ГОСУПРАВЛЕНИЕ
На расширенном заседании коллегии Мининформсвязи РФ (www. minsvyaz.ru) по итогам работы в 2006 г. впервые за последние 15 лет прозвучала серьезная критика отрасли со стороны одного из руководителей правительства. Первый вице-премьер Сергей Иванов выразил неудовлетворение тем, что разрыв в области ИКТ между Россией и ведущими странами мира сокращается слишком медленно. Федеральный министр Леонид Рейман не мог не согласиться с мнением вице-премьера и обещал добиться заметных сдвигов уже к 2010 г.
Сергей Иванов положительно оценил достижения сектора ИКТ, выросшего за год на 20% (см. PC Week/RE, N 48/2006, с. 1). Но мимо его внимания не прошло и снижение темпов отраслевого роста, связанное с относительным спадом уровня капиталовложений: "Объем инвестиций мог бы быть более масштабным", - подчеркнул он. Есть и ряд других причин, которые, по его мнению, дают основание утверждать, что ситуация в сфере информационных технологий и связи оставляет желать лучшего.
У Сергея Иванова (слева) есть претензии к
работе ведомства Леонида Реймана
"По данным ведущих зарубежных экспертов, в США, Японии и крупнейших странах Европы количество пользователей сети Интернет составляет примерно половину от общей численности населения, - заявил с трибуны коллегии первый вице-премьер. - В России же этот показатель пока достиг максимум 10%".
Надо отметить, что раньше, при министре связи Владимире Булгаке или председателе госкомитета по связи и информатизации Александре Крупнове, на расширенных коллегиях отрасли всегда присутствовали и выступали руководители промышленности. А при Леониде Реймане интерес к отечественным производителям телекоммуникационного оборудования как-то угас и места на трибуне для руководства Роспрома РФ в очередной раз не нашлось. Зато нашлись вопросы у г-на Иванова.
По его мнению, при том что количество используемых в России сотовых телефонов превысило численность населения страны, ее зависимость от зарубежных поставок информационной техники и аппаратных компонентов превышает критический уровень. "Я очень сомневаюсь, что у кого-либо из присутствующих в зале есть мобильный телефон отечественного производства", - обратил внимание Сергей Иванов.
Досталось от него и творцам "Электронной России". "Текущие результаты выполнения ФЦП "Электронная Россия" не совсем оправдывают возлагавшиеся на нее надежды, - заявил г-н Иванов. - Недостатки в ее реализации закономерно привели к сокращению объемов финансирования программы, хотя с повестки дня не снята одна из главных ее задач, построение "электронного правительства"".
Отдельная проблема - территориальная диспропорция в уровне информатизации. "Здесь на первом месте идут Москва и Санкт-Петербург, потом Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский национальные округа, а практически все остальные регионы отстают, - заметил первый вице-премьер. - Десятки тысяч населенных пунктов не имеют обычного телефона".
Уровень проникновения телефонии вполне сравним с состоянием дорожной сети в стране: десятки тысяч населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием. "Телефон необходим каждой семье, - считает г-н Иванов. - Идея "народного телефона" должна получить свое воплощение. Пятнадцать лет назад Россия занимала по ИКТ одно из ведущих мест в мире; мы можем и должны вернуть утраченные в этой сфере позиции".
Дисбаланс в использовании ИКТ будет преодолен
Леонид Рейман, основной докладчик на коллегии, не скрывал, что темпы роста фиксированной телефонии недостаточны и за год связисты сумели поднять телефонную плотность лишь на 1,2 пункта - с 30 до 31,2 аппарата на 100 человек. Но сейчас работает рыночный механизм универсального обслуживания, позволяющий решить эту проблему. В 2006 г. было проведено 116 открытых конкурсов на право оказания универсальных услуг в 58 субъектах Российской Федерации, заключен 551 договор на общую сумму свыше 10 млрд. руб. На территории России планируется установить более 101 тыс. таксофонов и организовать около 22 тыс. пунктов коллективного доступа (ПКД).
"В прошлом году г-н Рейман серьезно просчитался с фондом универсального обслуживания, многие операторы отказались вносить 1,2% от своего оборота, - сказал наш источник в Мининформсвязи. - А это плохо отразилось на его репутации "в верхах": раз не умеешь деньги собирать, значит, плохой руководитель, считают там. Вот и пришлось Леониду Дододжоновичу проталкивать в декабре еще одну поправку к закону "О связи"".
Объем инвестиций в отрасль ИКТ в 2000-2006 гг.
(млрд. руб.)
Действительно, контрактов заключили на 10 млрд. руб., а собрали, согласно данным руководителя Федерального агентства связи Андрея Бескоровайного, только 8 млрд. Пока в рамках реализации универсального обслуживания установлено всего 13,4 тыс. таксофонов и около 1,5 тыс. ПКД. Динамика прогресса такая: от 43 тыс. нетелефонизированных населенных пунктов в 2004 г. пришли к 30 тыс. в 2006-м.
Леонид Рейман подтвердил, что дисбаланс в использовании инфокоммуникационных технологий между регионами и различными социальными группами населения по-прежнему является актуальной проблемой, и ее решение - одно из приоритетных направлений работы Мининформсвязи России.
