СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ ЕС БУДУТ ОПРЕДЕЛЯТЬ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ЗВОНЯЩИХ МОБИЛЬНЫХ АБОНЕНТОВ
Еврокомиссия приняла директиву, согласно которой к 2009 г. все новые автомобили, произведенные в ЕС, должны будут комплектоваться специальными устройствами, получившими название eCall. Эти умные приборы будут автоматически звонить в службу спасения по единому европейскому номеру 112, если в случае ДТП повреждены специальные датчики, вмонтированные в транспортное средство. Проект планируется реализовать в рамках программы eSafety. Однако это только первый шаг в целой серии проектов, нацеленных на повышение точности и скорости обнаружения людей, попавших в чрезвычайную ситуацию (ЧС).
Определение координат мобильного абонента с помощью триангуляции (метод E-OTD)
Чуть ранее Еврокомиссией была одобрена “Директива 112” (www.europa.eu.int/information_society/programmes/esafety/index_en.htm), согласно которой все европейские пункты приема звонков службы спасения будут определять географические координаты абонентов — как мобильной, так и фиксированной телефонной связи — с точностью порядка 30—40 м в городе и до 100 м в сельской местности. Да, это в некоторой степени нарушает принципы приватности, но многочисленные опросы выявили, что граждане чувствует себя заметно спокойнее, зная, что им достаточно набрать номер 112 и спустя несколько минут к ним подъедет патрульная машина или экипаж спасателей. Планируется, что система будет работать везде, где присутствует мобильная связь, в том числе в роуминге на территории стран Европы. Абоненту при этом не нужно знать ни точного адреса, где он находится, ни иностранного языка для общения с персоналом службы спасения, достаточно просто набрать специальный телефонный номер помощи, не привлекая внимания окружающих (например, при похищении). К тому же возможность вызвать службу спасения, просто набрав номер 112, очень пригодится, если пострадавший не может говорить по состоянию здоровья. Кроме того, благодаря этой технологии, становится доступным вызов помощи, если пострадавший находится, скажем, в незнакомом лесу, где вообще отсутствуют какие-либо ориентиры. Кстати, по закону вызов на номер 112 обрабатывается в первую очередь при загруженной сети и такой сигнал обязан “подхватить” любой оператор связи, даже если на счету абонента нет денег или в телефоне отсутствует SIM-карта.
Цена вопроса
Каждый год в европейские службы спасения поступает 185 млн. звонков. Из них около 80 млн. были действительно связаны с различного рода чрезвычайными ситуациями, остальные звонившие пытались использовать 112 в качестве справочной, тестировали свои мобильные телефоны или просто хулиганили. Количество звонков от мобильных абонентов в службу спасения колеблется в пределах от 50 до 70% всех звонков в зависимости от страны ЕС и продолжает возрастать с увеличением проникновения мобильной связи. Из этих приблизительно 40 млн. звонков около 10% абонентов (3,5 млн. пользователей) сообщили крайне неточные данные о своем местонахождении, но были впоследствии обнаружены спасательными командами. Часто — по счастливой случайности. Особенно “грешат” этим дайверы, альпинисты и путешественники, попавшие в новые места или потерявшие ориентировку после стихийных бедствий. Около 2,5 млн. призывов о помощи не были обслужены вовремя или совсем, так как жертва происшествия так и не смогла объяснить, где она, собственно, находится.
Специалисты служб спасения, в частности, подчеркивают, что общение с человеком, находящимся в состоянии стресса, чрезвычайно затруднено, поэтому более чем в половине случаев выяснение местонахождения пострадавшего, звонящего по мобильному телефону, становится серьезной проблемой — люди путаются в “показаниях”, легко забывают названия мест, где они оказались. Решение, позволяющее автоматически определять и наносить на карту положение абонента, в этой ситуации экономит массу времени, иногда до нескольких часов. Кроме того, внедряемое решение поможет— хотя и с недостаточной точностью —справиться с проблемой определения скорости и направления движения мобильного абонента. Это особенно полезно, когда нужно перехватить похитителей в случае кинднепинга. Хотя для этого потребуется, безусловно, более точное оборудование с организацией специального доступа к нему только офицерам полиции.
