EMC продолжает долгую вереницу приобретений. Этот гигант рынка систем хранения данных и ИТ-инфраструктуры за последнее пятилетие поглотил так много компаний (их общее число достигло 31), что ему пришлось завести особую Web-страницу для новостей о производимых поглощениях.
Все это происходит по плану и отвечает официально заявленной стратегии. Как сказал на брифинге в июне прошлого года финансовый директор EMC Билл Тьюбер, целью совершаемых покупок является расширение основного бизнеса, выход на быстрорастущие рынки и наполнение спектра предложений компании.
Как правило, EMC покупает молодые, растущие фирмы с хорошей перспективой повышения прибыльности. Если претендент отвечает этим критериям, руководство EMC учитывает ряд других факторов, свидетельствующих о реальной ценности приобретения. Прежде всего сделка должна соответствовать одному из основных направлений бизнеса компании, которое охватывает ИТ-системы корпоративного уровня, включая системы обработки транзакций, продукты для хранения информации и ПО, дополняющее решения EMC Software Group и VMware.
В случае положительного результата дальше оценивается, поможет ли потенциальная сделка достижению целей EMC по активному продвижению на глобальном рынке.
И эта стратегия, похоже, эффективно работает по сей день. Объемы продаж корпорации в 2006 г. превысили 11 млрд. долл., а доходы за I квартал в 2007-м выросли примерно на 15%. Сегодня EMC потихоньку перемещается вверх по списку ведущих мировых ИТ-компаний; она располагается впереди Symantec и сразу за Dell, SAP, Oracle и HP. На вершине этого списка находятся Microsoft, Cisco, IBM и Intel.
Недавние приобретения EMC соответствуют изменению стратегии, осуществленному компанией примерно три года назад, говорит Чарльз Кинг, главный аналитик консалтинговой фирмы Pund-IT.
По его словам, примерно с того времени вместо разговоров о данных EMC стала говорить об информации, и это мышление проявилось в четырех направлениях ее бизнеса: хранение информации (оборудование); управление контентом и архивирование; безопасность; решения VMware.
Когда руководители EMC замышляют новое приобретение, они обдумывают вопрос со стратегической и тактической точек зрения, добавляет Бриан Бабино, старший аналитик Enterprise Strategy Group.
Его мнение таково: "То, что может немедленно повысить уровень доходов и оказать позитивное влияние на остальные направления бизнеса, относится к стратегическим приобретениям. Пример - VMware, Data General и RSA Security".
Вторую категорию составляют покупки, позволяющие сэкономить на исследованиях и разработках и быстрее вывести продукты на рынок или обогатить их новыми функциями. Это не обязательно тут же сказывается на прибылях, однако со временем может привести к росту доходов от уже имеющегося портфеля продуктов. Сюда, в частности, относятся покупки Kashya, Avamar и nLayers.
Особенно своевременной оказалась покупка в ноябре 2006 г. компании Avamar, знающей толк в устранении дубликатов данных: фирма стимулировала внимание к революционной технологии экономии дискового пространства именно тогда, когда это стало насущным для центров обработки данных. В итоге сотни, а то и тысячи предприятий задумались о привнесении той или иной формы дедубликации в собственные системы.
Сегодня, спустя пять месяцев, устранение дублирования, предупреждающее появление избыточных данных в сетях хранения и таким образом обеспечивающее экономию ресурсов памяти, повышение пропускной способности и снижение потребления энергии, уже является одной из важных тенденций в индустрии хранения информации.
Если стратегические приобретения определенно приносят немалые дивиденды, то при тактических сделках сумма покупки и возврат инвестиций обычно бывают сбалансированы.
"Экономия по линии исследований и разработок плохо видна невооруженным глазом. Непосвященному человеку измерить ее трудно, - говорит Бабино. - Но в общем EMC сделала очень удачные приобретения".
Наиболее зрелая часть бизнеса EMC - хранение информации, и именно с ним у большинства людей ассоциируется имя компании. В этой области у EMC есть группа солидных продуктов: системы старшего класса Symmetrix, а также Clariion, Centera и Celerra. Продукты, обеспечивающие управление контентом и архивирование, по словам Кинга, в большей мере находятся на переходном этапе, но здесь EMC получила реальную пользу от присоединения Documentum в 2003 г.
Одним из самых успешных шагов корпорации, по общему мнению, стало приобретение VMware. По словам Кинга, купленная в декабре 2003-го примерно за 600 млн. долл. технология виртуализации в нынешнем году сможет принести сверхмиллиардный доход.
У компании пока слабые позиции в секторе решений для безопасность. Покупка в июне прошлого года RSA Security была правильным шагом, однако, считает Кинг, корпорации пока что сложно содержать это подразделение в качестве обособленного бизнеса и одновременно использовать его технологию для усиления собственных продуктов.
Подлинно неудачных покупок у EMC не было, однако приобретения Legato и Documentum принесли не совсем однозначные результаты. От поглощения Legato компания, похоже, ждала большего, сделка же с Documentum окупилась в одних областях, но в других создала проблемы. Например, говорит Бабино, хотя Documentum расценивается как прорыв EMC на рынки классификации данных и управления контентом, а Legato - в сектор резервного копирования, обе эти фирмы имеют самостоятельные архивационные решения, и такая накладка создает дискомфорт.
Кроме того, считает он, через приобретения EMC могла бы постараться получить более ощутимый накопительный эффект, включая более продуманную политику сокращений, лучшую интеграцию продуктов и меньшую степень внутренней конкуренции между приобретаемыми технологиями и собственным багажом разработчика.
Что касается завтрашнего дня, то, по прогнозам Бабино, у EMC будут дополнительные тактические покупки как в области безопасности, так и в сфере программного управления ресурсами.