Компания Leica, предприятие с почти двухсотлетней историей и первый в мире производитель оптико-механических теодолитов, за шесть недель приобрела сразу три фирмы — Acquis, ER Mapper и IONIC. Тактический и стратегический смысл покупок широко обсуждается мировой ГИС-общественностью. В частности, выражаются мнения о смене парадигмы компании и ее рыночной ориентации.
Acquis и Бюро переписи США
Первая из приобретенных фирм — Acquis Technology — является разработчиком инструментов редактирования данных, хранящихся в Oracle Spatial, в частности ПО Acquis Data Editor Remote, основанного на технологии J2EE. В настоящее время Acquis занята в крупном американском проекте, реализуемом Бюро переписи США и призванном модернизировать национальную систему MAF/TIGER, в которой содержится демографическая, экономическая и социальная информация о жителях США. Модернизация включает в себя смену платформы (теперь это будет ПО Oracle 10g Spatial), а также добавление функционала, позволяющего сотрудникам и представителям бюро, работающим в полевых условиях, в дистанционном режиме обновлять сведения в базе данных. Как ожидается, эти инструменты будут использоваться в ходе всеамериканской переписи населения, намеченной на 2010 г.
Австралийский гамбит
Второй покупкой Leica стала австралийская фирма ER Mapper, разработчик ПО Image Web Server (IWS), предназначенного для хранения данных дистанционного зондирования (ДДЗ) и предоставления доступа к ним в рамках корпоративных решений, а также технологии ECW — популярного инструмента сжатия растровых изображений на основе wavelet-технологии. Последняя позволяет сжимать изображения во много раз практически без геометрических искажений и широко используется в области наук о Земле, где часто приходится иметь дело с аэрофотоснимками и картами огромных размеров. Особенно важной эта технология представляется при доставке снимков через Интернет, так как снижает объемы трафика.
Эксперты сходятся во мнении, что в течение ближайших шести месяцев Leica и дальше будет приобретать небольшие и узкоспециализированные компании — разработчиков технологий, имеющих отношение к построению пространственных КИС.
Кроме технологий и продуктов ER Mapper обладает большим опытом и налаженными связями в таких отраслях, как поиск и разработка полезных ископаемых, нефте- и газоразведка и добыча, а также теле- и инженерные коммуникации. Помимо этого ER Mapper по всему миру имеет заказчиков, причем особенно много их в Юго-Восточной Азии и Австралии. Таким образом, Leica путем покупки усилит свое влияние в этих отраслях и упрочит присутствие в данных регионах.
Эксперт по стандартам
И наконец, Leica купила также бельгийскую фирму IONIC Software вместе с ее американским отделением IONIC Enterprise. Фирма является активным участником OGC (Open Geospatial Consortium) и популяризатором идей этой организации. Продукты IONIC, в частности ПО RedSpider, базируются на стандартах OGC и ISO. Пакет RedSpider, созданный на платформе JAVA/J2EE, включает в себя средство публикации данных в Интернете RedSpider Web, инструмент управления метаданными RedSpider Catalog, ПО для создания корпоративных ГИС RedSpider Enterprise, продукт для распространения изображений в Интернете RedSpider Image Archive, а также решение RedSpider Lobos — средство формирования систем, предоставляющих LBS-услуги. В целом пакет RedSpider является “живым воплощением” стандартов, разрабатываемых OGC и ISO. Очевидно, покупка IONIC позволит решить вопрос совместимости различного ПО, для чего планируется активно использовать принцип открытых систем.
Вперед, к новым рынкам
Эксперты сходятся во мнении, что главная цель покупок Leica — закрепиться на рынке корпоративных решений. В частности, в одной из радиопередач, транслируемых в формате Internet Radio, прозвучал интересный комментарий, суть которого сводилась к тому, что из цепочки операций “capture, reference, measure, analyze, present”, описывающей технологию работы с ДДЗ, все три приобретения Leica попадают в последние две группы. Это свидетельствует о стремлении предприятия создать полноценное распределенное корпоративное приложение, собрав для этого все необходимые технологии. Также активно муссируется мысль о том, что покупки символизируют собой переход от отмирающей технологии “desktop image analysis” к современной “online image analysis”, представителями которой являются ресурсы Google Maps и Microsoft Earth.
Вообще Leica давно тяготеет к тенденции “покупать и ассимилировать”. В частности, в 2001 г. эта компания приобрела за 30 млн. долл. фирму ERDAS, разработчика решений для обработки ДДЗ и стратегического партнера ГИС-компании ESRI, а также фирму LH Systems, производителя камер для выполнения аэрофотоснимков и фотограмметрического ПО. Тогда было сказано, что приобретения призваны “обеспечить возможность одновременно получать и комбинировать данные геодезических изысканий и дистанционного зондирования”. Помимо этого был сделан ряд более мелких покупок. К слову, и сама Leica в прошлом году была куплена шведской фирмой Hexagon, но, по всеобщему мнению, это не внесло в деятельность компании никаких изменений, кроме корректировки логотипа на её сайте.