Автозаправочные станции (АЗС) — одни из самых сложных объектов для подключения к единой корпоративной сети компаний. Размещенным в местах, удалённых от центральной инфраструктуры связи, АЗС, тем не менее, необходимо поддерживать постоянную связь с головным офисом, а также обеспечивать непрерывность внутренних процессов: таких, например, как обновление ПО и мониторинг состояния топливных резервуаров. Традиционные наземные проводные каналы связи «заканчиваются» за пределами больших городов, а передача данных по протоколу GPRS, о котором всё чаще говорят как о «телекоммуникационной панацее», пока не может предоставить всех необходимых современных функций в полном объёме. Перед специалистами компании «Сибур-Петрокон» стояла задача объединения сети своих АЗС и распределительного газозаправочного комплекса в Московской области с единой корпоративной сетью компании. Рассмотрев возможные варианты, специалисты «Сибур-Петрокон» выбрали для построения телекоммуникационной сети спутниковую связь на основе технологии VSAT. Реализацией проекта занялась компания «Айпинэт», провайдер спутниковой связи VSAT и системный интегратор ведущей американской спутниковой компании Hughes Network Systems в России. Основой для создания сети связи были выбраны спутниковые VSAT-терминалы HughesNet.
Глобальный запрос
Спутниковые каналы связи должны были послужить глобальной информационно-транспортной магистралью для удалённых АЗС. Одной из основных потребностей автозаправочных станций являлась постоянная синхронизация баз данных и программного обеспечения. С подведением единого канала связи это было реализовано на постоянной основе.
Также на удалённых АЗС необходимо было наладить качественную бесперебойную телефонную связь. Для этого была задействована спутниковая IP-телефония. Использование IP-телефонии позволяет компании «Сибур-Петрокон» значительно снизить затраты на телефонные переговоры. К примеру, стоимость 1 мин. телефонной связи внутри корпоративной сети по всей России составляет порядка 2,90 руб. То есть звонок из представительства в Москве в региональный филиал, переданный по IP-сети, будет стоить в три раза меньше, чем такое же соединение посредством проводной или мобильной связи.
В процессе работы над сетью передачи данных была внедрена функция мультикастинга. Характеристики спутниковой системы HughesNet позволяют осуществлять экономичную доставку пакетов информации и обновлений во все подразделения и филиалы компании с помощью опции глобальной рассылки,. Так, к примеру, пакет информации размером 1 Мб при рассылке 10 филиалам по спутниковой связи занимает всего 1 Мб трафика, а у провайдеров кабельных сетей аналогичная процедура “съест” 10 Мб. Иными словами, оплачивается только один пакет трафика, скольким бы адресатам он ни был направлен.
Также присоединение АЗС к единой корпоративной сети дало возможность вести мониторинг наличия горюче-смазочных материалов в резервуарах и тем самым оптимально планировать их распределение в логистических процессах компании «Сибур-Петрокон».
Одним из основных требований компании «Сибур-Петрокон» к сети связи стало наличие высокоскоростных каналов передачи данных, поскольку на удалённых АЗС планировалось подключение POS-терминалов для оплаты услуг посредством пластиковых банковских карт. Спутниковые терминалы HughesNet обеспечивают широкополосный канал доступа, поддерживая тем самым связь платёжных терминалов с процессинговым центром банка в режиме on-line. Подтверждение транзакции в таком канале занимает не более 2,2 с, при этом значительно уменьшается время обслуживания клиента.
— В современных условиях широкого распространения пластиковых карт у водителей автотранспорта (учитываются как персональные платежные карты, так и специальные «топливные», используемые корпоративными клиентами) количество так называемых «безналичных» клиентов может составлять 50% и больше от общего числа клиентуры АЗС, — рассказывает исполнительный директор компании «Айпинэт» Станислав Канапин. — Если через современную АЗС, оснащенную тремя – четырьмя двусторонними топливораздаточными колонками, продаётся около 15 тыс. литров топлива в сутки, то число обслуживаемых автомашин составляет до 1200. Таким образом, при большом количестве клиентов высококачественная связь позволяет увеличить пропускную способность на 10—15%, а экономический эффект от внедрения спутниковых станций передачи данных может поднять оборот одной АЗС на 20%.
