БИЗНЕС

Пять лет назад сделав ставку на потребительский и СМБ сегменты компьютерного рынка и модель непрямых продаж, а также на ноутбуки и ЖК-мониторы как основу продуктового портфеля, тайваньская компания Acer с тех пор убедительно демонстрирует, что попала в "яблочко". Вот и в свой очередной (ставший уже традиционным) ежегодный визит в Россию президенту компании Джанфранко Лянчи было чем похвалиться. Декларировавшийся на протяжении последних трех лет в качестве очередной стратегической задачи выход на третью позицию в мировом рейтинге производителей компьютерных систем состоялся, о чем свидетельствуют данные аналитических агентств за I квартал нынешнего года.

Джанфранко Лянчи: “Выжить

на рынке ПК очень трудно,

если компания не имеет

правильного масштаба”

"Сегодня у нас самая лучшая структура издержек, - заявил г-н Лянчи. - Мы имеем возможность полностью сфокусироваться на продуктах и их дизайне. Кроме того, мы продолжаем уделять много внимания оптимизации каналов поставок". Собственно, на этих трех китах - снижении издержек, концентрации на продуктах и каналах поставок - и зиждется стратегия развития компании все последние годы. Eе задача на текущий год - удержать третье место, а в перспективе - подняться еще на ступеньку выше, оттеснив корпорацию Dell (последняя в I квартале нынешнего года продолжала терять свою долю в ноутбучном и десктопном сегментах крупнейших в мире рынков США и EMEA). "Масштаб компании становится все более важной характеристикой, - считает президент Acer. - Мы думаем, что впереди нас ждет консолидация рынка через приобретения других компаний и слияния. Через три-пять лет на рынке останется очень небольшое количество игроков, потому что выжить в этом бизнесе очень трудно, если компания не имеет правильного масштаба".

Пока ситуация на мировом рынке ПК в целом благоприятна для Acer. Рост рынка практически полностью определяется увеличением спроса на ноутбуки (а это основной козырь Acer), при этом крупнейший в мире ПК рынок EMEA (где Acer уже занимает вторую позицию и продолжает увеличивать свою долю) еще сохраняет положительную динамику (порядка 13% роста в I квартале 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006-го, по данным Gartner), тогда как в США таковая фактически отсутствует (2,3%). Кроме того, основные продажи сейчас происходят в потребительском сегменте и секторе СМБ (a Acer на него прежде всего и сфокусирована), тогда как в корпоративном сегменте, как считает г-н Лянчи, еще года два-три роста продаж не будет.

Не внес возмущения в рыночную ситуацию и выход новой клиентской ОС Windows Vista. Хотя недавно глава Microsoft Билл Гейтс сообщил о рекордных темпах ее продаж (около 40 млн. копий за первые 100 дней), Acer, по словам ее президента, не почувствовала сколько-нибудь заметного стимулирующего влияния новинки на рынок ПК. Более того, г-н Лянчи считает, что на сегодняшний день на компьютерном рынке нет идеи, способной дать мощный толчок его развитию в новом направлении. "Можно предположить, что впереди нас ожидает переход на десктопы малого форм-фактора и ультрамобильные устройства, - констатировал он. - Продукты будут разрабатываться скорее для конкретных приложений, чем для универсального применения. Одним из важнейших дифференцирующих факторов становятся их коммуникационные возможности. В этом смысле уже есть хорошие наработки, но еще не достигнут тот уровень, который устроил бы пользователя".

На российском рынке, по словам Главного представителя Acer в России Глеба Мишина, действуют те же факторы, что и во всем мире: "Хотя наш рынок еще не насыщен компьютерной техникой, первые признаки зрелости - цивилизованные способы конкуренции, консолидация основных игроков, повышение прозрачности бизнеса, несмотря ни на что, и т. д. - уже налицо". Прямое следствие консолидации рынка - появление сфокусированных нишевых дистрибьюторов при одновременном укрупнении широкопрофильных. Все это сопровождается быстрым ростом влияния розничных сетей, качество менеджмента и общий профессионализм которых, по мнению г-на Мишина, постоянно улучшаются.

Сходство с ситуацией на мировом рынке проявляется и в том, что основной рост продаж ПК в России приходится на розничные магазины. "Сегодня рынок ноутбуков - это прежде всего потребительский сегмент, - констатировал Глеб Мишин. - Малый и средний бизнес, как нам представляется, тоже зачастую приобретают их через розницу. Интерес корпоративных пользователей к этой продукции ощущается, но за прошлый год можно насчитать всего три-четыре тендера, в которых количество приобретаемых ноутбуков превышало 1000 шт. При консервативной оценке рынка ноутбуков в прошлом году на уровне 1,2 млн. шт. это просто мизер".

