ГИС-Ассоциация опубликовала аналитический обзор отечественного рынка геоинформатики за 2006-й и представила прогноз на 2007-й. По её данным, в прошлом году объем рынка вырос по сравнению с предыдущим на 15—17% и превысил 800 млн. долл. Наиболее активно развивался сектор навигационного оборудования и услуг (рост — 34%), а по объему продаж лидером стала область строительства и изысканий (172 млн. долл.), которая впервые обошла сферу землеустроительных работ (165 млн. долл.).
Продолжается тенденция к увеличению объема государственного финансирования — с 19% в 2005-м до 22% в 2006-м. Наиболее крупными были программы “Создание системы кадастра недвижимости” и “Глобальная навигационная система”. В течение нынешнего года на развитие ГЛОНАСС планируется выделить более чем в два раза больше средств, чем в 2006-м, что предопределит дальнейший рост сегмента навигационного оборудования и услуг.
В связи с необходимостью разработки градостроительной документации в прошлом году увеличился объем финансирования из бюджетов субъектов федерации и муниципалитетов. Предполагается, что это как минимум повлечет обновление картографического материала, а как максимум — создание автоматизированных систем обеспечения градостроительной деятельности. Объем финансирования на эти цели, по оценкам ГИС-Ассоциации, в 2006-м увеличился в 5—6 раз и достиг 50—70 млн. дол.
Сегмент пространственных данных развивался более динамично, чем другие технологические сектора рынка геоинформатики. Основным источником данных являются прямые геодезические измерения (45%), картографические материалы (30%) и данные дистанционного зондирования Земли (25%), при этом доля последних стабильно растет.
В прошлом году несколько улучшилось картографическое обеспечение страны, хотя в целом наличие актуального картографического материала остается на крайне низком уровне. Правда, есть надежда, что кардинально изменить ситуацию с доступностью пространственных данных позволит реализация одобренной правительством концепции, которая предусматривает переход к цифровым технологиям (см. PC Week/RE, № 33/2006, с. 29).
В сегменте высокоточного геодезического оборудования был отмечен небывалый рост продаж — 31% (для сравнения: годом ранее — 17%). Такой высокий темп объясняется увеличением объема геодезических работ.
Поставки непрофессионального навигационного оборудования выросли на 30% — до 8 млн. долл. Значительно повысился спрос на устройства автомобильной навигации (на 40%), однако принимая во внимание низкий уровень развития этого потенциально массового сектора рынка, порадоваться можно только динамике, поскольку объем составил не более 52 млн. долл.
По мнению ГИС-Ассоциации, внедрение спутникового навигационного оборудования в России сдерживают существующие ограничения на точность позиционирования, отсутствие картографических материалов и баз данных для навигации.