СВЯЗЬ
20 апреля состоялось заседание комиссии по конкурсам на право получения лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи третьего поколения (3G) и объявлены победители. Ими, как и предполагали аналитики телекоммуникационного рынка, стали компании "большой тройки". Правда, некоторые участники конкурса еще намерены оспорить результаты работы комиссии в суде.
В соответствии с итоговыми протоколами победителем первого конкурса стал "МегаФон" (560 баллов), второго - МТС (559 баллов), третьего - "ВымпелКом" (550 баллов). И хотя МТС является крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной Европе, в условиях соревнования были прописаны характеристики зон охвата сетями территории страны и наличие региональных лицензий у претендентов, что сужало его шансы на успех.
"МегаФон" - единственный из сотовых операторов, обладавший всероссийской сетью, он и получил максимальное число баллов. МТС, который пока не работает в Пензенской области, получил на балл меньше, а "ВымпелКом", не сумевший добиться прав на присутствие со своей 2G-сетью в дальневосточном регионе, уступил питерской компании еще больше.
Руководителей МТС (слева направо), “МегаФона”
и “ВымпелКома” поздравили с победой в
конкурсах на 3G-лицензии
По словам председателя конкурсной комиссии Александра Крупнова, условия конкурса вырабатывались исходя из анализа политики международных организаций UMTS Forum и GSMA. Но аналитики, в том числе из J’son & Partners, еще до начала конкурса отмечали противоречивость требований и недостаточно прозрачную процедуру отбора претендентов.
Конкурс проводился в два этапа, причем на первом в ходе предварительного отбора из тринадцати претендентов семь оказались за бортом. Среди них, конечно, были операторы, которые изначально не имели никаких шансов на успех. Но были и серьезные фирмы и объединения, которых отвели под разными предлогами. Поэтому, например, поволжская компания СМАРТС намерена требовать пересмотра итогов конкурса в арбитражном суде (см. PC Week/RE, N 14/2007, с. 3).
Сегодня в России созданы почти все необходимые условия для развития подвижной связи третьего поколения. По словам Дмитрия Милованцева, заместителя министра информационных технологий и связи РФ, Мининформсвязи учло европейский опыт запуска 3G-сетей, который привел к банкротству ряда операторов из-за высокой стоимости лицензии на право предоставления таких услуг. Поэтому было принято решение, что размер лицензионного сбора не должен превышать 100 тыс. долл.
"После ажиотажа во многих странах, связанного с торгами на приобретение лицензий и частот на предоставление услуг в формате 3G, в 2003 г. несколько компаний вышли на рынок с этими услугами, - отметил Пер Селбек, cтарший партнер британской консалтинговой компании Kyak Systems. - Однако многие операторы истощили свои финансовые ресурсы и не могли потратиться на масштабное усовершенствование сети, в то время как их сервисы формата 2G росли как на дрожжах и приносили хороший доход".
Все это, считает он, имеет немалое значение для российского рынка, участники которого могут теперь приобрести высококачественное оборудование по более низким ценам, а также, что немаловажно, получить доступ к экспертизе специалистов, у которых уже есть опыт внедрения подобных технологий.
Сегодня на повестку дня выходит обсуждение планов компаний "большой тройки" по развитию сетей UMTS. На внедрение стандарта операторы потратят порядка миллиарда долларов каждый, но планы их действий будут различаться. По словам генерального директора МТС Леонида Меламеда, оператор инвестирует около 1 млрд. долл. во внедрение 3G в ближайшие три года.
МТС планирует ввести в действие около 3000 базовых станций (БС) нового стандарта. Руководитель "ВымпелКома" Александр Изосимов заявил о грядущем пуске 2000 БС UMTS. При этом пробная эксплуатация некоторых сетей может быть осуществлена до конца нынешнего года, а предположительно к середине 2008-го фрагменты сетей всех трех лицензиаров будут запущены в рабочий режим.
Правда, еще предстоит расчистка диапазонов для сетей 3G. Она будет проводиться за счет самих операторов и каждому обойдется в миллионы долларов. К сожалению, несмотря на то что деньги гражданскими компаниями будут потрачены, реальной конверсии диапазона ожидать не приходится: вопреки международной практике он все равно останется в так называемом двойном применении.