ВЫСТАВКИ
Прошедшие в конце апреля в московском МВЦ "Крокус Экспо" две выставки - десятая "ЭкспоЭлектроника" и пятая "ЭлектронТехЭкспо" - отразили начавшийся этап "реабилитации" важнейшей для нашей страны электронной отрасли. О ее состоянии и намечаемых путях развития и шла речь на упомянутых форумах.
Судя по всему, в последние полгода у отечественной электроники появилась (хоть и весьма слабая) надежда на выход из состояния застоя: на эту отрасль наконец-то обратило внимание высшее руководство страны. Правда, кардинально оздоровить сегмент микроэлектроники, оказавшийся в глубочайшем провале, вряд ли удастся, учитывая более чем скромные вливания в него бюджетных средств - в соответствии с принятой федеральной программой развития электронно-компонентной базы (ЭКБ) на эти цели в течение пяти лет предусмотрено выделить всего 23 млрд. руб. (около 900 млн. долл.). По сравнению с бюджетами, которые ежегодно выделяют зарубежные компании только на НИОКР в секторе микроэлектроники (а это миллиарды долларов), сумма мизерная. И это при том, что по удельному производству электроники на душу населения США опережают Россию в 90 раз, Япония - в 80, Европа - в 40.
По оценке Юрия Борисова, начальника Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Роспрома, в прошлом году объем рынка электронных компонентов в нашей стране составил чуть более 1 млрд. долл., из них на отечественные компоненты приходилось около 20%; в гражданском же электронном производстве закупки импортных компонентов превышали 90%, в военном - 60-65% и более. Поскольку номенклатура электронных изделий составляет десятки тысяч наименований, то оценить по сегментам этот рынок можно лишь приблизительно. Как считает г-н Борисов, в России в определенной степени сохранено производство в области СВЧ-приборов - вакуумных и твердотельных, выпускаются пассивные элементы (резисторы, конденсаторы и др.), компоненты силовой электроники. По его мнению, поддержка не потерянного пока СВЧ-направления является стратегически важной для государства, и на это направлены соответствующие средства. Сейчас только 10% СВЧ-компонентов поступают в сектор гражданского телекома, остальные 90% идут на нужды обороны.
Основной же провал, напомнил Юрий Борисов, произошел в микроэлектронике. Однако меры, предпринимаемые государством для выхода на некие средние показатели на этом критически важном участке, могут, полагает он, оказаться вполне приемлемыми лишь на начальном этапе развития. Разработчики программы развития электронной компонентной базы на 2007-2011 гг. надеются, что к 2011-му ситуацию удастся значительно поправить. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко настроен оптимистично и считает, что реализация этой программы в течение двух-трех ближайших лет поможет нам преодолеть технологическое отставание от стран Запада, накопившееся за последнее двадцатилетие, причем эти надежды, по его словам, касаются в первую очередь производства микроэлектроники. Разделить подобный оптимизм нашего руководства вряд ли представляется возможным.
Анатолий Сухопаров, председатель Федерального фонда развития электронной техники, считает, что для вывода дорогостоящего высокотехнологичного серийного микроэлектронного производства из состояния застоя потребуются не только миллиардные (в долларах) инвестиции, плюс к тому нужно будет отвоевать свою долю на огромных рынках сбыта, занятых конкурентами. Лишь тогда такое производство окажется рентабельным. Поэтому на данном этапе, по его мнению, для нас наиболее оптимален некий средний технологический уровень с контрактным производством под заказ.
У отечественной электроники появилась (хоть и весьма слабая) надежда на выход из состояния застоя. |
К 2011 г. отечественные микросхемы серийного производства будут выпускаться, как ожидается, по 0,09-0,13-мкм технологии, в то время как сейчас в разных странах уже освоен 0,065-мкм техпроцесс, в нынешнем году намечен переход на 0,045-мкм технологии, а к 2011-му мир достигнет отметки в 0,035 мкм. Для нашей же страны освоить подобные технологии (при упоминавшихся выше сверхскромных бюджетных вливаниях, отсутствии базы, соответствующей школы, специалистов и т. п.) совершенно нереально. Поэтому, видимо, придется осваивать (как и планируется) производство микроэлектронных компонентов различного назначения на устаревших технологиях и далеко не новом оборудовании, которое, дабы не выбрасывать его на свалку, нам с удовольствием и за небольшие деньги будет поставлять Запад. При этом разрыв, несмотря на радужные надежды нашего руководства, в стратегически важном (для каждой развитой страны) микроэлектронном сегменте между Россией и западными странами будет неизбежно и еще более катастрофически увеличиваться.
Мировой рынок полупроводников в течение ближайших 10 лет будет расти со скоростью 5-10% в год, считают эксперты Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC), крупнейшего мирового производителя микрочипов. В связи с этим только эта компания намерена увеличить в одном 2007 г. общий объем капиталовложений на 10% - до 2,8 млрд. долл.
На выделенные в соответствии с упомянутой программой средства в России на региональном уровне за 5-7 лет планируется создать и модернизировать более 15 ключевых производств и порядка 50 центров проектирования СБИС типа "система на кристалле" и межотраслевой центр шаблонов. Ежегодно предполагается вводить в действие 8-10 центров. Но здесь возникают сложности в связи с тем, что у нас в стране утрачена собственная школа проектирования таких объектов и к тому же требует решения кадровая проблема. Борис Авдонин, генеральный директор ЦНИИ "Электроника" считает, что реализация таких масштабных планов невозможна без укомплектования современных электронных заводов и центров проектирования высококвалифицированными кадрами. Отток их из страны, к сожалению, продолжается. Г-н Авдонин отметил, что, по данным некоторых источников, 30% ВВП США делается русскими (видимо, россиянами. - Прим. ред.), в то время как у нас нарастает кадровый голод.