ИССЛЕДОВАНИЯ

За последнее десятилетие Интернет радикально изменил и расширил возможности общения людей между собой, инициировав появление все новых и новых форм информационных коммуникаций. Одно из последних таких новшеств - блоги.

По сути блог - это просто интернет-дневник, содержащий персональные записи, предназначенные по первоначальному замыслу не для всеобщего ознакомления с ними, а для друзей и коллег с возможностью получения откликов-комментариев. Но довольно быстро эта форма сугубо личного информационного общения превратилась в средство публикаций, которое сегодня уже начинает рассматриваться как реальная альтернатива СМИ, причем не только традиционным, бумажным, но и онлайновым. Как результат, на блоги именно как на средство информационного взаимодействия с общественностью стали активно обращать внимание люди, для которых распространение информации является уже не просто хобби, а прямой профессиональной деятельностью, - журналисты, PR-менеджеры, маркетологи.

Более того, сегодня коммерческие компании, PR-агентства, СМИ, государственные и общественные структуры все более активно задействуют имеющие независимый статус блоги для решения собственных задач, встраиваясь в расширяющееся информационное блогопространство*1. Технологию блогов начинают использовать во внутрикорпоративном варианте для повышения эффективности обмена знаниями и поиска новых идей. Все эти процессы хорошо видны в том числе и на ИТ-рынке, участники которого в силу "продвинутости" в использовании интернет-коммуникаций активнее других ищут возможности применения блогов в своих деловых интересах.

_____

*1 Блоги в целом можно рассматривать как одно из направлений современной схемы построения информационного пространства с активным участием широкого сообщества, что стирает грани между традиционными полюсами поставщиков и потребителей информации. Другие примеры данного процесса - WiKi, социальные сети. Отметим, что объективной основой реализации такой информационной модели является прогресс информационных технологий. Собственно, появление самого понятия, например, Web 2.0 связано даже не столько с изменением интернет-технологий, сколько с их нацеленностью на решение подобных “социальных” задач.

Тут нужно отметить, что по понятным причинам склонность к интернет-взаимодействию более присуща молодому поколению. Так вот, коммерческие структуры, осуществляющие стратегическое планирование на несколько лет вперед, уже сейчас обращают внимание на эту возрастную категорию, представители которой вскоре перейдут в разряд тех, кто принимает решения и участвует в планировании развития предприятий.

Заметная активизация и расширение ИТ-блогосферы в нашей стране начались еще в прошлом году, и очень характерным моментом данного процесса стало целенаправленное участие в нем российского отделения Microsoft, которое создало свой блог-портал как для общения русскоязычных сотрудников внутри корпорации, так и для информационного взаимодействия с внешним ИТ-сообществом*1.

_____

*1 Большую активность в продвижении социальных сетей проявляет в последнее время IBM, но пока это больше реализуется в рамках корпорации.

В то же время как раз сейчас непосредственно в связи с ростом объемов информации на передний план выходит задача повышения эффективности функционирования блогопространства, поиска способов его реструктуризации, преобразования его хаотично создаваемых форм в какую-то более упорядоченную систему. Отсюда - проведение оценок уже сделанного, анализ мотивации его участников, исследования эффективности информационного взаимодействия и т. д.

Именно эти вопросы затрагивались мною в беседах с блоггерами во время проведения Дня русского сообщества Microsoft (см. PC Week/RE, N 11/2007, с. 29). Одним из результатов этих разговоров стала публикация очень интересных размышлений весьма активного русского блоггера Microsoft Эльдара Мусаева на тему "Формы, блоги и журналисты" (http://blogs.technet.com/eldar/archive/2007/04/13/661698.aspx). Любопытная неформальная дискуссия на эту же тему состоялась в марте на блог-сайте ItBlogs.ru (http://itblogs.ru/blogs/hr/archive/2007/03/22/14299.aspx).

