Недавнее сообщение аналитической группы Evans Data о том, что число разработчиков ПО для платформы Windows быстро сокращается, совсем не так удивительно, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, Windows остаётся абсолютным монополистом в нише настольных систем, а на серверном рынке корпорации Microsoft, по её собственным оптимистичным оценкам, принадлежит 60%. Более того, примерно такую долю она намерена получить и на рынке системного ПО для суперкомпьютеров. Вместе с тем, согласно данному исследованию, доля разработчиков для Windows, составлявшая в 2006 г. 74%, в этом году снизится до 65%. Аналитики объясняют эту тенденцию переходом на альтернативные платформы, прежде всего Linux и Novell, однако в последние годы проявилась ещё одна закономерность, никак с Windows не связанная.
Служба Google предоставляет сервис “Тренды” (google.com/trends/), который позволяет выяснить интересы пользователей поисковика к тем или иным ключевым словам, причём в длительной трехлетней перспективе. В ходе эксплуатации этого сервиса выявилась интересная картина (см. рисунок). На протяжении как минимум трёх последних лет устойчиво снижается интерес к большинству популярных языков программирования! На 70% уменьшилось число запросов C++. Снижение интереса к Java составило около 30%, к SmallTalk — 100%, а вот спрос на Visual Basic упал более чем в два раза. Аналогичен спад заинтересованности и в сценарных языках PHP (-20%) и Perl (-100%). Наглядное снижение интереса к программированию демонстрируют и тренды ключевых слов “programmer” (-100%) и “programming” (-100%). Пожалуй, единственным известным языком, интерес к которому слегка увеличился, стал C# (+20%), а по абсолютному числу запросов он почти догнал C++, что можно объяснить ростом популярности платформы .NET.
Как объяснить подобную тенденцию? Хотя интерес к тематике ИТ (запрос “IT”) вырос на четверть, за последние три года практически в два раза упал интерес к теме “computer”! На рисунке видно, сколь тесно коррелируют графики запросов “computer” и “java”. Компьютер постепенно становится рядовым бытовым прибором, как радио, телевизор и холодильник. Способность настройки такого скучноватого устройства, его ремонта и создания программ (компьютерных или телевизионных, уже не суть важно) становится рядовым профессиональным навыком. Фактически из профессии программиста ушла романтика, а ей на смену явилось понимание, что программирование — это весьма занудный и тяжёлый труд.
При этом ИТ-рынок растёт, новые проекты с внушительными бюджетами надо реализовывать, а людей нет, да и желающих учиться на программиста все меньше и меньше. И как следствие, повышается формализм при наборе сотрудников на работу. Компании спешно подбирают программистов по типовым критериям, особо не разбираясь в нюансах подготовки человека. Но так как в конкретных проектах именно эти нюансы часто и играют ключевую роль, кадровые отделы, “обжегшись” на случайных людях, вроде бы идеально подходящих под формальный шаблон ИТ-умений, начинают перестраховываться, впадая в другую крайность — пытаются найти мифический вариант “всё в одном”. Ведь производительность труда программистов различается в десятки и сотни раз, поэтому проще платить хорошему профессионалу 200 условных рублей, нежели набирать десять человек и платить каждому по 100.
Windows API, .NET, Unix/Linux, C++, C#, Java, DirectX, SQL, HTML, XML, PHP, Flash, три-четыре диалекта SQL популярных СУБД, внутренние языки распространённых платформ автоматизации наподобие 1C, знание принципов информационной безопасности — это лишь базовый перечень, который неплохо дополнить развитыми математическими способностями. А может быть, этот вариант не такой и мифический, просто требования выросли естественным образом, что ещё больше снижает популярность профессии программиста? Кроме того, с ростом числа программных и аппаратных платформ растёт и специализация. Ещё лет десять назад достаточно было выучить Си, Windows API и язык SQL, чтобы быть способным решить 90% потенциальных задач, а вот сегодняшний перечень ИТ-умений освоить за разумное время гораздо сложнее. В результате конфликт на рынке ИТ-труда лишь ширится — увеличивается порог вхождения в профессию, что негативно влияет на приток новых кадров. Одно время оптимальной представлялась идея выращивания специалистов в своем коллективе, однако сегодня даже в Японии исчезает традиция многолетнего или пожизненного найма. Не получилось бы так, что уже в следующем десятилетии агентства по подбору персонала полностью переквалифицируются в “охотников за готовыми головами”. Возможный выход — в привлечении к корпоративным проектам способных студентов первых курсов, продуманной системе мотивации сотрудников и внедрении передовых систем ускоренного обучения нужным навыкам на рабочих местах. Причём заниматься этими бизнес-процедурами необходимо постоянно, а не от случая к случаю.