C 1 июля вступила в силу новая редакция закона “О рекламе”, в которой делаются первые для России попытки вывести спам за рамки правового поля. К этому событию компании “Лаборатория Касперского” и информационный канал Subscribe.ru приурочили подведение итогов исследования заказчиков спам-рекламы.
Вот его основные результаты.
1. В ходе телефонного опроса около 60% заказчиков спама активно отрицали использование ими спам-рекламы. Этот факт показателен и свидетельствует о том, что компании, решившиеся на рекламу через спам-рассылки, в большинстве своём совершенно чётко осведомлены о негативной общественной оценке этого явления.
2. Компании, прибегающие к спаму, как правило, малы. Это позволяет им считать, что такие понятия как репутация и положительный имидж — не для них.
3. 32,5% заказчиков спама заказывают рассылки “максимального охвата” — спам рассылается более чем на миллион адресов. При этом совершенно не учитывается целевая аудитория рекламируемых товаров и услуг. В целом же количество адресов в одной спам-рассылке колеблется в зависимости от того, кто предоставляет услуги по распространению спама, и где географически находится компания-заказчик. Наименьшее названное в ходе опроса число — 100 адресов, наибольшее — 3,7 млн.
4. Стоимость спамерских рассылок колеблется в пределах от 1000 до 45 000 руб. 50% опрошенных заказчиков спама заявили, что они платят от 3001 до 6000 рублей за одну рассылку. Именно в этом ценовом диапазоне находится стоимость большинства рассылок в Москве. В Санкт-Петербурге же стоимость большинства рассылок не превышает 3000 рублей. В других городах абсолютно все опрошенные заявили, что цена одной спам-рассылки превышает 15 тыс. рублей.
5. Практически никто из опрошенных клиентов спамеров не может адекватно оценить экономический эффект от проведения рассылок. Спам заказывается по принципу — “если это так дёшево, то почему бы и нет”.
6. Для некоторых фирм-респондентов формальный запрет спамерских рассылок явился причиной, по которой они прекратили заказывать спам. Это связано как с возможными юридическими рисками, так и с ущербом для репутации этих компаний.
7. Многие респонденты упомянули новый закон “О рекламе”, и в частности, то, что официальное признание незаконности спама как средства рекламы повлияет на их отказ от использования спамерских услуг. Насколько искренними были эти высказывания, покажет время.
Несколько слов о методике исследования. Первоначально на основе данных “Лаборатории Касперского” был составлен список из 500 компаний, рекламируемых с помощью массовых рассылок писем по электронной почте. Попутно выяснилось, что большая доля заказчиков спама приходится на компании, работающие в сфере туризма и отдыха (14%), предоставляющие услуги по ремонту и переездам (9,3%) и занимающиеся полиграфией (7%).
Затем был проведен телефонный опрос, где в роли интервьюера выступал якобы “сотрудник небольшой компании”, который тоже хотел заказать спамерскую рассылку и, прежде чем начать это дело, решил “посоветоваться с коллегами по рынку”. Все полученные данные были проанализированы и обобщены социологическим департаментом информационного канала Subscribe.Ru
Подробное изложение итогов вышеупомянутого исследования можно найти на Web-страничке “Портрет заказчика спамерских услуг в России”.