“Oracle сегодня — это не та компания, какой она была еще пять лет назад и которую по традиции многие продолжают воспринимать лишь как поставщика СУБД” — таким был главный тезис в выступлении президента этой корпорации Чарльза Филлипса на пресс-конференции, состоявшейся 15 августа в Москве. Визит г-на Филлипса в нашу страну был приурочен к 30-летию деятельности корпорации на ИТ-рынке, и надо сказать, что за все время её работы в России нашу страну впервые посетил руководитель Oracle столь высокого ранга.

К своему юбилею Oracle подошла с очень высокими деловыми достижениями. В последнем финансовом году, завершившемся 31 мая, ее доходы выросли на 23% (до 18,2 млрд. долл.), а чистая прибыль — на 25% (до 5,3 млрд. долл.). Правда, в значительной степени этот рост обусловлен приобретением корпорацией довольно крупных поставщиков ПО.

Между тем, говоря о деятельности Oracle, важнее отметить не рост финансовых показателей, а происходящую в компании внутреннюю реорганизацию. Ведь в компьютерной отрасли для многих такие понятия, как Oracle и базы данных, очень долгое время были почти синонимами. Но за последние годы структура бизнеса компании серьезно изменилась, и сегодня ее деятельность базируется на трех направлениях: СУБД, связующем ПО и бизнес-приложениях.

На рубеже веков Oracle начала форсированно наращивать свои усилия в направлении создания комплекса корпоративных приложений E-Business Suite, а потом стала проводить весьма агрессивную политику расширения своего влияния в сегменте делового ПО, скупая ведущих ERP- и CRM-поставщиков. В те годы наблюдатели часто высказывали опасения по поводу будущего развития приобретаемых Oracle продуктов. На это Чарльз Филлипс обратил особое внимание, подчеркнув, что сейчас все полученные компанией технологии и решения успешно развиваются, причем корпорация обеспечивает высокий уровень их интеграции.

В последние три-четыре года Oracle не менее активно, хотя и не столь PR-агрессивно (по крайней мере в публичном плане) формирует еще одно направление — ПО связующего слоя — в виде комплекса Fusion Middleware. Как сообщил президент корпорации, в минувшем финансовом году доходы от продаж данного ПО превысили 1 млрд. долл.

Отметим, что на этом Oracle, похоже, не намерена останавливаться. В августе в СМИ появились сообщения о том, что компания планирует существенно расширить свое присутствие в сфере управления жизненным циклом приложений (аpplication lifecycle management, ALM), потеснив позиции сегодняшних лидеров — IBM, Microsoft и Borland.

Стоит подчеркнуть, что расширение сферы интересов Oracle сопровождается определенной коррекцией системы управления корпорацией. Ведь до недавнего времени понятие “руководство” практически полностью ассоциировалось в компании с именем ее основателя Ларри Эллисона. Но в январе 2004 г. в Oracle произошли определенные изменения в плане перераспределения функций управления (что, впрочем, характерно для всех startup-компаний начала 1980-х — например, Microsoft и Sun). Именно тогда пришедший в Oracle за полгода до этого Чарльз Филлипс стал президентом и членом совета директоров корпорации, взяв на себя функции управления операционной деятельностью и стратегией развития бизнеса. Любопытно, что помимо степени бакалавра по компьютерным технологиям, которую он получил, окончив Академию военно-воздушных сил США, он также является обладателем дипломов MBA и юриста, а его работа до прихода в Оracle была связана исключительно с инвестиционной сферой. ***********************************************************************

ФОТО (делал Шанин)

Чарльз Филлипс: “В России и других странах СНГ есть обширные возможности для развития бизнеса Oracle”

ВРЕЗКА

Как все начиналось

В 1977 г. Ларри Эллисон с двумя своими друзями-коллегами организовал компанию под названием Software Development Laboratories с весьма амбициозной целью — потеснить на рынке IBM, безусловного лидера тех лет в этой области. В качестве базовой идеи была выбрана еще не до конца проработанная в те годы реляционная модель БД, а для аппаратной платформы должны были использоваться не мэйнфреймы, традиционно применяемые для работы с большими объемами данных, а машины DEC VAX, относившиеся тогда к категории мини-ЭВМ. Отметим, что данный бизнес-проект, конечно, появился не на пустом месте. В его основе лежал опыт, полученный Эллисоном ранее в фирме Ampex, точнее, в ходе работы над проектом, выполнявшимся по заказу ЦРУ и имевшим кодовое название “Oracle”.

Через два года фирма поменяла название на Relational Software и тогда же выпустила на рынок систему Oracle 2 (по маркетинговым соображениям авторы начали нумерацию своих продуктов со второй версии). Хотя эта БД не поддерживала транзакции, все же, по мнению экспертов, компания Эллисона уже тогда опередила IBM, сумевшую к тому моменту создать лишь прототип своей реляционной базы данных System R.

И все же переломным годом, когда предприятие Ларри Эллисона вышло на лидирующие позиции в области БД, стал 1983-й. В это же время была выпущена Oracle 3, переписанная на языке Си, что обеспечивало ее потенциальную переносимость на различные аппаратные платформы, в продукте появились функции, необходимые для реализации транзакций, а помимо реализации на DEC VAX/VMS была обеспечена поддержка Unix. Тогда же компания в последний раз поменяла название и стала называться Oracle Corporation.

Что касается нашей страны, то, по данным Oracle, ее продукты стали применяться здесь с 1984 г.