Вендоры уже не первый год готовят рынок печати к полномасштабному переходу на цветные устройства. Но если в домашнем сегменте благодаря фотопринтерам цвет прижился довольно быстро, то корпоративный рынок пока далек от насыщения. Об этом можно судить хотя бы по разбросу мнений самих вендоров — по разным оценкам, уровень проникновения цветной печати в России составляет от 4% (оценка компании Lexmark) до 15% (Canon). Для сравнения: в некоторых странах Европы этот показатель достигает 60—80% (например, в Швеции и Норвегии). Тем не менее интерес к цветной печати у российских корпоративных заказчиков довольно быстро растет. Так, в прошлом году, по данным IDC, при общем снижении объема российского рынка средств печати на 16% в количественном и на 6% в денежном выражении сегмент цветных систем вырос на 26%, а по принтерам формата А3 отмечен 40%-ный рост. Еще быстрее развивается сегмент лазерных цветных многофункциональных устройств: на 200—300% в год.
Появление устройств лазерной цветной печати стоимостью менее 500 долл. в значительной мере способствовало росту спроса на них со стороны предприятий малого бизнеса. Но как бы то ни было, говорить о массовом проникновении цвета в корпоративный сегмент пока рано. Так, по мнению Ко Хасегава большая часть российского парка корпоративных цветных печатных устройств используется не в офисах, а в компаниях, предоставляющих услуги коммерческой печати.
Причины, удерживающие потребителей от использования цветной печати, вполне очевидны: сравнительно высокая стоимость как самих устройств, так и отпечатков и связанная с этим боязнь неконтролируемого роста расходов.
Продукты и вендоры
Как и в случае с монохромными системами, основным параметром, позволяющим отнести цветное печатающее устройство к той или иной категории, является скорость печати, причем черно-белой. Объяснить это довольно просто: даже в случае установки в офисе полноцветного устройства большая часть документов остается монохромной. К примеру, по оценкам Евгения Моржевилова, средний офисный принтер выводит в цвете не более 25% отпечатков. Существуют и другие варианты классификации цветных аппаратов, например предложенное ITResearch разделение по максимальной месячной нагрузке. Тем не менее в этой статье мы будем оперировать категориями, принятыми вендорами. Условно системы цветной печати можно разделить на три группы — по числу обслуживаемых пользователей. Персональным пользователям, как правило, адресованы устройства с производительностью менее 20 стр./мин, и за редким исключением только в этой категории встречаются струйные системы печати. Ядро наиболее массового сегмента устройств для малых рабочих групп формируют аппараты производительностью от 20 до 35 стр./мин. Тут встречаются как однопроходные системы, так и менее производительные при цветной печати четырёхпроходные. В основном для рабочих групп предназначаются лазерные аппараты. Пожалуй, единственное исключение из этого правила — недавно анонсированная HP струйная линейка МФУ Officejet Pro 7000. Наконец, тяжелые и мощные машины выделены в верхний сегмент для больших рабочих групп — это наиболее производительные представители класса однопроходных устройств, зачастую с поддержкой носителей формата А3+. Кроме того, Oki и Lexmark выделяют сегмент продукции для средних рабочих групп. У первой сюда входят новая линейка бюджетных аппаратов формата А3 C8xxx и топовая модификация МФУ серии 5000, для второй же выделение новой товарной категории, очевидно, служит способом отделить старшие модели устройств формата А4 от их аналогов с поддержкой А3.
Выделить на основе данных аналитических компаний безусловного лидера на рынке цветной печати не так уж просто. К примеру, Hewlett-Packard, ссылаясь на отчеты IDC, заявляет о контроле практически над половиной всего российского рынка цветных МФУ и аналогичной доли рынка цветных принтеров. Xerox, со ссылкой на данные все той же IDC, сообщает о своем лидирующем положении в России по объему продаж цветных МФУ и о втором месте по объему продаж цветных лазерных принтеров в денежном исчислении. И наконец, Epson, опираясь на данные всё того же источника, претендует на второе место по суммарному объему продаж лазерных цветных принтеров и МФУ.
