“Не секрет, что 99% изобретений — это та или иная комбинация хорошо известных и проверенных практикой решений”, — заявил исполнительный директор компании SAP AG www.sap.com Хенинг Кагерманн в своем выступлении на ежегодной конференции Sapphire, прошедшей в конце мая в Париже.
В парижском конгресс-центре Paris Expo на Sapphire’06 встретились более семи тысяч специалистов из 72 стран региона EMEA |
Не знаю, насколько это утверждение справедливо в целом, но по отношению к новым моделям ведения бизнеса оно, несомненно, верно. Однако сегодня мало просто изобрести подобную модель, нужна система управления, способная ее реализовать. Если на предприятии уже развернута такая система, то для воплощения инновационных замыслов ее придется долго адаптировать к новым бизнес-процессам, а в крайнем случае даже менять на другую. Впрочем, вскоре все должно измениться благодаря широкому использованию сервисно-ориентированной архитектуры (SOA). Начав двигаться к этой цели в 2003 г., сегодня SAP выходит на финишную прямую: в 2007 г. построение ESA (Enterprise Services Architecture — так в SAP называют свой вариант SOA) будет завершено.
Не следует забывать, что свои планы по реализации SOA есть и у главного конкурента SAP на рынке бизнес-приложений — корпорации Oracle (так называемый Project Fusion), и у известных поставщиков технологий middleware (IBM, Microsoft, BEA, Tibco). Предлагая интеграционную платформу NetWeaver, похожую по своей структуре на аналогичные продукты упомянутых конкурентов, SAP хотела бы привлечь внимание к тем особенностям своего подхода, которые выделяют его на общем фоне. И здесь г-н Кагерманн еще раз обратил внимание аудитории на неслучайность появления в названии архитектуры слова Enterprise, подчеркнув, что в SAP не ставят знака равенства между Web- и корпоративными сервисами. “Web-сервисы это лишь технологическая основа, — поясняет он. — Они решают проблемы межпрограммного взаимодействия на техническом, а не логическом уровне. Разумеется, замечательно, что я могу переслать заказ клиенту или поставщику в универсальном формате XML, но для того чтобы интегрировать эту процедуру в процесс управления заказами, следует четко описать координацию различных шагов, указать, как будут обрабатываться исключительные ситуации, и т. д. Иными словами, на 80% это задача организации взаимодействия не технологий, а субъектов бизнеса”.
Хенинг Кагерманн: “В 2007 году построение архитектуры Enterprise Services Architecture будет завершено” |
Более образную аналогию провел в своем выступлении президент SAP по продуктам и технологиям Шай Агасси: “Представьте себе, что менеджер фирмы Nike звонит своему поставщику в Китай. При этом его офисный телефон передает сигнал в наземную линию связи, та соединяется с сетью международного провайдера и т. д. вплоть до мобильного телефона абонента в Поднебесной. Во всех этих промежуточных системах используются разные протоколы, но поскольку они умеют “договариваться” между собой, связь между абонентами будет установлена. К сожалению, выясняется, что один из них говорит на английском языке, а другой на китайском”.
Корпоративные сервисы и должны стать таким средством “межсистемного общения” для задач, связанных с управлением бизнесом. Для выработки единого, понятного всем участникам бизнес-процессов языка корпоративных сервисов SAP формирует своеобразную экосистему из своих ISV-партнеров, системных интеграторов и заказчиков в рамках программы Industry Value Network. Впрочем, аналогия с языком настолько наглядна, что не может не вызвать определенных подозрений. Ведь хотя и говорится, что все существующие стандарты при определении корпоративных сервисов будут учтены, но фактически таким образом члены экосистемы SAP создают некий свой “язык”. Что, если он будет отличаться от “языка”, на котором общаются бизнес-приложения, к примеру, корпорации Oracle и ее партнерского сообщества? Не повторится ли ситуация, преодоленная на технологическом уровне с помощью Web-сервисов, теперь уже на уровне семантики бизнес-процессов?
