, быстрое расширение спектра предложений и услуг для оптовых и розничных клиентов, взаимодействие между различными подразделениями (головным офисом, магазинами, логистическими службами, складами и др.) в режиме онлайн и т. д. Так, в логистическом модуле "Управление товарным запасом" особое внимание уделено распределению входящего потока товара по ответственным и каналам сбыта с учетом веса как этих каналов, так и отдельных товарных групп. Модуль интегрируется с WMS, при этом складские реестры обрабатываются в автоматическом режиме. Модуль "Оптовые продажи" обеспечивает поддержку основных видов оптовых продаж - потокового и коллекционного товара и передачи его на реализацию. "Каталог товаров" поддерживает функции управления ценами и сложную систему скидок, обеспечивает хранение сопутствующих документов (сертификатов, описаний, таможенных деклараций и др.), а также конкурентную работу тысяч пользователей с неординарно большими объемами информации: в промышленной установке каталога содержится более 500 тыс. товарных артикулов и более 14 млн. актуальных значений атрибутов. "Аналитическое хранилище" разработано специалистами компании "Заказные ИнформСистемы" для интеграции оперативной информации из разнородных приложений, обеспечивающих текущую работу подразделений торговой сети; оно содержит также набор инструментов для подготовки и получения отчетности, необходимой для принятия правильных управленческих решений. Кроме компонентов КИС собственной разработки компания "Заказные ИнформСистемы" представила на выставке решение LM7 (www. lm7.ru) класса WMS, разработанное компанией a-SIS (Франция).

Отраслевое решение для торговли представил и еще один новичок нынешней выставки - компания NaviCon. Продукт NaviCon Trade разработан на базе Microsoft Dynamics NAV и Microsoft Dynamics AX и объединяет проектные разработки NaviCon, выполненные консультантами компании более чем в пятнадцати проектах внедрения (Nycomed, WILO Rus, "Планета Удачи", "Десан", "Смайл" и др.).

Компания Ansoft предложила посетителям выставки новую версию системы автоматизации склада AVARDA.WMS 2.0, а также ERP-систему AVARDA - специализированное решение для оптовой и розничной торговли. "За четыре выставочных дня специалистами компании Ansoft было проведено более сотни презентаций систем, - рассказал Андрей Путилов. - Заинтересованность посетителей в этих продуктах оказалась настолько высокой, что после официального закрытия мероприятия работа выставочного стенда нашей компании была продлена еще на несколько часов".

Впервые на выставке фигурировали компания "ОРАК Инжиниринг" из Болгарии, экспонировавшая свое решение для учета и анализа торговой и складской деятельности "ОРАК Маркет R5", и фирма Preactor International с продуктом Preactor APS для календарного планирования и планирования цепочек поставок.

Многие экспоненты отмечали профильность, квалифицированность аудитории выставки. Но были и пожелания. "В будущем хотелось бы видеть эту выставку более масштабной, - сказал Андрей Ефремов. - Бурно развивающаяся сфера торговли и растущий интерес к оптимизации логистических процессов требуют более интенсивного обмена опытом, наработками, более тесных контактов и сотрудничества. Мы надеемся, что организаторам удастся справиться с этой задачей и вывести выставку на более высокий уровень".