А в начале апреля был представлен отчет международного PR-агентства Mmd "Взгляд на российскую блогосферу" с примечательным подзаголовком - "Не совсем самиздат" (www.mmdblog.com/report/report_rus.pdf). В его основе лежат результаты достаточно серьезного исследования, в ходе которого было опрошено более 150 журналистов и специалистов в области PR и маркетинга, а также проанализированы различные виды блогов (всех тематик!) с точки зрения использования их в качестве современных коммуникационных инструментов. В этом отчете рассматриваются основные механизмы воздействия блогосферы на различные аудитории и обсуждается роль, которую играют блоги в жизни медиасообщества и профессионалов в области связей с общественностью. К тому же в нем приводится много примеров с использованием блог-технологий, а также список наиболее популярных российских блогов.

Авторы отчета подчеркивают, что главная цель исследования - создать почву для дискуссии вокруг этой темы, с тем чтобы продолжить более серьезный анализ возможностей и тенденций развития блогосферы. Основной акцент в исследовании сделан на сегмент "политической тематики", но даже здесь можно найти много общих рекомендаций и выводов, полезных и для других сфер. Приведем наиболее интересные, на наш взгляд, сведения из этого обширного отчета.

Что узнали аналитики из Mmd

По состоянию на начало года российская блогосфера насчитывала около одного миллиона блогов (по данным "Яндекса"). Типичный блоггер - 21-летняя студентка из Москвы, но ядром блог-сообщества по-прежнему остаются представители интеллектуальных профессий среднего возраста. Однако тут нужно подчеркнуть: если из общей блогосферы выделить наиболее популярные блоги, то окажется, что среди их авторов доминируют достаточно опытные в своих областях профессионалы и известные журналисты. (По своим личным наблюдениям, скажу, что в ИТ-сфере в качестве таких авторов явно преобладают мужчины солидного возраста. В то же время у блог-сообщества очень настороженное отношение как раз к этим журналистам - к их публикациям часто изначально относятся, как к PR-акциям.)

Вот главные характерные черты блогов: блог строится вокруг личности своего автора, почти всегда является частью разветвленной сети перекрестных ссылок и одновременно средством общения, позволяющим его автору заявить о своей позиции.

Сегодня коммерческие компании, PR-агентства, СМИ, государственные и общественные структуры всt более активно задействуют имеющие независимый статус блоги для решения собственных задач.

Результаты исследования говорят, что порядка 80% журналистов хорошо знакомы с блогосферой и более половины читают блоги систематически. PR-профессионалы также прекрасно осведомлены о возможностях блогосферы, но пока еще относительно редко включают блоги в число объектов своей работы. "Простые" же читатели относятся в целом к информации из блогов с изрядной долей скепсиса. Но при этом, как правило, у каждого из них есть определенный список блогов, вызывающих с их стороны гораздо более высокое доверие, чем аналогичный по теме круг чтения в традиционных СМИ. Речь идет в первую очередь об информации, содержащей оценки тех или иных событий, а не простое изложение фактов.

В отчете отмечается, что блогами, как "механизмом повышенного доверия", все чаще пытаются пользоваться различные "заинтересованные лица" (политики, коммерческие компании и пр.) в рекламных или маркетинговых целях, но это, как правило, весьма малорезультативно. В разделе рекомендаций авторы исследования советуют коллегам по цеху быть более осторожными в выборе средств воздействия на блогосферу и опираться на этичные способы работы с сообществом блоггеров. Важно понимать, что блоги - это обоюдоострый информационный инструмент, который может принести хороший эффект при его умелом использовании и очень большой вред при неуклюжей работе с ним. Помимо канала распространения информации блоги являются очень важным механизмом обратной связи с широкой аудиторией, своего рода эффективной "лакмусовой бумажкой".

Многие российские издания сегодня открывают блоги на своих веб-сайтах, однако независимые блоги журналистов в настоящее время представляются более успешными и активными. Сейчас возникает также новое явление, которому, правда, еще далеко до того, чтобы стать успешным во всем мире и тем более в России, - корпоративные блоги, размещенные на корпоративных сайтах. Установить их численность несколько труднее, но, согласно имеющимся данным, она составляет в России от 50 до 100 блогов различного качества и различной степени популярности.

В последнем разделе отчета приведены простые, но полезные советы - "что стоит и чего не нужно делать" при работе с блогами. Мы приведем здесь только два из них:

- не заводите блог, если вам нечего сказать или у вас нет на это времени;

- не стоит просто переименовывать "корпоративные новости" в "корпоративный блог".