ФОРУМЫ
С 5 по 7 апреля в подмосковном пансионате "Лесные дали" проходил 11-й Российский Интернет-Форум (www.rif.ru). Несмотря на то что его поддержали Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (www. fapmc.ru), Министерство промышленности и энергетики РФ (www.minprom.gov.ru), Федеральное агентство по образованию (www.ed.gov.ru), впечатление от мероприятия осталось весьма среднее. Дело в том, что при всем разнообразии вопросов, рассматривавшихся на круглых столах, среди них нельзя было обнаружить серьезные темы, обсуждение которых могло бы как-то повлиять на ситуацию в российском сегменте сети Интернет. Заявленные дискуссии, к примеру "Интернет-СМИ: порядок или хаос?" или "Кабала корпораций или мир свободного ПО: что должна выбрать Россия?", вряд ли могли претендовать на серьезный интерес со стороны участников форума. А рассмотрение действительно важных вопросов, касающихся проблем развития блогов, интернет-телевидения, распространения технологии VoIP, обеспечения информационной безопасности в Сети, к сожалению, свелось к демонстрации отдельных презентаций довольно среднего уровня, рассказам об уже известных технологических решениях и рассуждениям на общие темы.
Несмотря на патронат солидных государственных органов власти, РИФ все
больше превращается в “тусовку” для интернет-общественности
А между тем в Рунете полно нерешенных проблем - в частности, низкая интеграция платежных систем с финансово-кредитными учреждениями: пользователю чрезвычайно сложно провести платеж величиной до 10 долл., что препятствует развитию рынка платного контента. Не были в достаточной степени рассмотрены изменения на рекламном рынке, где заметно снижается эффективность баннеров и растет доля контекстной рекламы. Наблюдался явный дефицит информации о широкополосном доступе в регионах страны, о сетях pre-WiMAX.
Устроители сократили длительность каждого из 50 запланированных мероприятий до одного часа и запустили их в несколько параллельных потоков. Подобные "свежие идеи" не принесли посетителям ничего, кроме дополнительной беготни, а выступления многих докладчиков оказались скомканными, так как не всем вовремя сообщили о новом формате.
Выступивший на пленарном заседании форума заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Андрей Романченко рассказал о наиболее значимых интернет-событиях минувшего года. Ими, по его мнению, стали интернет-конференции президента России Владимира Путина и вице-премьера Дмитрия Медведева, принятие нового закона "О рекламе", легализация вторичного рынка доменов, развитие технологий беспроводного доступа к сети Интернет (Wi-Fi), а также создание Российской ассоциации электронных коммуникаций (www.raecs.ru). С высокой оценкой темпов интернетизации страны, данной г-ном Романченко, можно поспорить: в 2006-м российская аудитория Сети составила всего 26 млн. пользователей (для сравнения: количество тех, кто пользуется сотовой связью, - больше 100 млн. человек), а к концу 2007 г., по словам заместителя главы Роспечати, она увеличится всего на 3 млн. абонентов - в основном, надо отметить, за счет массированного подключения российских школ по проекту "Образование" (см. PC Week/RE, N 4/2007, с. 24). Все остальные программы информатизации, включая "Компьютер в каждый дом" (см. PC Week/RE, N 4/2007, с. 1), пока пробуксовывают.
Статистика участия компаний в мероприятии - не очень радостная. На выставке, размещенной в холле пансионата, свои продукты продемонстрировали около двух десятков организаций, из которых только два бренда были хорошо известными - это Google и "Лаборатория Касперского". Однако и они показали отнюдь не новые решения, которые могли вызвать интерес лишь у непосвященных пользователей. Для работы в интернет-форуме зарегистрировалось 2148 представителей 1158 организаций. Просмотр списка участников подтвердил опасения - на мероприятие приехало много частных пользователей и представителей средних фирм; крупные международные организации и компании в основном прислали сотрудников невысокого ранга, что свидетельствует об их отношении к уровню мероприятия.
Возможно, более интересной для бизнес-пользователей и корпоративных заказчиков станет вторая конференция "Интернет и бизнес", которая пройдет 18-20 апреля в подмосковном пансионате "Бор". Ее организаторами выступают такие компании, как "Бегун", "Демос", Mail.Ru, Ozon.ru, "Рамблер", РБК, Softkey, TNS Gallup Media, HeadHunter, "Яндекс". РИФ же все больше превращается в "тусовку" для интернет-общественности, которая, однако, не проявляет к мероприятию особого интереса.