Эти три компании уделяют серьезное внимание всем сегментам рынка средств цветной печати. HP и Epson традиционно предлагают системы струйной печати в нижнем ценовом диапазоне. В случае HP речь идет о системах на базе платформы Scalable Printing Technology, разработка которой обошлась вендору в сумму порядка 1,4 млрд. долл. Японский же вендор возлагает большие надежды на представленное в начале 2007-го струйное МФУ с факсом CX6900F и планирует в середине года вывести на рынок еще одну новинку. Тем не менее если говорить о приоритетных направлениях развития этих компаний, то для Epson, по словам Артема Титова, таковым считается оборудование для средних и крупных офисов, а HP, как сообщил Михаил Сорокин, планирует развивать сегмент тяжелых устройств для крупных структур, в котором компания дебютировала в апреле текущего года с двумя моделями — CM8050 и CM8060 на базе технологии печати Edgeline.
В корпоративном окружении целевой аудиторией Konica Minolta являются разноплановые рабочие группы, использующие цвет для повышения эффективности работы. Еще один приоритет компании — системы производительной печати для крупных департаментов.
В Canon, наоборот, принято считать, что наиболее востребованными на российском рынке в ближайшей перспективе окажутся аппараты для небольших рабочих групп, у которых цветная печать является лишь опцией. Соответственно важным сегментом для компании являются многопроходные системы, не сильно отличающиеся по стоимости отпечатка от монохромных аппаратов той же категории.
Неверно было бы сказать, что все три категории пользуются одинаковым вниманием со стороны вендоров. Возьмем, к примеру, самый массовый сегмент принтеров для малых рабочих групп, продажи которых вкупе с расходными материалами приносят львиную долю доходов производителям средств печати. Компания Samsung по словам Александра Тананаева, сконцентрировалась именно на простых и компактных устройствах для персональных пользователей и небольших рабочих групп. На сегодняшний день для первой категории клиентов производитель предлагает цветной принтер CLP-300/300N и МФУ CLX-2160/2160N, а для второй — МФУ CLX-3160N/3160FN и однопроходные принтеры CLP-600N и CLP-650N.
Похожую стратегию претворяет в жизнь и Brother, однако в отличие от Samsung эта компания имеет в своем портфолио и системы для крупных рабочих групп. Прямо противоположным образом сформирован товарный портфель Ricoh — здесь основное внимание уделено как раз “тяжелым” устройствам, а персональные системы просто отсутствуют как класс.
Lexmark, наоборот, предлагает широкий ассортимент систем всех классов. И хотя доля компании на российском рынке средств печати невелика (по разным оценкам, она занимает пятое-шестое место), Lexmark стремится развивать все направления. Только на это лето запланировано начало продаж трех новых цветных лазерных принтеров и пяти цветных МФУ. Приоритетными для себя в ближайшей перспективе Lexmark считает тяжелые цветные принтеры и МФУ производительностью 30—40 стр./мин.
Наконец, пожалуй, самый “узкоспециализированный” игрок на рынке цветной печати, компания Oki, прикладывает на сегодняшний день значительные усилия для укрепления своих позиций в сегменте принтеров формата А3. Согласно отчетам IDC, в Европе компания занимает в этом сегменте второе место по продажам и имеет 31% рынка, в России — третье место и 10% рынка. Амбиции вендора по выходу на лидирующие позиции в продажах принтеров формата А3 подкреплены новой линейкой компактных и недорогих систем C8xxx и более производительными и функциональными C9xxx. Впрочем, не забывают в Oki и о малых рабочих группах, которым адресован ряд МФУ и принтеров формата А4.
Вопрос цены
Сегодня корпоративный клиент выбирает надежный принтер исходя из конкретных потребностей печати — точно просчитывает, кто, сколько, в каком формате будет печатать в офисе. В данный момент оснащение большинства организаций средствами печати производится по принципу “один принтер на отдел или кабинет”. Соответственно самыми востребованными продуктами, по версии Артема Титова, являются принтеры или МФУ для небольших и средних рабочих групп со стоимостью в диапазоне от 1000 до 2000 долл. С этим мнением согласен и Олег Бондарев, также отмечающий активный переход от легких аппаратов индивидуального пользования к “тяжелым” для группового, позволяющим снизить себестоимость печати. Медленно, но верно на смену понятию “дешевизна” пришло понятие “экономичность” — клиент смотрит, во сколько обойдется ему эксплуатация (которая в свою очередь складывается из надежности самого устройства и стоимости расходных материалов). Таким образом, по мнению вендоров, для заказчика среди характеристик принтера наиболее актуальными становятся цена отпечатка и выгодные предложения по расходным материалам.
