МОБИЛЬНЫЕ ПК
Вслед за мировой премьерой новой мобильной платформы Intel, разрабатывавшейся под кодовым именем Santa Rosa, официальное представление ее коммерческих версий для потребительского (Centrino Duo) и корпоративного (Centrino Pro) сегментов рынка мобильных ПК состоялось и в России. Между тем это как раз тот случай, когда важ- ное для ИТ-индустрии событие по сути уже не несло в себе особого новостного характера. Детали данной платформы и ее отличительные черты, раскрывавшиеся Intel по мере приближения даты анонса, давно обсуждались в прессе, в том числе и на страницах нашего еженедельника (см. PC Week/RE, N 10/2006, c. 22, N 38/2006, c. 8; PC Week/RE Mobile, N 4/2007, c. 14; http://pcweek.ru/?ID= 628185). Так что предварительную "артподготовку" можно считать законченной. Настало время идти в наступление.
"Реализованные в Santa Rosa технологии обеспечивают пользователю новый уровень свободы", - констатировал представлявший новые платформы в России Кристиан Моралес, вице-президент подразделения Sales and Marketing Group и генеральный менеджер по операциям в регионе EMEA корпорации Intel, имея в виду качественные перемены во всех компонентах представленной в 2003 г. и последовательно развивавшейся с тех пор мобильной платформы Centrino. Действительно, Intel обещает пользователям ноутбуков, собранных на базе представленных платформ, заметный рост вычислительной производительности (в частности, за счет увеличения частоты системной шины с 667 до 800 МГц; при этом предприняты специальные меры для повышения их экономичности), быстродействия беспроводного канала связи благодаря использованию радиомодуля Intel Wireless Wi-Fi Link 4965AGN с поддержкой предварительной версии протокола 802.11n (пятикратное расширение полосы пропускания по сравнению с версией 801.11g и двукратное увеличение радиуса действия). Кроме того, новая платформа обрела и уникальные черты в плане защищенности и управляемости (технология Intel AMT 2.5).
Кристиан Моралес: “Мы
ожидаем, что новые мобильные
платформы Intel послужат
катализатором ускорения развития
потребительского и корпоративного
сегментов рынка ноутбуков”
Последняя особенно важна для корпоративного сегмента и потому стала одной из ключевых особенностей платформы Centrino Pro. Фактически с появлением этой платформы компании, всерьез озабоченные проблемой повышения управляемости компьютерного парка и сокращения времени восстановления работоспособности компьютерных систем с "упавшей" операционной системой на рабочих местах сотрудников (прежде всего это актуально для небольших удаленных филиалов компаний, не имеющих собственного штата ИТ-специалистов), получают реальную возможность решать проблему комплексно для всего парка, включив в него настольные системы на платформе vPro и ноутбуки с Centrino Pro. Более того, появление технологий дистанционного устранения программных неполадок в компьютерных системах формирует хорошую основу для передачи задачи поддержания работоспособности компьютерного парка на аутсорсинг и расширения рынка подобных услуг, в чем могут быть заинтересованы и небольшие предприятия сегмента СМБ.
Другое дело, как много сегодня в России организаций, готовых активно приступить к переводу своей, как правило, довольно разношерстной инфраструктуры на современные бизнес-платформы Intel, впечатлившись собственным анализом ИТ-расходов или цифрами аналитического агентства Gartner, согласно которым 91% ИТ-бюджета уходит на рутинные работы, связанные с выявлением неисправностей ПК, ручную установку программных заплат и инвентаризацию оборудования, для чего сотрудникам ИТ-подразделений нередко приходится непосредственно посещать рабочие места пользователей. "На то, чтобы убедить людей в полезности новых технологий, требуется время, - признает Дмитрий Конаш, региональный директор корпорации Intel в странах СНГ. - Но уже сейчас, спустя год после представления платформы vPro, мы можем привести примеры проектов по установке таких платформ. В частности, выбор в пользу vPro сделал "Салют" - предприятие оборонной промышленности, занимающееся разработкой двигателей для реактивных самолетов. В настоящее время тестируют платформу во "Внешторгбанке" и в ряде других крупных промышленных и финансовых корпораций. Должно пройти еще какое-то время, прежде чем технология начнет активно продаваться, но ее отторжения мы не наблюдаем".
Дмитрий Конаш: “Должно
пройти еще какое-то время,
прежде чем технология vPro
начнет активно продаваться,
но ее отторжения мы не наблюдаем”
Как бы то ни было, сегодня можно говорить об активной поддержке новых платформ (в том числе и для бизнес-сегмента) производителями компьютерных систем. О намерении поставлять модели с новой платформой на российский рынок объявили Acer, ASUS, BenQ, Dell, Fujitsu Siemens Computers, HP, LG Electronics, MSI, Samsung, Sony, Toshiba, а также местные производители Aquarius, Prestigio, Rover Computers. Причем некоторые компании из этого перечня, в частности Acer и Fujitsu Siemens, уже готовы принять заказы от своих партнеров. Другие обещают начать поставки новинок в течение лета. Последний факт прямо свидетельствует о том, что появление новых моделей скорее всего мало повлияет на рынок мобильных ПК, на котором ситуация сейчас и без того вполне благоприятная. Как сообщил Дмитрий Конаш со ссылкой на данные независимых агентств, в I квартале нынешнего года продажи ноутбуков в России выросли на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а темпы роста доли ноутбуков в общем объеме продаж ПК опережают прогнозы аналитиков.
"Наш опыт запуска технологии Centrino показал, что с ее появлением рынок мобильных ПК продолжил развиваться эволюционно, однако цифры его роста оказались заметно выше тех, что мы планировали, - пояснил Кристиан Моралес. - И в данном случае мы ожидаем, что новые мобильные платформы Intel послужат катализатором ускорения развития потребительского и корпоративного сегментов рынка ноутбуков".
Схожей оценки придерживаются и в аналитической компании ITResearch. "Сам факт выхода новых платформ Centrino вряд ли способен оказать определяющее влияние на рыночную ситуацию, - считает Дмитрий Шульгин, старший эксперт ITResearch. - Фактор отложенного спроса на российском рынке ноутбуков не критичен, и появление новых решений не приведет к всплеску продаж хотя бы потому, что на начальной стадии они довольно дороги. Что касается бизнес-платформы Centrino Pro, то в данном случае важно, насколько вообще распространено использование ноутбуков на рабочих местах сотрудников российских организаций. По нашим данным, на долю моделей корпоративных серий сейчас приходится порядка 7,5% общего объема продаж ноутбуков в штучном выражении (хотя данный сегмент потребителей активно потребляет и "универсальные" серии ноутбуков). Процесс мобилизации парка крупных российских компаний идет интенсивно, но по сути он только начался. Тем не менее технологии, заложенные в Centrino Pro, и, что может оказаться даже более важным, идейная поддержка компанией Intel концепции использования мобильных и беспроводных технологий в корпоративной среде, безусловно, послужат дополнительным стимулом к развитию корпоративной составляющей рынка ноутбуков. При этом, конечно, нужно понимать, что данный сегмент характеризуется высокой инертностью".