Если хотя бы бегло просмотреть публикации в прессе по тематике российского ERP-рынка (технологии, маркетинг) за несколько последних лет, то сразу будет видно, что почти все они посвящены ситуации в сегменте средних и крупных клиентов. Малый бизнес практически полностью выпал из поля зрения аналитиков по той простой причине, что эта сфера с начала нынешнего десятилетия отличается удивительной для рыночной экономики стабильностью — в том смысле, что в ней полностью доминируют технологии фирмы “1С”.

Однако такое спокойствие является обманчивым. Рынок малого бизнеса — это самый динамичный сегмент экономики, а прелесть ИТ заключается как раз в том, что они постоянно создают мощную основу для реализации новых технологий и бизнес-моделей.

И есть все основания полагать, что отличительной чертой нового делового года российского ИТ-рынка станет именно то, что интересные события и процессы будут происходить в сфере ERP-решений для небольших предприятий. С одним из потенциальных возмутителей спокойствия мы сейчас и познакомимся.

Рис. 1. Трехзвенная клиент-серверная архитектура “ВС:Предприятия”

Это компания “Высший сорт” (ВС), которая в настоящее время начинает активное продвижение своих продуктов “ВС:Бухгалтерия” и “ВС:Предприятие”, предназначенных для комплексной автоматизации финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий. Отметим, что эти решения совсем не новички: их текущие версии имеют номера 6.2, и они уже имеют свою историю.

Пятилетний подготовительный этап

Этот проект стартовал в 2001 г.: в группе компаний e-Style (созданной учредителями холдинга R-Style) была образована фирма “Высший сорт” и перед ней поставлена задача разработки и продвижения учетного ПО на массовый рынок российского малого бизнеса*. Однако публично эта цель была провозглашена лишь в 2003-м, когда на рынке появилась первая версия “ВС:Бухгалтерии”.

Я хорошо помню тот анонс трехлетней давности и первую ассоциацию, которая пришла тогда на ум: “Безумству храбрых поем мы песню…”. В тот момент казалось, что ВС запоздала с таким проектом лет на восемь — десять, и глядя на печальную судьбу некогда весьма популярных различных “бухгалтеров” (инфо-, турбо-), можно было легко прогнозировать его быстрое закрытие. Однако сейчас видно другое: за этой инициативой стояло глубокое понимание рыночных процессов, и момент для старта был выбран весьма удачно. К тому же инициаторы проекта отлично сознавали всю сложность задачи и были готовы к долгой борьбе за место под ERP-солнцем.

Вот какие благоприятные факторы были взяты в расчет:

  • малый бизнес (компании со штатом до 100 сотрудников) — это “бурлящий” сегмент рынка. В России работает несколько сотен тысяч таких фирм, из которых ежегодно “умирает” несколько десятков тысяч и примерно столько же появляется новых. Новичкам нужно вести учет, а в выборе программных средств они не обременены унаследованными решениями;
  • несмотря на всеобщую компьютеризацию, на самом деле в малом бизнесе довольно велик процент фирм, где учет ведется с помощью обычных электронных таблиц, без специального ПО;
  • методы ведения учета сегодня существенно отличаются от тех, что были приняты в эпоху становления рыночных отношений начала 90-х, когда закладывались архитектурные и методологические принципы нынешних приложений-ветеранов. А к современным требованиям скорее можно адаптироваться с “чистого листа”;
  • хотя фирма “1С” заверяет нас, что она не собирается покидать сегмент малых заказчиков, объективно ее движение в сторону средних и крупных клиентов ведет к ослаблению позиций на нижнем ценовом уровне. В частности, с “утяжелением” платформы неизбежно “утяжеляются” и прикладные решения, в том числе в функциональном и ценовом аспектах.

Но все это лишь создает объективные предпосылки для становления нового бизнеса. А чтобы их реализовать, нужно выбрать правильную технологическую основу и маркетинговую стратегию.

Известна истина: чтобы потеснить лидера, нельзя копировать его технологии и бизнес-модели работы на рынке. Нужно предлагать что-то принципиально новое, тем более что ИТ открывают тут самые разнообразные возможности.

В предметном плане разработчики из BC сделали акцент на классические принципы ведения бухгалтерского учета. Сейчас, наверное, не стоит втягиваться в обсуждение этого специального вопроса, но кратко его суть можно определить так: целью данного прикладного ПО является не автоматизация процесса как такового, а повышение эффективности работы конкретного пользователя — бухгалтера.

