ИНТЕРВЬЮ
Большое место в работе CeBIT’2007 заняло обсуждение перспектив российско-германского партнерства в ИТ-сфере. В число тех, кто активно поддерживает идею углубления сотрудничества с Россией, входит немецкая компания Software AG, предлагающая основанные на открытых стандартах инфраструктурные решения для критически важных бизнес-систем. В беседе с научным редактором еженедельника PC Week/RE Ольгой Павловой председатель совета директоров и CEO Software AG Карл-Хайнц Штрайбих рассказал о том, как видоизменился бизнес компании за последние годы, а также о том, каким ему видится будущее европейской ИТ-индустрии.
PC Week: В начале нынешнего года было объявлено, что в течение пяти лет Software AG планирует удвоить свой оборот и довести его до 1 млрд. евро. Это прогноз или цель, к которой вы стремитесь? За счет чего вы собираетесь этого добиться?
Карл-Хайнц Штрайбих: Мы убеждены, что именно так и будет. А произойдет это за счет высоких темпов роста и проведения исследований, направленных на создание инновационных решений. Стать лидерами нам поможет, с моей точки зрения, то, что мы действуем на двух рынках - мэйнфреймов и XML-систем. Кроме того, у нас есть представительства в 70 странах мира и сильная управляющая команда, состоящая из руководителей высшего звена, которые ранее работали в таких компаниях, как SAP, IBM, Oracle, T-Systems и др.
PC Week: Наверняка основой для такого амбициозного объявления стали радикальные перемены, произошедшие в Software AG за последние годы. Так, после двухлетнего перерыва вы опять вернулись на CeBIT. Какие изменения вы считаете наиболее важными и чего можно ожидать в ближайшем будущем?
К.-Х. Ш.: Произошедшие в компании перемены связаны со многим: и с организацией труда, и с маркетингом, и с появлением новых линий продуктов. Причем я хотел бы здесь отметить, что нам удалось, с одной стороны, привлечь молодых, талантливых и энергичных людей, а с другой - сохранить старые, испытанные кадры.
Карл-Хайнц Штрайбих
Если же говорить более конкретно, то я хочу остановиться на следующих ключевых моментах. Я пришел в Software AG почти четыре года назад, когда компания испытывала серьезные трудности, связанные в основном с лопнувшим "мыльным пузырем" интернет-бума. В то время было совершенно очевидно, что нужно провести реформы в трех ключевых направлениях. Первое - это обеспечить прибыльность компании, второе - добиться ее устойчивого роста, третье - и самое главное - изменить общественное мнение о компании. И нам удалось достичь хороших результатов по всем этим направлениям, или, другими словами, очень быстро привести все в порядок. Прежде всего, компания опять стала прибыльной. Четыре года наши доходы падали, потом мы вышли на показатели роста 5% в год, а сегодня эта цифра увеличилась вдвое - до 10%. Такое положение сохраняется последние 13 кварталов. И наконец, не менее важное изменение - это то, что мы занялись обновлением имиджа компании и, в частности, недавно провели ребрендинг. И новый логотип, и новое отношение к бренду позволили привлечь внимание общественности. Более того, мы существенно укрепили и улучшили отношения с нашими заказчиками, благодаря чему нам удалось лучше понять их потребности.
Мы также увеличили штат сотрудников в сфере маркетинга и продаж: за два последних года их число выросло на 27%. Мы инвестируем крупные средства в эти две области, поскольку они являются основными двигателями нашего роста.
PC Week: Какова сегодня продуктовая стратегия Software AG?
К.-Х. Ш.: Прежде всего мы отказались от тех направлений, которые не соответствовали нашей главной линии, и сосредоточились на двух наиболее перспективных сферах. С одной стороны, это наши традиционные продукты для мэйнфреймов (база данных Adabas и среда разработки Natural), а с другой - интеграционный SOA-пакет, представленный платформой Crossvision.
Второе, что мы делаем, - уделяем большое внимание существующей пользовательской базе. Главная задача здесь заключается в том, чтобы помочь клиентам понять потенциал и важность использования Adabas и Natural.
