Avaya попала в сферу M&A?
БИЗНЕС
Рынок слияний и приобретений (mergers and acquisitions, M&A) постоянно растет, его масштабы давно измеряются сотнями миллиардов долларов в год. На нем уже появились специализированные издания и информационно-аналитические ресурсы. Причем в последнее время немалое место здесь занимают M&A в сфере телекоммуникаций. Стоит вспомнить о сенсационных сделках последних двух лет по консолидации активов таких ведущих вендоров, как Ericsson и Marconi (см. PC Week/RE, N 41/2005, с. 23), Alcatel и Lucent Technologies (N 12/2006, с. 1), Nokia и Siemens (N 12/2007, с. 3).
Действуя на мировых рынках в условиях жесткой конкуренции с такими гигантами, как Cisco Systems, с одной стороны, и молодыми азиатскими компаниями, с другой, традиционные производители телекоммуникационного оборудования, совокупная доля которых продолжает сокращаться, приняли вполне логичное и экономически оправданное решение об интеграции. Сегодня появились признаки новой весьма крупной сделки, в которой могут быть задействованы активы Nortel и Avaya.
По сообщению агентства Reuters, готовится поглощение компании Avaya со стороны более крупного игрока - канадской фирмы Nortel. И хотя в штабквартирах и московских офисах компаний это событие пока никак не комментируется, можно сказать, что оно имеет под собой хорошую экономическую основу. Сегодня Avaya лидирует в глобальном масштабе в области корпоративной IP-телефонии и контакт-центров. Недавнее приобретение ею германской фирмы Tenovis (бывшей Bosch Telecom) существенно упрочило позиции Avaya на европейском рынке и в регионе ЕМЕА и стало примером удачно проведенного объединения.
Аналитик из J. P. Morgan Эхуд Гельблюм заявил агентству Reuters, что у Nortel может не хватить свободных финансовых ресурсов и за сделку с Avaya ей придется расплачиваться еще и своими акциями. Но тем не менее такое слияние сулит канадской фирме новые успехи на корпоративном рынке, ведь за Avaya стоит ее мощное исследовательское подразделение Avaya Labs в Денвере (США).
В свое время, когда Lucent выделила подразделение Avaya в отдельную фирму, считалось, что телекоммуникационным гигантам не к лицу развивать Enterprise-сегмент, на который, собственно, и ориентировалась Avaya. Однако впоследствии оказалось, что обороты компании на корпоративном рынке почти сравнялись с оборотами Lucent до ее объединения с Alcatel и в 2005-м достигли 4,9 млрд. долл. (у Siemens они составили 4,4 и у Nortel 2,6 млрд. долл.).
Сегодня к объединению с Nortel фирму Avaya может подталкивать ее вечная проблема в борьбе с конкурентом номер один - отсутствие полноценной линейки оборудования передачи данных. На развитие собственной линейки Cajun у нее, похоже, нет средств, а попытки заключить альянсы с разными вендорами (Extreme, Enterasys и т. п.) пока наталкиваются на серьезные проблемы с сервисом. После же слияния с Nortel объединенная компания вполне сможет конкурировать с моновендорным сетевым решением Cisco.
"Не стоит забывать и об альянсе Nortel - Microsoft, - считает Сергей Сазонов, директор по работе с ключевыми вендорами группы компаний Verysell. - С помощью Microsoft можно получить доступ к 90% компьютеров. Кроме того, Nortel-Avaya станет лидером на рынке VoIP-решений. В США объединенной компании будет принадлежать 35% рынка телефонии, в EMEA - 22%, в Южной Америке - 11% и в Азии - 11%".
Интересно, что корни Avaya уходят в AT&T, которую, как и Nortel, более ста лет назад основал Александр Грэхем Белл. Сегодня эти два "родственника" вполне смогут объединить усилия для успешной работы на рынке телекоммуникаций.