*1
_____
*1 Продолжение. Начало см. в PC Week/RE, N 11/2007, с. 26.
МАРГАРИТА ФУЗЕЕВА :ПРАКТИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ ДЛЯ СМБ
"Мы существуем так, как нам нравится. Мы работаем так, как сами считаем правильным. Мы в гробу видали все корпоративные ценности, вместе взятые" (студия Артемия Лебедева, http://www. artlebedev.ru/studio/).
И все-таки я настаиваю, что успешные компании имеют свой кодекс, даже если их сотрудники утверждают, что ничего о нем не знают и слыхом не слыхивали ни о какой
корпоративной культуре. Вопрос в том, каким образом все то, что определяет успех компании с точки зрения отношения к своей деятельности ее сотрудника, проникает в сознание каждого члена коллектива.
Вариант проникновения 1.
1. Сочиняем свод правил поведения или "списываем слова" из внешнего источника.
2. Разрабатываем технологию ознакомления сотрудников с принятым в компании кодексом и внедрения его в повседневную жизнь организации.
3. Устанавливаем порядок неукоснительного соблюдения топ-менеджментом зафиксированных в компании принципов.
4. Разрабатываем систему контроля исполнения кодекса сотрудниками компании.
Вариант проникновения 2.
1. Создаем корпоративную религию и формируем вокруг нее корпоративное сообщество.
2. Соблюдаем ритуалы и боремся с неверующими.
Первый вариант кажется более простым и реальным с точки зрения задействованных творческих и временных ресурсов. Зато второй в случае его успеха будет более устойчивым и независимым от внешних и внутренних воздействий, ведь он подразумевает более глубокое эмоциональное вовлечение в процесс всех участников.
О проблемах, возникающих при разработке и внедрении первого варианта, мы поговорим чуть позже. А сначала обозначим основные составляющие корпоративной религии - вдруг вы выберете именно этот вариант развития.
Здесь мне очень помогла статья о разработке религии бренда Патрика Хэнлона, главы брендингового агентства Thinktopia (http://adme.ru/articles/2007/03/30/ 16486/). Приведенные в ней семь элементов кода бренда полностью совпадают с основами корпоративной религии.
Вот обязательные составляющие религиозного культа, над которыми придется поработать:
- Легенда о сотворении компании. Откуда все пошло, кто был у истоков, почему получилось именно так? Просто замечательно, если с тех незапамятных времен сохранилась какая-нибудь реликвия, свидетельствующая об уникальном моменте рождения, - салфетка с вариантами названий компании или сувенир, значение которого понятно только посвященным...
- Вероучение. Это, по сути, миссия компании, которая указывает направление великого пути, разъясняет смысл существования и убеждает приверженцев веры в ее уникальности и значимости.
- Символы веры. Для корпоративной религии это слоганы, флаги, фирменные реликвии и атрибуты, а для фанатиков (по идее, высказанной в книге Кьелла А. Нордстрема и Йонаса Риддерстрале "Бизнес в стиле фанк") - татуировки в виде логотипа компании на видимых участках тела.
- Ритуалы, традиции. Повторяющиеся позитивные коллективные действия объединяют. Это может быть монументальный подъем флага в начале дня или экзотический ритуал поглаживания Камня-символа перед сложными переговорами. В одной компании обязательно устраивали корпоративный праздник-капустник после продажи каждой тысячи устройств, в другой - бросали монетки в кувшин, а после его наполнения устраивали коллективный выезд с закапыванием полного кувшина денег на секретном (известном только участникам процесса) "поле чудес".
- Заклинания. Фразы, словечки, обозначения, понятные только приверженцам веры. В некоторых случаях определенными фразами может сопровождаться конкретный ритуал (встречи, прощания, проведения корпоративных мероприятий). Чем непонятнее для окружающих фраза, тем сильнее она объединяет, тем выше поднимает над остальными, не принадлежащими сообществу. В книге "Человеческий фактор: успешные проекты и команды" (Том Демарко, Тимоти Листер; пер. с англ. М.: Символ-Плюс, 2005) авторы рассказывают, как участники одной рабочей группы в процессе совместной деятельности начали приобретать общие черты характера, в частности схожее чувство юмора. Члены группы разработали свою теорию юмора: "По этой теории некоторые вещи от природы смешны. Цыплята, к примеру, смешны, а лошади нет. Губы уморительны, локти и колени тоже, а вот плечи - просто плечи. Однажды мы присутствовали на прослушивании нового участника группы. После того как он все рассказал и ушел, один из наших коллег высказался так: "Полагаю, к знаниям придраться нельзя. Но как вы думаете, он когда-нибудь сможет понять, что цыплята с губами - это смешно?" Кандидат не получил места".
- Неверующие. Наличие неверующих - обязательный признак религии. Сильная религия формирует правила поведения по отношению к своим противникам, анализирует причины их неверия, применяя результаты исследований для укрепления собственных устоев.
- Лидер. Без него маловероятно само создание корпоративной религии, трудно реализуемо ее развитие и привлечение сторонников. В корпоративной религии лидер воспринимается часто не только как "евангелист", но и как активный защитник, способный противостоять превратностям внешнего мира.
Конечно, надо всеми приведенными составляющими корпоративной религии придется потрудиться. И самыми ярыми приверженцами ее прежде всего должны быть руководители компании - без их участия создание такой религии просто невозможно.
Это правило является обязательным и для первого варианта развития корпоративной культуры, о котором говорилось в начале статьи.
Отдельным пунктом технологии проникновения норм корпоративной культуры в сознание каждого сотрудника является их неукоснительное соблюдение топ-менеджментом компании. Если руководство компании не принимало участия в разработке и принятии культуры организации, если оно не собирается быть "проводником знаний", апологетом ее принципов, то самым экономичным выбором пути развития корпоративной культуры будет отказ от любого ее вида. Не стоит тратить усилия на безнадежное предприятие. Ведь галочка рядом с пунктом "разработка корпоративной культуры" в списке выполненных вашим эйчаром дел не добавит ничего ни для ваших сотрудников, ни для получения дополнительной прибыли или создания конкурентного преимущества компании.
С автором статьи можно связаться по адресу: margo@starcons.ru.