Из сообщения, распространенного Acer 27 августа, стало известно, что эта крупнейшая тайваньская компания приобретает американскую фирму Gateway, являющуюся на текущий момент четвертым по величине производителем ПК в США. А буквально на следующий день появилась информация о том, что Acer также намерена приобрести французского производителя ПК Packard Bell — для усиления своих позиций в Европе.

Рыночные маневры

Слияние Acer и Gateway уже одобрено руководством обеих компаний, и сделка, сумма которой оценивается в 170 млн. долл., должна завершиться к концу этого года. Ожидаемый оборот объединенной фирмы предположительно составит 15 млрд. долл. в год, а ежегодное количество выпускаемых компьютеров превысит 20 млн..

После первых сообщений о сделке с Gateway дальнейшее развитие событий для многих было вполне ожидаемым. У поглощенной компании существует право преимущественного выкупа полного пакета акций компании PB Holding Company, чьим дочерним предприятием сейчас является Packard Bell, поэтому планы второго поглощения неожиданностью не стали. К тому же ранее интерес к Packard Bell проявляла китайская компания Lenovo, так что покупка европейской компании для Acer — это очень важный элемент конкурентной борьбы за компьютерный рынок Европы.

В результате слияний Acer, занимающая сейчас четвертое место в мире по поставкам ПК после HP, Dell и Lenovo, планирует существенно укрепить свои позиции как на локальных, так и на мировом рынках и вплотную приблизиться к своей стратегической цели — стать поставщиком компьютерной техники номер три в мире.

Прогнозы

После того как вышеупомянутые новости стали достоянием общественности, многие мировые СМИ, пишущие на ИТ-темы, поспешили спрогнозировать величину совокупной рыночной доли слившихся компаний на основе простого сложении их отдельных долей. Получилось, что на американском рынке Acer должно достаться 10,8%.

С вопросом о правомерности подобных расчетов мы обратились в аналитическую компанию IT Research, где нам объяснили, что при слиянии крупных компаний “1+1≠2”. То есть реальная суммарная доля рынка оказывается несколько меньше, примером чему может служить объединение HP и Compaq. Как пояснил директор IT Research Юрий Бонкарев, это происходит по вполне объективным причинам. Во-первых, в момент объединения товарных линеек зачастую не удается сразу закрыть все потребительские ниши и какие-то позиции достаются конкурентам. А во-вторых, слияния не всегда позитивно отражаются на партнерских и дилерских отношениях поглощаемой компании (отдельные партнеры, имевшие ранее особый статус, в новых условиях вполне могут его лишиться и вынуждены будут взаимоотношения пересматривать).

Тем не менее в целом поглощение крупного игрока, да еще конкурента (конечно правильно спланированное и выполненное), по мнению г-на Бонкарева, приносит пользу. Компания выходит на новые рынки и, возможно, на новые классы клиентов. Кроме того, устранение конкурента позволяет с меньшим потерями продвигать свою продукцию — без противодействия с его стороны.

О том, как сделки Acer скажутся на российском компьютерном рынке, говорить пока рано. Как выяснилось, некоторые дистрибьюторы еще даже не в курсе этих новостей.

Разумеется, больше вопросов должно возникать относительно судьбы Gateway (Packard Bell у нас практически не представлена). Однако, по словам руководителя подразделения маркетинга и рекламы компании “Интерком XXI”, являющегося авторизованным реселлером корпорации Gateway, Надежды Юдиной, по имеющимся у нее данным, сохраняется не только торговая марка Gateway, но и вся продуктовая линейка этого производителя. Также сохраняются и каналы ее распространения, причем не только в России, но и в других странах. Таким образом, несмотря на отсутствие определенности, на российском рынке существенных изменений произойти не должно.