Финансовый и управленческий учет, бюджетирование, управление активами и финансовыми рисками являются сегодня неотъемлемой частью деятельности любой компании. Но решение этих задач зачастую осложняется наличием множества филиалов и подразделений, использующих разные автоматизированные системы, что потенциально может тормозить развитие бизнеса. Одним из способов преодоления этой проблемы может стать создание корпоративного информационного хранилища, которое способно обеспечить эффективное управление многочисленными структурами в условиях постоянного роста объемов данных.
Примером такого подхода стал проект построения хранилища данных в банке ВТБ, осуществляемый в рамках меморандума о стратегическом сотрудничестве между банком и компанией Oracle. В соответствии с этим меморандумом ВТБ выбирает технологии Oracle для реализации своей ИТ-политики и проектов, а корпорация содействует наращиванию технологического потенциала и достижению стратегических целей группы ВТБ, а также оказывает консалтинговую поддержку в практическом воплощении её инициатив.
Создание хранилища данных, по словам Дмитрия Назипова, старшего вице-президента ВТБ и руководителя департамента информационных технологий, является центральным компонентом ИТ-стратегии банка. “ИТ в банке решают две основные задачи — поддержку существующих процессов и развитие бизнеса путем внедрения новых деловых приложений. Корпоративное информационное хранилище я бы выделил в отдельную группу проектов, важнейших для ИТ-архитектуры банка, так как оно предоставляет единый инструмент сбора и анализа информации, а также формирования регламентной отчетности”, — подчеркнул он.
История проекта началась около полутора лет назад, когда правление банка приняло концепцию развития ИТ, в которой была признана необходимость разработки инструмента сбора информации, что позволило бы заложить надежную основу для формирования отчетности и создания аналитических приложений. Тогда же была сформирована рабочая группа, в которую входили представители разных подразделений банка. К началу реализации проекта в её составе осталось лишь около десяти человек, что тем не менее не помешало решить столь масштабную задачу.
Создание хранилища началось с пилотного проекта, в котором принимали участие два вендора, -- по словам представителей ВТБ, таким образом снижались финансовые риски. При этом главным требованием к участникам со стороны банка являлось то, что они должны были выходить на конкурс обязательно вместе с российским интегратором. Пилотный проект продолжался около полугода, и за это время был выполнен ряд работ, позволивший определить победителя. Им стал тандем Oracle с компанией-интегратором РДТЕХ, а в качестве основы будущего хранилища была выбрана интегрированная система Oracle Financial Services Applications (OFSA) — один из компонентов набора решений Oracle для поддержки принятия управленческих решений в финансовых и страховых организациях. Этот интегрированный комплекс охватывает практически все основные аспекты управленческой деятельности в банковском бизнесе, включая анализ прибыльности с точным расчетом себестоимости и управлением затратами, риск-менеджмент с управлением активами, бюджетирование и планирование.
Более того, OFSA, как считают в ВТБ, полностью отвечает требованиям российских банков. Так, локализованный для России комплекс включает модули “Отчетность ЦБ” и “Отчетность МСФО”, разработанные компанией РДТЕХ и являющиеся связующим звеном между ИС кредитной организации (автоматизированная банковская система, система ведения ценных бумаг, система ведения розничных операций, клиентская база и т. д.) и программным комплексом Московского главного территориального управления (МГТУ) Банка России “KLIKO”.
Корпоративное хранилище ВТБ создается на основе полной функциональности комплекса OFSA. В рамках же пилотного проекта в течение четырех месяцев (с ноября 2006-го по февраль 2007-го) в центральном офисе была развернута система на основе четырех компонентов комплекса, в частности модулей Oracle Financial Data Manager, Oracle Profitability Manager, “Отчетность ЦБ” и “Трансформация МСФО”.
К настоящему времени пилотный проект, а также первый этап построения системы сбора данных завершены. В банке настроено стандартное решение, которое обеспечивает доставку всей первичной информации из филиалов и дочерних структур. Главное, как считают в ВТБ, что при этом был пересмотрен подход к формированию поступающей информации. Реализованы также подсистема ФСА (трансфертный модуль, торговая переоценка), подсистема управленческой отчетности (корпоративный блок) на базе Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition, подсистема обязательной отчетности (формы 101, 102, 302, 501, 603) для Банка России и система поддержки казначейства (ликвидность, процентный риск, прогнозирование капитала).
Как отметил начальник Управления разработки информационных систем в Департаменте информационных технологий ВТБ Александр Маслов, большинство реализованных подсистем уже получили высокую оценку функциональных подразделений банка, в частности финансового департамента, казначейства, центральной бухгалтерии, ряда аналитических подразделений бизнес-блока, которые выступали в роли заказчиков. Поэтому сегодня принято решение о переводе этих подсистем в опытно-промышленную эксплуатацию.
Говоря об особенностях проекта, Дмитрий Назипов отметил, что реализовывать российскую отчетность в западной финансовой системе — дело чрезвычайно сложное. И здесь есть две главные проблемы. Во-первых, имеются существенные различия между западной моделью отчетности и той, что принята у нас в стране. Во-вторых, жесткость и отсутствие гибкости у российских заказчиков, которые, не желая перестраивать свою работу, начинают переписывать и дополнять западные решения.
Сегодня проект вступает в активную фазу. В течение ближайших двух лет планируется построение единого информационного пространства ВТБ и реализация основной функциональности OFSA с учетом филиальной сети банка. Вместе с этим будут проводиться работы, направленные на создание системы консолидированной отчетности группы ВТБ на основе бизнес-приложений Oracle. Как ожидается, основные результаты будут получены в 2008 г.
При этом большое внимание, по словам Дмитрия Назипова, нужно уделять вопросу технологической основы. “Для нас создание корпоративного хранилища является не просто проектом, ведь он затрагивает всю нашу ИТ-инфраструктуру”, — пояснил он. Поэтому необходимо подтягивать её до уровня внедряемых современных систем, а не пытаться сохранить устаревшее состояние.
Ожидается, что корпоративное информационное хранилище ВТБ на начальной стадии будет содержать несколько терабайтов данных, получаемых более чем из 20 информационных систем головной организации и 58 филиалов банка. Таким образом, по мнению специалистов ВТБ, данное решение станет крупнейшим для банков на всей территории России.