Однако производители не сбрасывают со счетов и возможность привлечь покупателя путём снижения стоимости самих устройств. На фоне растущей производительности печатных систем их стоимость медленно, но верно снижается. Так, Анатолий Скляревский считает, что исходя из наметившихся на рынке тенденций можно прогнозировать снижение к 2010 г. усредненной по всем продажам стоимости цветных принтеров примерно на 50%, а цветных МФУ — на 40% в сравнении с 2006-м. Причем стоимость монохромных устройств будет падать значительно медленнее, чем цветных, что к 2010 г . может привести к более чем двукратному росту продаж последних.
Надо сказать, что лазерная печать — отнюдь не единственный приемлемый выбор для офисов. Как ни парадоксально это звучит, но струйные системы имеют шанс в ближайшем будущем если не заменить, то по крайней мере потеснить лазерные аппараты в младших ценовых сегментах. До сих пор их более широкое применение в качестве персональных принтеров в офисах сдерживалось довольно высокой стоимостью отпечатка. Однако, как утверждают представители HP, у уже упомянутого нами МФУ Officejet Pro 7000 для небольших рабочих групп стоимость отпечатка меньше, чем у лазерных аппаратов того же класса. Если это подтвердится и в российских реалиях, то адекватная производительность и невысокая цена устройства (около $300) несомненно позволят ему отвоевать у лазерных аппаратов место на офисном столе.
Впрочем, тенденция к снижению стоимости оборудования не обошла стороной и лазерную печать. Конечно же лежащие в ее основе технологии не новы и ценовой революции в скором времени ждать не стоит. Тем не менее стоимость печатающих устройств нижнего уровня постоянно снижается, и по превалирующему среди опрошенных экспертов мнению эта тенденция сохранится и в недалеком будущем. Тем самым цветная печать станет доступнее для небольших компаний и “домашних” офисов.
На сегодняшний день нижний предел, достигнутый производителями лазерных принтеров, — порядка $300, а за ближайшие год-два, по мнению Анатолия Скляревского, эта цифра может приблизиться к отметке $200, что в совокупности с дальнейшим выравниванием стоимости монохромной печати у монохромных и цветных принтеров должно позволить последним постепенно вытеснить монохромные устройства и стать стандартом для офисной печати.
Олег Бондарев, напротив, считает, что лазерные принтеры уже достигли уровня цены “на грани рентабельности”, а зачастую перешли и её и в отсутствие принципиальных технологических прорывов ожидать серьёзного понижения цен на такие устройства вряд ли следует. Вместе с тем он отмечает, что по качеству изготовления и особенно печати такие принтеры нижней ценовой категории, как правило, не идут ни в какое сравнение с устройствами более профессионального уровня стоимостью порядка $450—500. Цена отпечатка бюджетных моделей также оставляет желать лучшего, и иногда, по мнению Артема Титова, даже выгоднее приобрести струйный принтер, чем печатать на дешевом цветном лазерном. К тому же стоимость отпечатка, по всей видимости, если и будет снижаться, то очень небыстро. Особенно это касается бюджетных принтеров, заработать на которых становится все труднее без снижения цен на тонер.
ПО, аутсорсинг и сервис
Как считают представители вендоров, развитию рынка корпоративной цветной печати во многом будет способствовать повышение информированности заказчиков о возможностях современных печатных систем. Зачастую проникновение цвета в корпоративную среду сдерживается опасениями, что это приведет к неконтролируемому увеличению расходов. Между тем вендоры комплектуют свои системы набором контрольных утилит, позволяющих ограничить группу пользователей, для которых разрешена печать на цветных устройствах, либо ограничивать печать документов в зависимости от их типа.
К примеру, в комплект лазерных принтеров Epson входит ПО NetJob Tracker, с помощью которого можно не только производить мониторинг сетевых принтеров, но также разложить по полочкам расходы на печать, предоставляя информацию о том, что, где, когда, в каких количествах и кем печатается. Анализируя эти данные, администратор может назначать операции, чтобы сократить расходы на цветную печать: устанавливать ограничения на цветную лазерную печать на определенных рабочих местах, в определенное время, а для некоторых пользователей вообще запретить функцию печати в цвете. Схожие функциональные возможности реализованы и в ПО HP Color Access Control и Oki PrintSuperVision. А интегрированная в некоторые решения Lexmark утилита Coverage Estimator, например, способна подсчитать число точек того или иного цвета в печатаемом изображении, позволяя тем самым оценить затраты на его печать.