А кроме того, мы активно продвигаем инновационное направление - разработку на основе пакета SOA. Для этого мы пригласили молодых специалистов, которые сконцентрировались на создании новых SOA-продуктов.
PC Week: Какова была потребность в ребрендинге с точки зрения бизнеса? И что вы ожидаете получить в результате этого?
К.-Х. Ш.: Как я уже говорил, ребрендинг - это только один из нескольких шагов, которые мы сделали для развития нашего бизнеса. Software AG присутствует на рынке около 40 лет, что для ИТ-компании уже целая история. Мы стали мировым лидером в области баз данных для мэйнфреймов, и наш имидж знаком людям более 20 лет. Именно по этой причине нам нужно было обновить бренд компании с помощью более современных цветов, форм, макетов и шаблонов. Мы хотели показать клиентам отражение глубоких, постоянных изменений во всем.
Даже такие стабильные корпорации, как Coca Cola, продающие, в принципе, один и тот же товар, постоянно обновляют свой образ. Поэтому я считаю, что компания, которая модифицирует продукты практически каждый месяц, просто должна время от времени менять имидж.
Чего мы ждем от ребрендинга в будущем? Вы, конечно, знаете, что в Кремниевой долине в США средний возраст сотрудников составляет 29 лет, и за ними, я бы сказал, закрепился имидж неких чудаков. Мы же хотим другого - стать респектабельной компанией. 75% всех наших клиентов говорят, что предлагаемое нами ПО является критически важным для их компаний. Так что мы просто обязаны иметь обновленный имидж.
PC Week: Software AG ведет активную работу на CeBIT’е, в частности она участвовала в российско-германском форуме. Помимо этого вы разработали международную стратегию развития. Расскажите, пожалуйста, об этом направлении деятельности.
К.-Х. Ш.: Во-первых, я являюсь членом президиума немецкого отделения ассоциации информационных технологий, телекоммуникаций и новых средств информации (BITKOM). Это объединение 12 руководителей высшего звена ИТ-компаний Германии. Я руковожу группой, консолидирующей национальную ИТ-индустрию, благодаря чему имею возможность популяризировать идею SOA в отрасли. Во-вторых, у нас в стране организован своего рода фонд - очень высокого ранга, который называется G21, что означает Германия XXI века. Он осуществляет консалтинг и экспертизу для правительства, и я занимаю пост заместителя председателя этого фонда. В-третьих, я взаимодействую с комиссаром Евросоюза по вопросам создания European Software Starlines - объединения европейских компаний - разработчиков ПО. В-четвертых, я очень внимательно слежу за программными разработками в России. В этой связи хотел бы сделать одно замечание. Вам наверняка известно, что Гельмут Коль, с которым я хорошо знаком, занимает пост председателя комитета по Восточной Европе (Eastern European Chairman Committee) в правительстве Германии. Он близкий друг Владимира Путина, Алексея Миллера из Газпрома и многих других и внимательно следит за состоянием бизнеса в вашей стране. Я считаю, что ключевую роль в европейском развитии предстоит играть именно России. Поэтому, думаю, мне следует чаще бывать у вас - раза два в год, чтобы общаться с клиентами самого высокого уровня. В свой первый приезд я встречался с заместителями первых лиц в правительстве, в частности с заместителем министра информационных технологий и связи, а также с ИТ-директорами крупных компаний. В мой следующий визит я планирую продолжить эти встречи. Например, у меня не было возможности встретиться с представителями компании Luxsoft - одного из крупнейших разработчиков ПО в России. Кроме того, я хотел бы принять участие в мероприятии под названием Russian CIO Summit, которое проходит в вашей стране и является местом общения ИТ-директоров и компаний - лидеров российского ИТ-рынка.
Европа должна располагать необходимой интеллектуальной собственностью, всеми ноу-хау в данной сфере, иначе мы будем отставать от остального мира. |
PC Week: Я читала, что вы поддерживаете идею независимости ИТ-отрасли Европы от других стран. Не могли бы вы рассказать об этом поподробнее?