Второй важный момент — комплексность решения. “ВС:Бухгалтерия” с первых версий включала полный набор функциональных моделей, необходимых предприятиям малого бизнеса, — “Бухгалтерский учет”, “Склад”, “Торговля”, “Зарплата и Кадры”.

И, наконец, технологические вопросы. Решение изначально реализовано в трехзвенной клиент-серверной архитектуре (рис. 1) с использованием стандартных индустриальных технологий — ASP, VBscript, СУБД Microsoft (бесплатный MS Jet или SQL Server), интеграция с MS Office. Такой подход закладывает возможности масштабирования и функционального расширения продукта и упрощает решение проблем с подготовкой ИТ-кадров для доработки и сопровождения ПО.

Выпустив в 2003 г. свой первый продукт “ВС:Бухгалтерия” (правда, сразу с номером 2.0), компания “Высший сорт” в маркетинговой стратегии сделала акцент на завоевание известности, создание клиентской базы и формирование партнерской сети.

Конкретная реализация этой стратегии заключалась в бесплатном распространении однопользовательской версии (в рамках программы помощи малому бизнесу, спонсорами которой стал ряд известных российских компаний и изданий) с возможностью перехода на многопользовательский вариант продукта, приобретаемый через региональных дилеров. Одновременно компания работала над совершенствованием и развитием функционала продукта и отработкой схемы технической поддержки пользователей и механизма обновления версий.

Важным моментом в жизни ВС-продуктов стал 2005 год: в октябре был выпущен новый продукт “ВС:Предприятие” версии 5.3, который включал в себя весь функционал текущего варианта “ВС:Бухгалтерии” и был дополнен модулем CRM, являющимся инструментом для систематизации и анализа информации о клиентах. В том же году было начато сотрудничество с учебными заведениями страны с целью обучения студентов бухгалтерскому учету с помощью “ВС:Бухгалтерии”.

Сентябрь 2006-го: итоги и стартовые позиции

Итоги трехлетней работы “Высшего сорта” на рынке (по данным компании) выглядят следующим образом:

  • по различным каналам (Интернет, компакт-диски) распространено около четырех миллионов копий бесплатной однопользовательской “ВС:Бухгалтерии”;
  • компания имеет более 98 тыс. зарегистрированных пользователей из всех регионов России, которым бесплатно оказываются услуги технической поддержки и для которых выполняются регулярные обновления. Правда, можно предположить, что подавляющее число этих клиентов имеет дело с однопользовательской “ВС:Бухгалтерией”;
  • “ВС:Бухгалтерию” изучают студенты в 150 учебных заведениях страны (вузы, техникумы, учебные центры и пр.);
  • около 300 дилеров работают в 80 городах России; в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге имеются региональные представительства компании;
  • продукты “ВС:Бухгалтерия” и “ВС:Предприятие” ориентированы на малый бизнес (компании численностью до 25 человек);
  • “ВС:Бухгалтерия” 6.2 включает модуль “Бухгалтерский учет”, ее однопользовательская версия распространяется бесплатно;
  • “ВС:Предприятие” развивается в направлении ERP и включает все прикладные модули, в его последней версии 6.2 появился блок “Управленческий учет” (рис. 2);
  • программные продукты прошли лицензирование в Роспатенте, имеют свидетельства о регистрации.

Вот с таких позиций “Высший сорт” начинает новый этап продвижения на рынок — этап активизации продаж коммерческих версий. Одним из ключевых пунктов этой программы стало заключение договора с компанией New Media Generation (NMG; входит в холдинг e-Style), ставшей эксклюзивным дистрибьютором продуктов “Высшего сорта”. NMG уже более 10 лет занимается распространением мультимедийной продукции, и через нее продукты ВС должны попасть на полки магазинов крупных розничных сетей. Ожидается, что в течение ближайшего полугодия таким образом будет продано свыше 20 тыс. копий программ.

При этом продолжится бесплатное распространение однопользовательской “ВС:Бухгалтерии” — предполагается, что число копий, записанных на компакт-дисках или загруженных через Интернет, достигнет 1,5 млн. в нынешнем году и удвоится в следующем.

Конечно, все это пока только планы, но они представляются вполне реальными. Так или иначе, будет здорово, если новости рынка систем автоматизации малого бизнеса опять попадут в зону внимания аналитиков…

_______________________________________________________

* Амбиции проекта сразу были четко выражены в названии новой компании. Напомним, что по одной из легенд имя лидера данного рынка — это сокращенное выражение “первый сорт” (“1С”).

Версия для печати