Сравнивая стратегии движения главных игроков мирового рынка ERP компаний SAP и Oracle к одной цели — переводу своих бизнес-приложений на архитектуру SOA, мы обнаруживаем еще одно существенное различие. Если Oracle планирует выпустить свою новую сервисно-ориентированную ERP-систему Fusion Applications, включающую функции бизнес-приложений PeopleSoft и JD Edwards, в 2008 г., то SAP решила вести переход на ESA постепенно с тем, чтобы плавно завершить его в 2007-м. На Sapphire’06 объявлено о выпуске первой SOA-ориентированной редакции продукта mySAP ERP 2005, в которой реализовано 500 корпоративных сервисов SAP. Как пояснил Хенинг Кагерманн, далее процесс пойдет по эволюционному пути: никаких новых версий не ожидается, но каждый квартал продукт будет пополняться новыми сервисами. “Не нужно ждать, когда появится 2000 сервисов, — убеждал он участников форума. — У вас уже есть пятьсот, и этого вполне достаточно, чтобы стать более конкурентоспособными, чем те компании, которые будут ждать еще год или два”.
Призыв к скорейшему переходу на mySAP ERP 2005 звучал из разных уст еще не один раз. Вопрос этот для SAP, по-видимому, очень важен. Не секрет, что многие из 30 тыс. заказчиков SAP все еще используют продукт R/3, и хотя с помощью специальных адаптеров его можно будет подключить к ESA, в полной мере все преимущества этой архитектуры пользователям R/3 останутся недоступны. Если существенную часть таких консервативных клиентов не удастся убедить в целесообразности перехода на mySAP ERP 2005, под сомнением окажется вся гигантская работа по формированию сервисно-ориентированной архитектуры SAP. Конечно, новые заказчики всегда приобретают самые последние версии, но преимущество, обусловленное наличием у SAP огромной клиентской базы, будет тогда в какой-то степени нивелировано и ее SOA-состязание с Oracle начнется как бы с чистого листа.
Шай Агасси: “Мы ожидаем, что к 2009 году большая часть наших клиентов перейдет с R/3 на mySAP ERP” |
Шай Агасси сказал немало слов о простоте перехода с R/3 на mySAP ERP и даже привел примеры ряда компаний, которым удалось сделать это за 30--60 дней (самая известная из них Air France). Тем не менее когда его спросили, как быстро заказчики откликнутся на этот призыв, г-н Агасси предположил, что в течение 18 месяцев это сделают 6 тыс. предприятий, еще через 15 месяцев их число достигнет 15 тыс., а к 2009 г. доля компаний, использующих R/3, составит менее 10%. Масштаб задачи впечатляет, и пока совершенно не очевидно, достаточно ли уже приведенных аргументов в пользу ESA, чтобы убедить заказчиков в необходимости столь массовой миграции на новейшую версию системы. Видимо, поэтому в ход были пущены и аргументы другого рода.
На форуме особое внимание было уделено новым вариантам пользовательского интерфейса, все преимущества которых, как оказалось, будут доступны лишь обладателям сервисно-ориентированных версий продуктов SAP. Речь идет о совместном изделии SAP и Microsoft (проект Mendocino), получившем название Duet, – с его помощью менеджеры могут получать доступ к некоторым наиболее востребованным функциям и данным ERP-системы SAP через приложения Microsoft Office. Необходимость такого решения г-н Кагерманн мотивировал тем, что при этом делается шаг навстречу подавляющему большинству менеджеров, предпочитающих использовать в своей работе лишь один программный продукт (чаще всего это Office). Кроме того, к концу нынешнего года в рамках проекта Muse планируется выпустить версию нового клиента для приложений SAP, который, судя по тому, что было показано на демонстрации, заслуживает титула “богатый, но тонкий”. Он сочетает в себе возможности гибкого конфигурирования и персонализации, учета бизнес-контекста и ролевой принадлежности пользователя, работы в транзакционной среде, поддержки широкого спектра клиентских устройств и программно-аппаратных платформ. В разработке Muse широкое применение нашли технологии Macromedia Flex и Flash, а также Adobe Interactive Forms.
