В конце минувшего года в Москве прошла вторая выставка “Дистанционные технологии в корпоративном обучении”, организованная в рамках проекта HRM компании Begin Group. В ней приняли участие свыше 600 ИТ-директоров, HR-специалистов, руководителей отделов персонала и корпоративного обучения и линейных руководителей, ответственных за обучение сотрудников. В ходе выставки её посетители могли получить информацию о новейших разработках в сфере дистанционного обучения, проконсультироваться с опытными специалистами по вопросам внедрения дистанционных образовательных технологий.
Дистанционное обучение прочно занимает свою нишу на рынке программ корпоративного образования, и это неслучайно. “Этот вид обучения имеет ряд определенных преимуществ, — отмечает специалист проекта HRM компании Begin Group Павел Феодоров. — Во-первых, человек может сам управлять своим графиком и учиться, когда ему удобно. Во-вторых, дистанционные технологии очень удобны для людей, которым часто приходится ездить в командировки. С помощью Интернета они могут продолжать свое обучение, находясь в любой точке планеты”.
Специально к выставке в ноябре 2006 г. было проведено исследование “Использование дистанционных технологий в корпоративном обучении”, в котором приняли участие 120 специалистов, отвечающих за обучение персонала в своих компаниях.
Треть опрошенных (32%) заявила, что в их компаниях уже используются дистанционные технологии обучения, еще 48% пока не внедрили дистанционные методы, но в ближайшее время собираются это сделать. И лишь 20% респондентов ответили, что в их компаниях дистанционное обучение не применяется и его использование в обозримом будущем не планируется.
Большинство компаний, использующих дистанционные технологии (71%), привлекает возможность охвата широкой аудитории. Большая часть компаний-респондентов имеют филиалы в регионах, поэтому использование дистанционных технологий является для них удобным средством обучения. Кроме того, немаловажный фактор — экономия времени сотрудников, это преимущество отметили 53% опрошенных. Сотрудники могут обучаться прямо на рабочем месте, оставаясь включенными в рабочий процесс. Дистанционные формы также дают возможность не привлекать специалистов по обучению, этот плюс отметили 38% респондентов. Не все компании могут позволить себе пользоваться дорогостоящими услугами внешних специалистов, и дистанционное обучение, обходящееся дешевле очного, оказывается в этом случае оптимальным вариантом. В компаниях, открывших собственные обучающие центры, дистанционные технологии позволяют экономить время штатных тренеров.
По данным исследования, услугами внешних провайдеров дистанционных технологий пользуются 33% опрошенных, 37% используют свои ресурсы и еще 30% прибегают как к услугам внешних компаний, так и к собственным возможностям. При этом среди тех, кто организует дистанционное обучение при помощи провайдеров, 29% работают с одним поставщиком услуг, 35% — с двумя и 36% — с тремя и более.
Чаще всего дистанционные технологии в обучении применяются в области продаж — эту позицию отметили 51% опрошенных. Также нередко используется обучение в сфере общего менеджмента (27%) и финансов (26%).
Выяснилось, что в опрошенных компаниях большинство сотрудников, использующих дистанционное обучение, — это менеджеры среднего звена (86%). Кроме того, таким образом обучаются специалисты (71%) и топ-менеджеры (64%).
В условиях дефицита времени большинство компаний (47%) выделяют на дистанционное обучение своих сотрудников от 4 до 9 часов в месяц. Некоторые компании (24%) уделяют этому аспекту большее внимание, и там дистанционное обучение занимает у персонала 10-19 часов в месяц.