Главной темой прошедшего в Москве 8 ноября бизнес-форума IBM, участниками которого стали около 1000 руководителей компаний и ИТ-подразделений, были вопросы реализации на практике концепции сервисно-ориентированной архитектуры (SOA). Эта проблематика была затронута и в ходе состоявшейся в рамках мероприятия пресс-конференции (см. PC Week/RE № 43/2006, с. 1), но все же основная работа мероприятия проходила в пяти параллельных секций, где обсуждались вопросы концепции и методологии, пути преодоления разрыва между бизнесом и ИТ, возможности применения открытых стандартов, вопросы безопасности, а также технологии виртуализации. При этом во многом общий тон и направленность презентаций и дискуссий на конференции задал пленарный доклад “Стратегия SOA: Основные сложности, с которыми может столкнуться CEO, и как ИТ могут заложить основу для инноваций”, с которым выступила вице-президент подразделения IBM SOA & Middleware Services Мари Век (Marie Wieck). В одном из перерывов на эту тему с ней побеседовал обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.
Мари Век |
PC Week: В своем докладе вы привели довольно много статистических данных о том, что заказчики уже используют или намерены использовать уже в недалеком будущем SOA в реализуемых у себя ИТ-проектах. Но насколько, на ваш взгляд, ИТ-общественность адекватно воспринимает само понятие SOA? Может быть, те 50 или 70% компаний (этот процент варьируется у разных исследователей), которые говорят о готовности применить у себя SOA, просто не хотят показаться отставшими от современной моды?
Мари Век: Да, четких определений SOA нет, разные компании трактуют это понятие по-своему. Например, некоторые из них сводят реализацию SOA исключительно к использованию Web-сервисов, что конечно же неправильно, так как заведомо сужает возможности данной концепции. В случае, например, с определением ERP, все было проще: можно было не заниматься формулировкой десятка ключевых признаков, а лишь указать на некий эталонный продукт и сказать — вот это и есть образец ERP-решения. С SOA такой подход не годится.
Кстати говоря, сегодня в подавляющем числе SOA-проектов решаются и задачи ERP и CRM, но их выполнение связано не с внедрением одного монолитного продукта, а с интеграцией уже существующих приложений, компонентов и сервисов, в том числе и внешних по отношению к данному заказчику.
Наверное, заказчики тоже не очень однозначно воспринимают данную концепцию. И тем не менее можно сказать, что представление о SOA становится все более консолидированным. Поэтому приводимые в исследованиях сведения достаточно хорошо демонстрируют основные векторы развития ИТ и применения новых подходов на практике.
Наверное, само определение SOA лучше относить не к какому-то конкретному продукту, а к проектам. Тут нет однозначного подхода — как реализовать SOA-проект. Все зависит от конкретного заказчика — его бизнеса, ИТ-инфраструктуры, его готовности к инновациям. У нас имеется типовая модель SOA-архитектуры, но она носит общий рекомендательный характер.
PC Week: Вы часто выступаете перед разными аудиториями. Как вам кажется, на какие аспекты SOA нужно обратить сегодня особое внимание, чтобы лучше донести до руководителей и специалистов суть этой архитектуры и преимущества ее реализации?
М. В.: Основную проблему использования ИТ в компаниях можно сформулировать примерно так. В настоящее время подавляющая часть ИТ-бюджета — от 70 до 90% — идет на поддержку нынешних систем, и лишь оставшаяся — на внедрение чего-то нового для развития бизнеса. Все хотят, чтобы все было наоборот. Наша задача заключается в том, чтобы показать заказчикам, что такое преобразование структуры затрат — это не “розовая” мечта, а вполне решаемая задача.
PC Week: В концепции SOA четко просматриваются две стороны: интересы основного бизнеса компаний и технические возможности ИТ. Даже понятие “сервис” трактуется часто по-разному — как некоторая деловая функция и как программный компонент. В то же время интересы бизнеса совсем не идентичны интересам ИТ-служб. Как можно достичь гармонии в этом вопросе?
М. В.: Конечно, лучшие результаты получаются, когда бизнес сам определяет, что ему надо и что он хочет получить в результате от ИТ-проекта. Но на практике почти всегда происходит по-другому: к руководителям компании приходят ИТ-специалисты и убеждают применить то или иное решение. Так что безусловно соединение интересов бизнесменов и технарей — это очень актуальная задача и как раз SOA-подход помогает решить ее.
У нас есть специальная методология Component Business Modeling, которая помогает менеджерам компании оценить возможность применения тех или иных ИТ-решений с точки зрения бизнеса. Эта же модель используется ИТ-специалистами для оценки соответствия ИТ-инфраструктуры потребностям предприятия, обнаружения узких мест и выхода с соответствующими предложениями к руководству.
PC Week: В какой степени российские заказчики готовы к реализации идей SOA?
М. В.: Это первое подобное мероприятие в России, и мне пока сложно сказать что-то конкретное, нужно почувствовать отклик. Но число собравшихся и заметный интерес аудитории очень обнадеживают. После форума у меня запланированы переговоры о сотрудничестве с тремя крупными клиентами. Но в целом могу сказать, что уровень восприятия SOA не очень сильно зависит от страны — гораздо больше от отраслевой принадлежности. Готовность к внедрению новых подходов определяется уровнем конкуренции в том или ином сегменте, требованиями к повышению эффективности бизнеса. Поэтому первыми идут на внедрение SOA телекоммуникационные компании, банки.
PC Week: Спасибо за беседу.