У нас по-прежнему сохраняются очереди на установку квартирного телефона, и в некоторых местах люди ждут уже несколько десятилетий. Однако есть и положительные примеры: в Мурманске и Санкт-Петербурге ожидание длится не более полугода (правда, непонятно, почему остается само понятие "очередь" в рыночных условиях, почему хваленые альтернативные операторы с удовольствием работают с инофирмами, банками и бизнес-центрами и совсем не интересуются обслуживанием населения).
Но, заверил г-н Рейман, решение проблемы телефонизации страны будет завершено в 2008 г. Начиная с 2009-го предполагается расширить состав универсальной услуги, предусмотрев телефонизацию непосредственно самих домохозяйств, а также обеспечение каждой квартиры широкополосным доступом в Интернет. А к 2010 г. отрасль сможет повысить плотность фиксированной телефонной связи с 31,2 телефонного аппарата на 100 человек до 43,0, обеспеченность компьютерами с 16 до 43 на 100 человек населения и долю интернет-пользователей с 17 до 45%.
Впервые в докладе прозвучал тезис об уровне развития широкополосного доступа (ШПД) в стране. Число широкополосных подключений в 2006 г. превысило число подключений через коммутируемые каналы. По росту объема инвестиций сегмент ШПД опережает все другие сектора отрасли электросвязи.
В России действует около 10 тыс. публичных беспроводных точек доступа в Интернет. Активно развивался рынок видеосервисов. Услуги IPTV в 2006 г. начали предоставлять еще около 20 операторов. По словам Реймана, сегодня число пользователей интернет-ТВ приближается к 100 тыс., а к концу 2010 г. может превысить 1,4 млн. (по данным аналитического агентства J’son & Partners, опубликованным в декабре прошлого года, общее количество абонентов IPTV в России на тот момент составило 70 тыс., а к 2010-му оно, по прогнозу компании, увеличится до 630 тыс. абонентов, так что оценки Мининформсвязи можно считать очень уж оптимистичными).
Русский NASDAQ и тенденции ИКТ
Важное сообщение прозвучало в выступлении заместителя министра информационных технологий и связи Дмитрия Милованцева: в России в ближайшее время начнет действовать специализированная фондовая площадка, ориентированная на компании из сферы высоких технологий, аналог американской биржи NASDAQ.
Как отметил г-н Милованцев, сегодня российские ИТ- и телекоммуникационные предприятия по ряду причин испытывают трудности с выходом на зарубежные фондовые площадки. Новая площадка, по его словам, будет учитывать специфику российской ИКТ-отрасли и позволит создать максимально благоприятный климат для участников рынка.
Он сообщил также, что активным игроком новой площадки видит создаваемый венчурный фонд по информационным технологиям (РИФИТ), который скорее всего начнет свою работу одновременно с площадкой и станет ее эмитентом.
Но есть и настораживающие моменты. "В материалах Мининформсвязи много данных о числе действующих SlM-карт, количестве цифровых окончаний широкополосного доступа и таксофонов, - отмечает Сергей Карелов, председатель совета лиги независимых экспертов в области информационных технологий (ЛИНЭКС), - но никакого анализа состояния и перспектив ИТ-рынка министерство не делает". По его словам, проведенный экспертами ЛИНЭКСа анализ показывает, что в течение 2001-2006 гг. наблюдалось снижение темпов годового роста объема российского ИТ-рынка с 35,7% в 2002/2001 гг. до 19,1% в 2006/2005-м. Согласно прогнозу, в 2007/2006 гг. этот показатель может составить всего 14,6%. Замедление темпов роста наблюдается во всех сегментах российского ИТ-рынка.
Другой важной тенденцией, выявленной в результате проделанного анализа, является уменьшение доли инвестиционных расходов российских компаний на ИТ (на приобретение нового оборудования и ПО), сопровождаемое повышением операционных расходов (на эксплуатацию уже имеющейся ИТ-инфраструктуры и приложений). Как видно из сравнения фактических ИТ-бюджетов ряда крупнейших российских компаний на 2006 г. и плановых на 2007-й, отношение доли операционных расходов к доле расходов инвестиционных в 2007 г. увеличилось более чем в два раза.
В ходе реализации госпроектов внедрения ИТ постоянно выявляются те или иные коллизии, связанные с недостаточной проработкой исходных документов и сложившей бюрократической практикой. Иллюстрацией может служить приоритетный национальный проект "Образование", в рамках которого Мининформсвязи совместно с Минобрнауки РФ проводят подключение российских школ к Интернету (см. PC Week/RE, N 45/2006, с. 54). На сегодняшний день данная работа находится в самом разгаре (присоединено 26 тыс. учебных заведений).
При этом выяснилось, что из-за отсутствия стационарных линий связи порядка 6000 объектов в 26 регионах страны должны быть подключены к Сети с помощью наземных спутниковых станций VSAT. Один из активных участников этого процесса - Красноярское КБ "Искра", которое совместно с "Сибирьтелекомом" занимается внедрением VSAT в школах труднодоступных районов.
Так вот, по словам гендиректора "Искры" Якова Лисовского, самым трудным в этой работе стала даже не доставка оборудования в условиях полного бездорожья, а тривиальное отсутствие электричества на местах. "Мы готовы налаживать связь, - сказал он. - Но мы не можем взвалить на себя еще и электрификацию села!" К тому же если соблюдать все ведомственные инструкции, то на оформление документов на использование терминалов VSAT может потребоваться до полутора-двух лет. Вот вам и национальные проекты!