К.-Х. Ш.: Да, действительно, я считаю, что европейская ИТ-индустрия должна быть независима от любого влияния извне. 50-80% роста производительности в любой отрасли обусловлены ИТ, и главную роль здесь играет ПО. Мы должны быть готовы самостоятельно поддерживать рост производительности в Европе, поскольку это означает повышение жизненных стандартов каждого человека. А потому Европа должна располагать необходимой интеллектуальной собственностью, всеми ноу-хау в данной сфере, иначе мы будем отставать от остального мира. США - ведущий экспортер технологий в мире. Но мы не должны полностью зависеть от этой страны.
PC Week: Однако все операционные системы производятся за пределами Европы...
К.-Х. Ш.: Да, конечно. Я бы даже сказал, что за пределами Европы производится практически все. И это значит, что нам пора начинать работу в данной области. Возможно, мы не добьемся стопроцентной независимости, но, я уверен, сможем получить 50-70% альтернативных ИТ-средств. Мы просто должны иметь свои европейские альтернативные системы. Эта идея сочетается с созданием объединения европейских софтверных компаний (European Software Starlines), с тем чтобы сконцентрировать ресурсы и стать действительно мощными игроками. Мне известно, что и в России выдвигаются инициативы, направленные на достижение независимости. А Россия - часть Европы. В своей речи на прошедшем российско-германском форуме заместитель председателя правительства России Сергей Нарышкин придерживался абсолютно того же мнения. Говоря о рынке ИТ, он называл три больших региона - США, Азиатско-Тихоокеанский и Европу вместе с Россией. По его словам, Европа и Россия смогут выжить только как единый экономический регион. И для нас очень важно, что это не только наши, но и общеевропейские идеи, которые понимают в России.
Свою задачу здесь я вижу в продвижении идеи независимости. Я говорю о ней в каждом своем выступлении, в каждом интервью. С моей точки зрения, это имеет фундаментальное значение для выживания и повышения уровня жизни как в Европе, так и в России, являющейся ее частью.
PC Week: А как относятся к идее независимости руководители других европейских софтверных компаний?
К.-Х. Ш.: В целом они ее поддерживают. Причем здесь, как и в любой другой области, все начинается с гениальной идеи одного человека, которую потом развивают уже многие. Но реально она начинает работать только тогда, когда ее разделяет большинство.
Я считаю, что для становления объединения европейских софтверных компаний требуется около пяти лет. Но начинать работу мы должны уже сегодня, а затем продвигаться вперед шаг за шагом. Речь здесь также идет об изменении взглядов. Software AG - одна из крупнейших европейских компаний, выпускающих ПО, и мы должны стимулировать данный процесс. С другой стороны, например, фирма SAP не нуждается в этом, поскольку занимает крупнейшую рыночную нишу. Она и так независима, она сама - сила. Но всем другим европейским компаниям объединение жизненно необходимо.
PC Week: Каких достижений в этой области вы ожидаете в ближайшем будущем?
К.-Х. Ш.: Мы планируем развитие двух сфер сотрудничества. Первая - углубление совместных усилий. Невозможно, чтобы каждый разрабатывал все самостоятельно. Второе - расширение глобализации и национализации. Что я имею в виду? Software AG действует в 70 странах мира, но мы не смогли бы во всех них организовать работу с нуля. Это было бы слишком дорого. Нам важно, чтобы и другие поддерживали нас, чтобы мы могли обмениваться ресурсами. Модель взаимодействия должна быть подобна кооперации в Lufthansa Starline. Другими словами, такое объединение независимых софтверных компаний должно быть сродни тому, что имеется в авиапромышленности. В Европе действует множество производителей отдельных деталей и узлов, и их сотрудничество позволяет собирать самолеты. Это представляет собой как раз модель SOA, которая и должна стать платформой для образования European Software Starlines.
И вклад России здесь может быть действительно велик. Совместная история России и Германии очень длинная. Конечно, мы знавали разные времена, но на протяжении многих лет взаимодействовали весьма конструктивно. Культура наших стран ближе друг к другу, чем, например, к Японии и даже, я думаю, к США, поскольку их политика направлена на доминирование во всех областях... В общем, я уверен, что нас ожидает большое будущее.
PC Week: Спасибо за беседу.