Еще одной проблемой, которую обещает решить система определения местоположения звонящего абонента, является выявление “добрых самаритян” — случайных свидетелей происшествия, позвонивших по номеру 112, но не представившихся по каким-то причинам. По статистике, каждое ДТП в Европе сопровождается примерно 40 звонками очевидцев, показания которых зачастую пригодились бы в суде. Планируемая система поможет выявить таких активных абонентов, присвоить их сообщениям о новых происшествиях больший статус достоверности.
Число жизней, которые можно было бы спасти в течение года с помощью подобной системы в Европе, оценивается в несколько тысяч человек. В ситуации, когда население Старого Света постепенно сокращается по естественным демографическим причинам, существует острая необходимость сохранять жизни тех, кто есть. Таким образом, ощутимые расходы, необходимые для реализации проекта, представляются оправданными. В частности, в цену проекта включается не только стоимость дополнительного оборудования, которое необходимо устанавливать на каждую базовую станцию сотовой связи, но и стоимость разработки стандартов обмена информацией, создания методики работы с абонентами, находящимися в роуминге, покупки цифровых карт, а также внедрения ГИС в каждой станции службы спасения в Европе и обучения персонала работе с новым ПО.
>“Директива 112”: требования к системеРешение о введении единого европейского номера 112 появилось в 1991 г., а внедрение и популяризацию этого проекта проводит в жизнь организация European Emergency Number Association (EENA, www.eena.org). Для проработки всех деталей проекта по созданию панъевропейской системы определения местоположения абонентов, звонящих по номеру 112, Еврокомиссия организовала рабочую группу CGALIES (Coordination Group on Access to Location Information for Emergency Services, (www.telematica.de/cgalies), в которую вошли представители европейских телекоммуникационных компаний, производителей мобильных телефонов и оборудования, сотовых операторов, ИТ-компаний, разработчиков сетевого оборудования и электронных компонентов и спецслужб (в частности, Скотленд- Ярда). Помимо этого группа включает представителей компаний — производителей оборудования для спутниковой навигации, служб по ЧС европейских стран, министерств внутренних дел, университетов, а также менеджеров, задачей которых является решение организационных проблем проекта.
Целью рабочей группы была выработка минимальных требований к точности и надежности установления координат абонента, а также анализ возможных путей финансирования проекта. Планируемая система должна “засекать” не только планарные координаты абонента с точностью около 50 м в городе и 200—300 м — за городом, но и его высоту над уровнем моря с точностью 10—15 м. Это важно, когда сигнал поступает из высотного здания. Также ожидается, что решение сможет установить скорость и направление движение звонящего, но конкретных требований к этим параметрам пока не выдвигается. Определение координат звонящего должно, согласно проекту, осуществляться в два этапа — на первом, в течение семи секунд, координаты определяются приблизительно, с точностью около 300 м, потом, в течение последующих 30 с, происходит их уточнение. Максимальная точность цифровых карт должна составлять 10 м. При этом необходимо, чтобы создаваемая система отличалась высокой точностью своих “показаний” и была способна работать в любой стране Европы с любыми абонентами, пусть даже и находящимися в роуминге.
Фиксированные телефонные абоненты: мини-АТС и неполные БД
Казалось бы, в случае фиксированных линий связи проблем с определением местоположения абонента должно быть на порядок меньше — достаточно иметь адресную базу данных. Тем не менее и в этой области не все гладко: в частности, в большинстве стран службы спасения пользуются обычной адресной книгой, куда заносятся номера телефонов граждан согласно их желанию. То есть отказ от публикации такого номера в общедоступных источниках автоматически приводит к отсутствию соответствующей информации в службах спасения — часто для уточнения адреса им необходимо связываться с полицейским департаментом, который обладает полной базой данных, но это выливается в заметные потери времени. Еще одной большой проблемой являются корпоративные АТС, при исходящих звонках с которых на городские и мобильные телефоны все внутренние номера определяются по номеру входящей линии, при том что физически телефоны могут находиться далеко друг от друга — к примеру, на разных этажах.