На рынке мониторов, отмечают в российском представительстве Acer, ситуация прямо противоположная - в большинстве своем он определяется продажами в корпоративном сегменте. Консолидация производителей здесь не меньше, чем на других рынках. При этом гонка за миллисекундами (снижение времени реакции пикселов), определявшими конкурентные возможности игроков на протяжении многих лет, уже себя изжила, и теперь все определяет цена за единицу экранной площади.

Глеб Мишин: “Неспособность

международных поставщиков

конкурировать с российскими

сборщиками десктопов

 в России - это миф”

В обоих указанных сегментах позиции Acer в России весьма сильны. По данным Dataquest за I квартал 2007 г., компания уверенно лидирует на рынке ПК благодаря большому объему продаж ноутбуков, а на рынке компьютерных ЖК-мониторов, согласно данным агентства B&N, вплотную приблизилась к лидирующей компании Samsung.

В нынешнем году, похоже, всерьез дошла очередь и до настольных ПК. "Неспособность международных поставщиков конкурировать с российскими сборщиками десктопов в России - это миф, - считает главный представитель Acer в России. - Просто никто из международных вендоров на этот рынок не обращал особого внимания. Практически без усилий нам удалось выйти на рынок розничных продаж настольных ПК, и к концу года фактически с нуля мы продадим минимум 100 тыс. таких компьютеров. Факторов тут много, но один из них заключается в том, что на рынке можно найти коробки, заполненные комплектующими, но никто, кроме нас, не предложил настоящего домашнего компьютера".

А вот с рынка ЖК-телевизоров, на который компания вышла два года назад, ей пока пришлось уйти. "Мы прекратили поставки ЖК-телевизоров в Россию, хотя полностью от этой идеи не отказались, - пояснил Глеб Мишин. - Причина проста. Сегодня мы фактически выступаем локомотивом в обелении рынка ноутбуков, формируя розничные цены таким образом, чтобы все участники в цепочке поставок могли заплатить таможенные пошлины и налоги. Рынок же телевизоров пока таков, что при всем нашем желании мы сделать того же не можем. Но мы постоянно следим за этим рынком и ждем, когда его прозрачность улучшится до такой степени, чтобы мы могли использовать привычные методы работы".

Отдельная тема для разговора - организация сервиса. По словам Глеба Мишина, внимание компании к сервису растет быстрее продаж, о чем свидетельствует увеличение общего числа сервисных центров Acer в России за год со 109 до 161. Теперь же компания работает над снижением сроков обслуживания. "Наверное, у всех на слуху иск Общества защиты потребителей к компании HP. Мы стараемся, чтобы к нам подобных претензий не могло возникнуть, - заявил г-н Мишин. - Однако сейчас ситуация в отношениях между производителями и потребителями довольно сложная. Нельзя перекладывать на производителя всю вину за качество сервиса. На сегодняшний день административные процессы в нашей стране настолько уродливы, что существуют даже не двойные, а множественные стандарты для разных организаций. Они абсолютно разные, например, для коммерческих структур и государственных. У меня накопилось много вопросов к нашей таможенной службе. На протяжении года мы пытаемся наладить импорт запчастей в Россию в трехдневный срок. Поверьте, это невозможно. В большинстве случаев таможенное оформление занимает не менее недели. А мы должны отремонтировать оборудование за 30 дней. Доступность сервиса мы обеспечили, и теперь наша задача заключается в улучшении качества обслуживания. В этом смысле я пока далек от введения некоего кодекса чести для приемщика в сервисном центре, но обещаю, что сроки ремонта будут уменьшаться, и наша ближайшая цель - это исключение продолжительности ремонта нашей техники свыше 30 дней к концу октября".

Действительно, при тех оборотах, на которые уже вышла и планирует выйти в ближайшем будущем Acer в нашей стране, качество сервиса, несомненно, становится критически важным компонентом ее бизнеса. "Наша цель - миллиард, - заявил г-н Мишин. - Еще пять лет назад, говоря о долгосрочной стратегии развития Acer в России, мы исходили из того, что эта цель будет достигнута в 2008 г. Консервативная оценка оборота на 2007 г. чуть ниже 1 млрд. долл., но мы надеемся, что этот рубеж будет достигнут уже к концу года".