Естественно, ПО служит не только для ограничения доступа к печати, но и для активного мониторинга используемых на предприятии систем с целью своевременного проведения сервисного обслуживания и устранения неполадок.
Здесь заслуживает внимания инициатива Canon, которая продвигает на российском рынке концепцию e-maintenance, призванную облегчить жизнь специалистам сервисных центров. При возникновении у клиента неполадок система автоматически выполняет диагностику устройства, избавляя тем самым сервисного инженера от необходимости проводить эту операцию вручную и сокращая время простоя техники.
Что показал опрос читателей PC Week/RE
Чтобы выяснить реальную ситуацию с использованием цветной печати в корпоративной среде, мы обратились к нашим читателям с рядом вопросов. В некоторых случаях их мнения серьезно разошлись с точкой зрения вендоров. Так, несмотря на заявления производителей, для большинства респондентов определяющими критериями при выборе системы цветной печати (см. рис. 1) по-прежнему остаются качество печати и стоимость самого устройства, тогда как на надежность, производительность и совокупную стоимость владения обращает внимание на 20% меньшее число потребителей.
Не столь популярными среди наших читателей оказались и лазерные системы — ими пользуется лишь немногим более половины респондентов, а вот струйные принтеры установлены в 75% компаний. Сравнительно мал и процент офисов, оснащенных МФУ: 10% наших респондентов сообщили об использовании лазерных аппаратов, а 14% — струйных принтеров (см. рис 2).
Если не принимать во внимание ситуацию, когда цвет необходим непосредственно для задач бизнеса, пальму первенства по цветной печати удерживают отделы рекламы и маркетинга — в 64% организаций именно в этих подразделениях установлены полноцветные системы. Свое применение цвет находит также у секретарей (38%) и в отделах продаж (27%).
Несмотря на снижение цен на оборудование и расходные материалы, многие компании до сих пор не готовы вкладывать средства в полноцветное оборудование, хотя им периодически и требуется цветная печать. Это открывает заманчивые перспективы для развития аутсорсинга. Наиболее известна в данном сегменте рынка компания Xerox. Среди предлагаемых ею сервисов значится как аренда оборудования, так и полный аутсорсинг услуг печати. Впрочем, прокомментировать дальнейшие перспективы их развития в Xerox отказались. Зато высказались на этот счет другие вендоры.
По мнению Евгения Моржевилова, со временем многие заказчики захотят переложить задачи по обеспечению печати документов на аутсорсера, чтобы взамен сконцентрироваться на своем профильном бизнесе. Причем, отмечает Ко Хасегава, как только цвет основательно войдет в корпоративную среду, объемы цветной печати начнут увеличиваться, и это будет способствовать повышению спроса на аутсорсинговые услуги. С такой версией развития событий согласен и Дмитрий Гречанников — по его словам, в ближайшее время основными устройствами, которые будут использоваться для аутсорсинга, станут “тяжелые” и производительные системы, в частности принтеры А3 с производительностью 40 стр./мин и выше. О перспективности этого рынка свидетельствует и интерес к нему такого крупного игрока, как HP. Не исключает возможность запуска в России подобной программы услуг и Артем Титов, благо Epson уже предлагает аналогичный сервис на территории Европы.
Вместо заключения
Корпоративный сектор все больше понимает, насколько важен цвет для поддержания имиджа компании. А усовершенствованные инструменты контроля за расходами позволяют их минимизировать, избавившись от страха “разориться на цвете”. Однако неверным было бы считать, что движущей силой роста на рынке цветной печати является снижение стоимости самих печатных устройств. Намного важнее понимание тех преимуществ и возможностей для бизнеса, которые она с собой несет. А более доступным по цене цвет сделает развитие технологий по управлению использованием системами печати, а также сервисных и аутсорсинговых программ.
Мы уже говорили о возрастающих темпах роста лазерного рынка цветной печати. Но, как отметил Ко Хасегава, для того чтобы этот результат сохранился в дальнейшем, вендорам необходимо заняться созданием сети профессиональных партнеров по продажам и услугам, которые будут заботиться о своих клиентах, поскольку на сегодняшний день многие дилеры чересчур зависимы от дистрибуции и не уделяют достаточного внимания консультациям и сервису.