АНАЛИТИКА

По оценке аналитической компании CIMdata (www.cimdata.com), в 2006 г. мировой рынок PLM развивался быстрее, чем ожидалось. Объем продаж вырос на 10,4% (ранее предполагалось 7,7%) и достиг 20,1 млрд. долл. Аналитики объясняют такой подъем тем, что предприятия осознают важность PLM для повышения эффективности своей деятельности и инвестируют в эту технологию. Такое развитие событий позволило CIMdata повысить прогноз на ближайшие пять лет. Предполагается, что ежегодно объем продаж будет увеличиваться на 8,5% и к 2011-му превысит 30 млрд. долл. (рис. 1).

Рис. 1. Мировой рынок PLM

CIMdata делит рынок PLM на два основных сегмента:

- инструментальные средства, включающие САПР и другое ПО для создания данных о продукте (системы автоматизированного проектирования механического оборудования - CAD, электронных приборов - EDA, инженерного анализа - CAE, подготовки к производству - CAM, приложения для публикации технической информации и т. д.);

- средства коллективной работы с инженерными данными и управления ими (collaborative Product Data Management, cPDM).

Традиционно, первый сегмент опережает второй по объему, но сильно уступает по темпам роста. Однако в 2006-м в области инструментов наметилось оживление. Этот сектор увеличился на 9% и достиг 13,2 млрд. долл. Наибольший подъем наблюдался в области CAD-систем среднего класса (11%) и EDA-продуктов (11,9%). Темп роста продаж тяжелых САПР и CAE-программ был более умеренным. По прогнозу CIMdata, в течение пяти лет сегмент инструментов будет расти на 5,3% и к 2011-му достигнет 17,1 млрд. долл.

Сектор cPDM тоже на подъеме. В прошлом году он увеличился на 12,9%, до 6,9 млрд. долл. Ожидается, что в 2007-м он достигнет 7,8 млрд. долл., а к 2011-му - 13 млрд.

Продукты для реализации PLM выпускают многие компании (рис. 2). Благодаря популярности этой технологии доходы их быстро растут, и на данный момент у каждой компании из первой шестерки годовой оборот уже превысил 1 млрд. долл. (впервые этот рубеж был преодолен лишь пару лет назад). Правда, большинство игроков сосредоточены на отдельных приложениях (CAD, EDA, CAE и т. д.) и лишь немногие позиционируют себя как поставщиков комплексных PLM-систем.

Рис. 2. Доходы поставщиков продуктов и услуг

Рассматривая последние тенденции в области PLM, аналитики отмечают, что сейчас все больше поставщиков выпускают специализированные системы для отдельных отраслей (автомобильной, аэрокосмической, ИТ и т. д.). Появление таких пакетных продуктов стимулирует интерес к PLM со стороны предприятий среднего и малого бизнеса, предпочитающих готовые решения. Чтобы еще больше подстегнуть спрос, производители настраивают продукты и схемы ценообразования в соответствии с требованиями рынка СМБ.

PLM в России

В нашей стране исследование рынков САПР и PLM уже второй год подряд проводит компания IDC. Данные за 2006-й еще не представлены, а в 2005-м объем продаж CAD, CAM, CAE и средств управления информацией о продукции вырос почти на 30% и составил 44,8 млн. долл.

В группу поставщиков комплексных систем CIMdata включила компании Agile, Dassault Systemes, PTC, SAP и UGS. Рынок PLM консолидируется, и количество лидеров сокращается. Так, еще недавно в их число входила фирма MatrixOne, но в 2005-м ее купила Dassault, которая уже не первый год занимает первое место по обороту, полученному от продажи PLM-продуктов. Доходы тройки ведущих игроков (Dassault, UGS и PTC) состоят из двух частей - инструменты и cPDM. Первый сегмент преобладает, но второй растет быстрее и постепенно начинает играть все более важную роль в бизнесе лидеров.

Таким образом, подчеркивают аналитики, рынок PLM находится в стабильном состоянии. Он будет расти по крайней мере до 2011 г., так как компании разных размеров и различных отраслей продолжат реализацию этой технологии для повышения производительности труда и ускорения выпуска товаров в продажу.