В начале августа широкую огласку получило решение Федеральной антимонопольной службы России рассмотреть возможность возбуждения уголовного дела в отношении Министерства информационных технологий и связи по признакам нарушения закона “О защите конкуренции”. Поводом для рассмотрения послужило обращение правозащитника организации “Мемориал” Эрнеста Мезака, в котором тот указывал на незаконность проведения целевой программы министерства “Компьютер — в каждый дом”, предполагающей поставки ПК с предустановленной операционной системой Windows.
Министерская компьютеризация страны
О целях и организационной стороне программы “Компьютер — в каждый дом” PC Week/RE уже писал ранее (см. http://pcweek.ru/?ID=621830; http://pcweek.ru/?ID=623320; PC Week/RE, № 4/2007, с. 1; PC Week/RE, № 5/2007, с. 1), однако напомним, что к её реализации Мининформсвязи приступило в начале нынешнего года совместно с Федеральным государственным унитарным предприятием “Почта России” и московскими представительствами корпораций Intel и Microsoft. Изначально предполагалось, что благодаря данной программе широкие (в том числе малообеспеченные) слои населения получат возможность взять в банке кредит на покупку компьютера отечественного производства и заказать его в местных отделениях “Почты России” по специальной цене. Выбор компаний — производителей компьютеров, равно как и банков для участия в программе осуществлялся на конкурсной основе. Первая (пилотная) часть программы прошла с февраля по апрель текущего года, и сейчас рынок готовится ко второму её этапу и соответственно к новому конкурсу.
Одним из непременных условий участия производителей ПК в первом тендере была авторизация у компании Microsoft — очевидно, вопрос об установке на компьютеры ОС Windows был предрешен. В результате у правозащитника Мезака возник к Мининформсвязи ряд вопросов относительно законности акции, а у широкой ИТ-общественности появился повод поразмышлять о реальных и мнимых альтернативах программным продуктам Microsoft.
История эта приняла еще более интересный оборот, когда в деле всплыло имя депутата Виктора Алксниса, известного своими идеями создания в России отечественной ОС и к тому же успевшего совсем недавно получить из ФАС отказ на сходный запрос о законности упомянутой программы Мининформсвязи.
Безальтернативность Windows
Право собирать и оснащать компьютеры для пилотных поставок получила компания Kraftway, которая специально для реализации этого проекта создала консорциум с “УСП Компьюлинк”. Комментируя возможное уголовное дело, в Kraftway высказали мнение, что выбор программного обеспечения должен оставаться за организаторами, поскольку именно они лучше всех представляют себе портрет пользователя и задачи, которые он будет решать после приобретения ПК, и именно они в итоге несут ответственность перед конечными покупателями за предлагаемые в рамках проекта продукты.
При этом, как резонно заметила Татьяна Демьянкова, директор по маркетингу Kraftway, компьютер для частных пользователей становится таким же атрибутом бытовой техники, как телевизор, холодильник или сотовый телефон. Вопрос же о том, какое именно ПО используется в сотовых телефонах или в автомобилях, не обсуждается, потому что производитель гарантирует работу товара и несет за него ответственность в целом, а не по частям. Опираясь на эту аналогию, г-жа Демьянкова уверена, что производитель ПК имеет полное право предустанавливать то ПО, которое с его точки зрения наиболее подходит конечным потребителям.
Отвечая на вопрос, существует ли на отечественном рынке в настоящий момент реальная альтернатива Microsoft Windows, в Kraftway обратили внимание на то, что при обсуждении этой темы важно понимать, для решения каких задач предполагается использовать компьютер. Операционная система — это только платформа, на которую обязательно устанавливается прикладное ПО. Если речь идет о сегменте частных пользователей, то очевидно, что сейчас на рынке подавляющее большинство обучающего ПО и популярных компьютерных игр действуют только под управлением ОС Microsoft Windows. Для использования подобного ПО в среде, отличной от Windows, необходимо применение программных средств эмуляции ОС. Такие средства — как свободно распространяемые, так и коммерческие — есть, например, в ряде дистрибутивов ОС Linux. Но при этом нельзя сказать, что любое прикладное ПО будет работать “из коробки”. То есть теоретически альтернатива имеется, но ее использование на практике затруднено, требует от пользователя специальных или углубленных знаний и навыков.
Игорь Прохорченко, начальник отдела корпоративных продаж компании “Эксимер” (также участвовавшей в конкурсе Мининформсвязи), подтвердил, что несмотря на существующие альтернативы Windows, реально массовым спросом пользуется только ОС Microsoft, поэтому и “Эксимер” со своими компьютерами предлагает именно ее.
Иски и их инициаторы
Вопрос о безальтернативности Microsoft Windows в техническом плане для судебных инстанций решающего значения не имеет. С юридической точки зрения есть признаки нарушения Мининформсвязи пункта 5 части 1 статьи 15 федерального закона от 26.07.2006 № 135 — ФЗ “О защите конкуренции” в части ограничения для приобретателей товаров выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Решать, возбуждать или не возбуждать уголовное дело, — прерогатива юристов ФАС, но чтобы попытаться спрогнозировать, какое развитие может получить эта история, возможно, стоит попробовать разобраться в причинах самих исков, поданных правозащитником Мезаком и депутатом Алкснисом.
По мнению некоторых участников рынка, иски могли быть инициированы одной из компаний, проигравших тендер. Эта версия имеет право на существование. Во-первых, в рамках программы “Компьютер — в каждый дом” до конца 2008 г. планировались поставки порядка 1 млн. компьютеров, и попытки повлиять на исход предстоящего основного этапа конкурса как минимум оправданны экономически. А во-вторых, обстоятельства проведения тендера на пилотные поставки вполне могли “обидеть” кого-то из пяти компаний-сборщиков (“Эксимер”, “Депо Компьютерс”, “Инфомаш”, “Неоторг” и “Аквариус”), которым было отказано с общими и весьма неубедительными формулировками. (В конкурсе участвовала также компания “К-Системс”, но она сошла с дистанции на последнем этапе.)