Типология решения
В отличие от наземных каналов связи и радиоканалов, которые до сих пор развиты по всей территории России весьма неравномерно, для спутниковой связи не существует “белых пятен” на карте. Спутниковое оборудование предоставляет весь спектр современных мультисервисных услуг в любой точке и сводит на нет проблему “последней мили”. По словам исполнительного директора компании «Айпинэт» Станислава Канапина, построенная сеть базируется на использовании российского спутника «Ямал 201» компании «Газком», центральной управляющей станции (ЦУС) ЗАО «Айпинэт» в Москве и периферийного оборудования HughesNet компании Hughes Network Systems. Сотрудники спутникового оператора берут на себя весь цикл работ по настройке оборудования и его обслуживанию.
Благодаря своим малым размерам VSAT-терминалы могут быть размещены внутри помещения, а компактные спутниковые антенны легко монтируются на крыше здания (стоимость — порядка 100 тыс. руб. за один комплект оборудования для каждой АЗС). Установка оборудования на месте занимает от 4 до 6 ч.
Решение для сети АЗС имеет топологию типа «звезда». Входящий и исходящий трафик для всех удалённых станций «Сибур-Петрокон» идёт по спутниковым каналам связи через ЦУС оператора «Айпинэт». А от ЦУС организован VPN-туннель через интернет до информационного центра компании «Сибур-Петрокон». Таким образом, осуществляется оперативный защищённый доступ всех удаленных пользователей к информационным ресурсам сетей центрального офиса и вспомогательных компаний.
Наличие защищённого VPN-туннеля для передачи данных называлось одним из важнейших условий при создании корпоративной сети. Ранее АЗС функционировали в отдельных IP-сетях, что усложняло настройку и администрирование защищённого VPN-туннеля как со стороны компании – заказчика, так и со стороны спутникового оператора. Для создания единой IP-сети на ЦУС «Айпинэт» был установлен высокопроизводительный маршрутизатор Cisco PIX. Это позволило упростить дальнейшую интеграцию с банковской системой в целях подключения POS-терминалов на АЗС компании «Сибур-Петрокон». Данные, передаваемые ЦУС спутникового оператора в сторону клиентского терминала, защищены алгоритмом шифрования с ключом в 384 бит, а в обратном направлении — по технологии FDMA/TDMA, суть которой состоит в разделении спутникового канала передачи данных по частотам и времени. Весь процесс приема/передачи данных по спутниковому каналу синхронизируется со стороны ЦУС. На всех серверах спутникового оператора используется ALTALANA — закрытый протокол TCP/IP, разработанный для полного контроля серверных сетевых интерфейсов и защиты серверов от несанкционированного доступа.
Спутниковые терминалы HughesNet HN7700, установленные на АЗС «Сибур-Петрокон», поддерживают стандарт DVB-S и способны работать со скоростью приёма данных до 48 Мбит/c и передачи данных до 1,6 Мбит/c. Телефонию удалённых автозаправочных станций обеспечивают голосовые модули HughesNet HN6040. Они поддерживают подключение до четырёх телефонных аппаратов, а также функцию приёма/передачи факсимильных сообщений.
Не секрет, что в спутниковой связи нерешенной проблемой до сих пор остается понижение скорости передачи данных и качества голосовой связи в облачность и дождь. Но они возникают только при серьёзном ухудшении погоды и, как правило, длятся не более 2 ч.
Не последнюю роль при выборе VSAT-систем играет гибкость данных решений. Так, в случае необходимости компания «Сибур-Петрокон» может установить в своих удалённых филиалах таксофоны для оказания услуг связи. Это может быть очень выгодно, ведь покрытие всей территории России сотовой связью до сих пор неоднородно, а наличие таксофонов на АЗС в малонаселённых участках может приносить дополнительную прибыль. Также в Европе становится востребованным размещение телеэкранов для трансляции рекламных роликов. Это служит ещё одним источником дохода в виде платежей от рекламодателей. Как рекламные табло используются на АЗС, можно наблюдать, в частности, на примере сервисных станций компании Shell. К слову, скоростные каналы передачи данных могут служить и для передачи видеоинформации, необходимой в охранной деятельности: для мониторинга касс, заправочных узлов и т. д.