“Нас уже спрашивают, что же будет потом. Не начнем ли мы разрабатывать какую-то новую архитектуру? Нет, ничего подобного не произойдет”, — развеял сомнения слушателей Хенинг Кагерманн. Наступает время, когда нужно постараться в полной мере использовать весь потенциал новой архитектуры SAP. И здесь важна роль партнеров, создающих композитные и кросс-приложения (xApps). Возвращаясь к метафоре г-на Кагерманна об изобретении как совокупности известных решений, можно сказать, что на первый план выходит термин “композиция”, а процесс разработки все чаще будет сводиться к сборке приложений из готовых сервисов. Для того чтобы облегчить доступ заказчиков и поставщиков ПО к таким композитным приложениям, SAP начинает формирование партнерского сообщества xApps Hub.
Если для крупных заказчиков применение сервисного подхода означает возможность быстро строить из готовых блоков по сути уникальные бизнес-приложения, учитывающие все особенности их бизнес-процессов, то для малых и средних подобная уникальность вовсе не характерна. Им нужны недорогие, легко внедряемые предварительно сконфигурированные решения, в полной мере отражающие специфику той или иной узкой отрасли (по терминологии SAP -- микровертикали). Нет сомнений, что создавать такие решения на основе базового сервисно-ориентированного продукта mySAP ERP 2005 и широкого набора корпоративных сервисов будет существенно проще, чем раньше.
Напомним, что прежде созданием приложений такого рода, называемых еще mySAP All-in-One, занимались наиболее квалифицированные партнеры, которые получали право на их внедрение и сопровождение. По-видимому, это приводило к тому, что в одном микровертикальном сегменте иногда создавалось несколько похожих решений, каждое из которых было доступно лишь в том регионе, где работает выпустивший его партнер. Теперь делается решительный поворот к более систематизированному выпуску приложений для малого и среднего бизнеса. С этой целью формируется шесть региональных центров в Барселоне, Лондоне, Ньютон-Сквере (США), Праге, Сингапуре и Вальдорфе (Германия), где будет проводиться разработка, локализация и сертификация микровертикальных решений для СМБ (средний и малый бизнес). Уже к концу нынешнего года планируется выпустить 80 таких приложений, а со временем их число достигнет 650.
Создание подобных региональных центров позволит одним махом решить две актуальные задачи — расширить и портфель общедоступных решений mySAP All-in-One, и партнерскую сеть, способную разрабатывать и внедрять системы управления на предприятиях СМБ. Кроме того, центры возьмут на себя техническую поддержку и сопровождение, что в значительной степени снимет опасения заказчика относительно дальнейшей судьбы своей ИС в случае ухода разработчика той или иной конфигурации mySAP All-in-One с рынка.
Решение стратегической задачи по формированию архитектуры SOA вовсе не отменяет необходимость совершенствования функциональности системы SAP. Большой интерес у собравшихся вызвала демонстрация программно-аппаратного комплекса SAP Business Intelligence Accelerator, построенного на blade-серверах HP и IBM с 64-разрядными процессорами Xeon. Утверждается, что при формировании хранилища данных здесь ничего не нужно знать о структуре будущих запросов, а потому администратор БД не должен тратить время на определение предварительно вычисляемых агрегатов, помещаемых в хранилище. Тем не менее аналитические запросы обрабатываются таким комплексом стоимостью 300 тыс. евро в 2,5 раза быстрее, чем традиционной системой ценой в 3,5 млн. евро на основе многопроцессорного SMP-сервера и базы данных “от известного производителя СУБД, который считает себя также и игроком рынка ERP” (любопытно, что на Sapphire’06 подобные шпильки отпускались только по адресу Oracle). Поскольку до конца неизвестно, ни что с чем сравнивалось (а сопоставление, например, многомерных и реляционных технологий заведомо неправомерно), ни в каких тестах это наблюдение было сделано, обсуждать детали данной демонстрации смысла не имеет, но обратить на нее внимание стоит.
Итак, если не произойдет ничего непредвиденного (а до сих пор планы SAP выполнялись без особых задержек), через год компания вступит в сервисно-ориентированную эпоху. Принесет ли она заказчикам обещанные преимущества? Станет ли трамплином для завоевания очередных высот и укрепления лидерства SAP AG? А может быть, окажется тем “великим уравнителем”, который даст шанс новым игрокам? Посмотрим.