Как предсказывали многие аналитики, минувший 2005 год для крупнейшего производителя микропроцессоров корпорации Intel прошел в условиях обострения рыночной конкуренции и в целом сложился непросто, что отразилось и на ее финансовых показателях. Год нынешний обещает много перемен, но первый квартал не принес заметных изменений в ситуации, так что недавно компания скорректировала свой годовой финансовый прогноз в сторону уменьшения. Прошедший в конце апреля в Москве очередной Форум Intel для разработчиков позволил получить комментарии из первых рук. О том, как в корпорации видят текущую и будущую ситуацию на рынке, с вице-президентом подразделения Sales and Marketing Group и генеральным менеджером по операциям в регионе ЕМЕА Кристианом Моралесом беседовал первый заместитель главного редактора PC Week/RE Игорь Лапинский.

Кристиан Моралес

PC Week: Хотя Intel по-прежнему остается лидером рынка микропроцессоров, последние кварталы (в том числе и первый квартал 2006-го) не оправдали ее финансовых ожиданий. Какие факторы сыграли в этом свою роль?

Кристиан Моралес: Прежде всего хочу напомнить, что на протяжении трех предыдущих лет наша компания демонстрировала очень быстрый рост, выражавшийся двузначными цифрами. Но прошлый год действительно не во всех сегментах сложился для нас удачно. В течение нескольких месяцев мы испытывали недостаток в производственных мощностях, в результате чего потеряли некоторую долю в сегменте недорогих решений. К концу же 2005-го мы столкнулись с проблемой избытка продукции в связи с замедлением темпов развития рынка (вместо ожидавшихся 14—15% они оказались на уровне 10%). В результате средняя продажная цена наших изделий тоже снизилась, что не могло не отразиться на обороте в целом. Когда же мы говорим о первом квартале нынешнего года, нужно еще иметь в виду, что он на неделю короче, чем год назад.

PC Week: В первом квартале при относительно небольшом снижении оборота Intel существенно потеряла в чистой прибыли. По сравнению с результатами годичной давности она снизилась на 38%, или на 830 млн. долл. Чем это объясняется?

К. М.: Между оборотом и прибылью есть существенная разница. За прошлый год штат Intel вырос на 15 тыс. человек и на 1 млрд. долл. были увеличены вложения в исследования и разработки, а также в капстроительство. Таким образом, заметно увеличились наши расходы, что наряду со снижением средней продажной цены продукции и привело к заметному уменьшению чистой прибыли в первом квартале.

PC Week: В течение прошлого года ваш основной конкурент на рынке микропроцессоров, равно как и многие эксперты констатировали технологическое отставание Intel в отдельных сегментах. Как вы оцениваете ситуацию на данный момент?

К. М.: Надо понимать, что невозможно постоянно сохранять лидерство во всех направлениях. В прошлом году, я могу согласиться, мы несколько уступали нашему конкуренту в технологическом плане главным образом в десктопном сегменте, но сохранили свои позиции в мобильных решениях и на рынке высокопроизводительных вычислений. В 2006-м мы уже выпустили процессор Core Duo, который теперь представляет собой лучшее решение для мобильных ПК и обеспечит нам значительный рост продаж в этом сегменте. Для десктопного и серверного сегментов у нас разработаны двухъядерные Conroe и Woodcrest, существенно превосходящие по производительности и энергосбережению нынешние продукты; вскоре они пополнят нашу продуктовую линейку, причем это произойдет как раз в тот период времени, который всегда оказывается наиболее благоприятным с точки зрения сезонных колебаний продаж. К тому же уже сейчас большая часть наших микропроцессоров выпускается по 65-нм технологии. Так что теперь корпорация имеет очень хороший технологический облик.

PC Week: Но, как правило, основной оборот делается не на флагманских моделях. Будет ли Intel представлена в сегменте low-end?

K. M.: Теперь в нашем распоряжении достаточно производственных мощностей, так что мы будем более конкуретоспособны и в сегменте недорогих процессоров. Что же касается наращивания оборота, то хочу отметить, что у нас появился очень важный десктопный бренд — Viiv. В этом году мы продадим Viiv-систем больше, чем в 2003-м было реализовано платформ Centrino (а тогда продажи систем на основе этой платформы составили несколько миллионов). Только что мы анонсировали и новую бизнес-платформу vPro, имеющую множество привлекательных для конечного пользователя усовершенствований.

PC Week: Сегодня достаточно современная система на процессоре AMD, как правило, обходится заказчику дешевле аналогичного по конфигурации ПК на процессоре Intel, и при этом продавец может заработать на ней больше. Получается, что выигрывают обе стороны. Что в этой ситуации может предложить Intel?