В Kraftway версию козней со стороны неудачливых конкурентов не комментируют, а в компании “Эксимер” такую возможность хоть и допускают, но не считают, что подобные меры могут привести к пересмотру результатов тендера. Впрочем, при ближайшем рассмотрении можно сделать вывод, что оба истца вполне могли действовать абсолютно самостоятельно. Как оказалось, у правозащитника г-на Мезака с Мининформсвязи и “Почтой России” отношения особые. В январе 2007-го Эрнест Мезак уже обращался в суд после того, как в период осложнения отношений с Грузией “Почта России” отказалась доставить в Тбилиси заказное письмо, принятое к пересылке почтовым отделением Дальнегорска. Это дело г-н Мезак проиграл и теперь собирается восстанавливать разорванное почтовое сообщение между двумя европейскими государствами в Страсбургском суде. Может ли такой человек (живущий к тому же в Коми) действовать в чьих-то коммерческих интересах, решайте сами.
Ну а что касается Виктора Алксниса, то он уже и так успел прославиться громкими инициативами и судебными разбирательствами, связанными со сферой высоких технологий. Широкую известность в ИТ-сообществе он получил в феврале этого года, когда завел себе интернет-дневник в “Живом Журнале” и почти сразу же нарвался на комментарий блогера tarlith’а в принятой в Сети свободной (в данном случае нецензурной) форме. Тогда г-н Алкснис решил встать на защиту нравственности в Интернете и собрал в комментариях рядовых пользователей ЖЖ такое количество эпитетов в свой адрес, что по ним впору составлять словарь русского мата. Своего основного оппонента депутат в итоге привлек к ответственности за оскорбление (ни много, ни мало) должностного лица. И хотя дело еще не закончено, а tarlith (Тимофей Шевяков, сотрудник Фонда эффективной политики Глеба Павловского) — это отнюдь не беззащитная бедная овечка, прецедент в Сети был создан.
Помимо последующей безуспешной атаки на бесплатный почтовый сервис mail.ru дальнейшая бурная публичная деятельность г-на Алксниса относилась как раз к его усилиям по преодолению зависимости России от Microsoft. В частности, он неоднократно заявлял о намерении подготовить проект обращения к президенту РФ “О необходимости создания и внедрения современной отечественной операционной системы”.
“Патриотичная” инициатива депутата Алксниса не то чтобы совсем нова. И раньше были слышны реплики о том, что все беды от Microsoft, а использование Windows на некоторых объектах даже ставит под сомнение обороноспособность страны — дескать, кто даст гарантию, что Билл Гейтс не сотрудничает с ЦРУ и его продукты не содержат шпионской начинки. Однако по понятным политическим причинам именно сейчас вероятность одобрения свыше создания российской ОС более высока, чем когда бы то ни было.
Русские “Винды”
О том, что нужно предпринять, чтобы отечественная ОС смогла присутствовать на нашем рынке, полноценно конкурируя с Microsoft Windows, мы поинтересовались в компании Paragon Software Group — международном (изначально российском) холдинге, занимающемся созданием разнообразного ПО. По мнению руководителя одного из отделов разработок компании Константина Федорова, идея написать полностью новую операционную систему для дома и офиса с нуля не представляется сколько-нибудь оправданной. Такая сложная и многоступенчатая задача требует привлечения огромного количества денег и профессиональных кадров высокого уровня, кроме того, необходимо обладать технологиями разработки, поддержки и развития столь объемных продуктов. Теоретически возможно построение ОС на базе платформ Open Source. Так поступила компания Apple, создав новую версию своей операционной системы Mac OS X на базе Unix. Но сможет ли российский разработчик сделать новую систему лучше и дешевле, чем Windows, — большой вопрос. Да и отечественным подобное решение может считаться с большой натяжкой, поскольку компоненты Open Source Unix-систем являются продуктом труда программистов из самых разных стран.
Константин Федоров упомянул, что популярность ОС будет определяться не только ее собственными возможностями, но также наличием и доступностью прикладного ПО, и заключил, что в ближайшие годы появления отечественного конкурента Windows ждать не стоит.
Что же касается “вражеского” использования ПО Microsoft, то по заверениям специалистов Paragon, безопасность страны к Windows имеет весьма отдаленное отношение (исходный код многих версий и так известен мировым спецслужбам).
В ожидании новостей
Что мы в итоге имеем. Несмотря на скепсис специалистов, обсуждение создания отечественной ОС идет полным ходом. Сыграет ли в нем роль возбуждение дела против Мининформсвязи, сказать сложно. То, что к рассмотрению в ФАС принята жалоба не депутата-патриота, а правозащитника, собирающегося оспаривать международную политику государства в Страсбурге, ясности в понимание политической подоплеки не добавляет точно.
При этом целесообразность программы “Компьютер — в каждый дом”, направленной на компьютеризацию страны, вроде бы не обсуждается, но ее судьба в свете возможного дела о нарушении закона “О защите конкуренции” совершенно не ясна. Альтернативы Microsoft Windows сейчас в России определенно нет.
Таким образом, чтобы не гадать на кофейной гуще, стоит как минимум дождаться решения ФАС, ну а заодно, о чем никто не вспоминает, подведения итогов первого этапа целевой программы Мининформсвязи, который вроде бы должен был завершиться еще в апреле.