Ожидается, что в ходе определения местоположения звонящего абонента фиксированных линий связи службами спасения адресная информация будет преобразовываться в координаты в формате (x, y) и накладываться на цифровую карту местности, одновременно компьютер подскажет оптимальный маршрут к месту происшествия с учетом текущей обстановки на дорогах и передаст эти данные по беспроводной связи ближайшему экипажу полиции. Согласно требованиям, точность информации об абонентах в службах спасения должна равняться 99%. Однако реализовать этот проект будет сложнее, так как базовое оборудование фиксированной связи, пусть и в технологически развитой Европе, адаптировать к новым требованиям будет гораздо дороже, чем у операторов мобильной связи.
Технологии определения местоположения
В настоящее время существуют три различные технологии определения местоположения мобильного абонента:
- Cell-ID, которая позволяет определить координаты с заданной точностью только в городах с высокой плотностью базовых станций;
- E-OTD (Enhanced Observed Time Difference), требующая наличия в прямой видимости минимум трех вышек для триангуляции;
- A-GPS (Assisted GPS), для которой необходимы специальные сотовые терминалы — они дороже обычных на 50—150 евро. Однако такие трубки выпускает весьма ограниченное количество производителей, да и внутри зданий они могут давать значительную погрешность в определении координат.
Очевидно, что с чисто технической точки зрения наилучшим выходом была бы комбинация всех этих методов в рамках единого решения. Мешают этому финансовые соображения, поэтому разработчикам проекта было нужно выбрать одну технологию из трех. Такой технологией стала Cell ID + TA (Time Advance). Она требует дооснащения инфраструктуры сети сотовой связи, стоимость которой оценивается приблизительно в 3200 евро на каждую базовую станцию, но может использовать все существующие на сегодняшний день мобильные терминалы.
Что касается финансовых схем внедрения выбранного решения, то рассматривается шесть различных сценариев. Согласно первому варианту, все расходы на создание системы ложатся на телекоммуникационные компании, а службы спасения бесплатно получают от них информацию о местоположении абонентов, звонящих по номеру 112. Второй вариант предполагает распределение затрат 50:50, третий — покупку услуги определения местоположения службами спасения у операторов связи. Согласно четвертому сценарию телекоммуникационные компании создают систему определения местоположения абонента, взывающего о помощи, за счет средств, предоставленных службами спасения. Пятый вариант предполагает, что каждая из сторон выполняет свою часть работы за счет собственных средств — связисты платят за усовершенствование своего оборудования и ПО, службы спасения оплачивают свою часть проекта, разработка интерфейса оплачивается 50:50. Согласно последнему, шестому сценарию все расходы несут правительства стран, входящих в ЕС. Наибольшие шансы быть принятыми у последних двух вариантов.
А как обстоят дела у нас?
В России, по информации, предоставленной нам в пресс-службе МЧС, в 2005 г. было совершено 2 млн. 79 тыс. 921 выездов в ответ на вызовы, поступившие на номер 01. В министерстве также озабочены проблемой своевременного прибытия на место чрезвычайных происшествий. В частности, по словам главы МВД Рашида Нургалиева, его ведомство сейчас разрабатывает систему эффективной и оперативной помощи пострадавшим в ДТП. Основное внимание при этом будет уделено созданию единой информационной системы связи милиции с сотрудниками МЧС, медицинских, аварийно-дорожных и транспортных служб. Однако использовать проекты по определению координат пользователей с помощью сотовых сетей, которые уже сейчас успешно функционируют у всех операторов “Большой тройки”, государственные органы пока не спешат.