K. M.: Если мы говорим о персональных системах, то заказчик выигрывает от того, что преображает с их помощью образ своей жизни или получает новые возможности для бизнеса. В 2003 г. платформа Centrino сформировала совершенно новый сегмент рынка и стала одним из важнейших двигателей индустрии в последующие годы. Похоже, что Viiv-технология сыграет ту же роль в домашнем сегменте, объединив вместе три компонента — ПК, бытовую электронику и контент. Причем обладатели таких систем смогут воспользоваться услугами любого контент-провайдера, сертифицированного на совместимость с платформой Viiv. В бизнес-платформе vPro мы также реализуем очень важные вещи, необходимые для ИТ-специалистов: усиленные средства безопасности, технологию дистанционного администрирования, диагностирования и восстановления систем после сбоев AMT и виртуализацию ресурсов. Эти функции откроют новые возможности и для пользователя, и для индустрии в целом. В этом выражается наш платформенный подход, направленный на создание новых категорий продуктов, а не отдельных компонентов.

PC Week: Формируя основу для новых категорий продуктов, Viiv, vPro и другие платформы Intel одновременно сужают поле для маневра независимым производителям компьютерных систем, которым становится все сложнее чем-то выделить свои продукты среди представленных на рынке. Как в Intel относятся к этой проблеме?

K. M.: В рамках одной платформы могут быть разные конфигурации и наборы программных приложений, но главное, что отличает одного производителя от другого, — это бренд. А он в свою очередь определяется качеством сервиса, уровнем послепродажной поддержки заказчика и т. д. Вспомните, двадцать лет назад в мире насчитывалось всего пятнадцать-двадцать производителей компьютеров. А сегодня их порядка двухсот тысяч. Это прямой результат стандартизации компонентов компьютеров, упростившей их сборку и открывшей возможности для множества новых компаний в данном бизнесе. Стандартизация влечет за собой и значительную экономию средств. В начале 80-х в год выпускалось 15—20 тыс. компьютеров, и мало кто был в состоянии их приобрести. Через восемнадцать лет рынок достиг уровня в 100 млн. ПК, а еще семь лет спустя (в 2005-м) — 200 млн. штук. Через три-четыре года эта цифра составит уже 300 млн. компьютеров. Все это стало возможным в результате стандартизации аппаратных и софтверных решений. Сейчас мы наблюдаем конвергенцию компьютерных и телекоммуникационных технологий, а также обогащение ПК функциями бытовой техники и средствами загрузки контента из Сети. Платформенный подход — это разумный путь для ускорения интеграции новейших технологий, и потому он несет много позитивного для тех, кто способен быстро адаптироваться к переменам и извлекать из них пользу.

PC Week: Массовый потребитель и особенно корпоративные структуры обычно не торопятся с приобретением новейших компьютерных систем и технологий, предпочитая дать время на их обкатку. А каков прогноз Intel в отношении сроков реального распространения ее новых решений на базе микроархитектуры Intel Core?

K. M.: К концу нынешнего года двухъядерные процессоры в мобильном, десктопном и серверном сегментах составят от 70 до 80% наших продаж. И мы думаем, что уже к сентябрю мы будем продавать их больше, чем одноядерных, в том числе и в России. Примечательно, что такое high-end–решение, как Itanium, у вас было принято очень хорошо. С точки зрения инвестиций в системы на базе Itanium Россия — одна из наиболее передовых стран мира. Могу сказать, что очень быстро местный рынок воспринял и технологию Centrino. И я думаю, что решения на базе процессоров Conroe и Woodcrest здесь окажутся очень востребованными. Российские сборщики компьютерных систем знают, как использовать эти технологии. Многие решения для серверов и для платформы vPro были созданы в России нашими местными командами разработчиков. Так что есть все основания полагать, что в этой стране наши новые технологии будут приняты даже быстрее, чем на развитых рынках.

PC Week: В зарубежной прессе уже прошло сообщение о том, что в связи с корректировкой прогноза финансовых результатов на текущий год Intel намерена сократить свои расходы, в частности, на административные нужды и исследования. В России Intel имеет значительный штат разработчиков. Затронет ли это сокращение расходов российскую команду?

K. M.: Мы будем развивать все ключевые направления и продолжим инвестиции в вашу страну, в частности в подготовку учителей, в расширение сотрудничества с ведущими вузами России и СНГ. Наша российская команда инженеров активно задействована в разработке платформ, начиная с Viiv и заканчивая коммуникационными решениями, т. е. она все больше и больше привлекается к реализации мировых проектов Intel. Так что инвестиции будут только расти, хотя, может быть, и не столь быстро, как могли бы.

PC Week: Сейчас, судя по всему, Intel переживает не самый лучший момент в своей истории, что отражается и на стоимости ее акций. Когда, с вашей точки зрения, они начнут прибавлять в цене?

K. M.: Мы объявили широкую программу обновления модельного ряда к концу года, и, думаю, тогда рынок увидит, что мы выполняем свои обещания. Это укрепит доверие к компании и уверенность в ее способности развиваться дальше. Мы действительно стремимся правильно делать правильные вещи и намерены выполнить свои обещания как можно скорее.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати