О необходимости информатизации образования в нашей стране говорят уже более 20 лет. Правда, приходится признать, что до решения проблемы еще очень далеко. И дело здесь не столько в том, что не хватает ПК и других технических средств. Основная причина кроется, как правило, в отсутствии внятной концепции использования технической базы.
Коммерческий директор NAUMEN Вячеслав Кадников: “Подключение к Интернету — это еще не информатизация” |
Осознают это и в Федеральном агентстве по образованию; во всяком случае, под “информатизацией” сейчас понимается не простое оснащение учебных заведений вычислительной техникой, а внедрение ИКТ в учебный процесс, в методическую и научно-педагогическую деятельность и т. п. Важная роль, в частности, отводится автоматизации процессов управления учебной деятельностью вузов.
Специально для решения этой задачи компания NAUMEN создает собственную комплексную информационно-аналитическую систему управления учебным процессом Naumen University. Это решение имеет трехзвенную модульную архитектуру и разрабатывается на платформе J2EE. В качестве СУБД применяются Oracle Database, MS SQL Server или PostgreSQL; сервер приложений базируется на собственной разработке — Naumen Kernel; в роли веб-сервера может выступать Apache или Microsoft IIS. Решение поставляется с открытыми исходными кодами и правом на доработку при условии нераспространения.
По мнению разработчиков, Naumen University подходит для практически любого вуза. Этому, в частности, способствуют развитые возможности настройки решения на различные организационные структуры учебных заведений (в частности, вуз может представлять собой как единую организацию с жесткой централизацией, так и включать несколько почти не зависящих друг от друга филиалов), редактируемые справочники специальностей и специализаций; форм, технологий и сроков освоения учебных материалов и т. п. Поддерживаются и гибкие возможности управления кадрами; например, один и тот же сотрудник может в зависимости от ситуации выступать в разных ролях со своими правами доступа к системе, причем имеется возможность создания индивидуальных АРМов для каждого сотрудника.
Одной из важнейших задач Naumen University является поддержка приемной кампании. Сюда относится настройка специальностей, специализаций и планов приема, регистрация абитуриентов (как членами приемной комиссии, так и самими абитуриентами, в т. ч. через Интернет), распределение аудиторий и формирование расписания вступительных испытаний, учет их результатов, подсчет рейтингов абитуриентов, проведение предварительного зачисления; формирование, согласование и проведение приказов на зачисление, выпуск статистических отчетов и др.
Еще одна важная функция — обеспечение управления контингентом студентов. Сюда, в частности, относится формирование учебных и рабочих планов, проведение сессий; учет движения контингента студентов и формирование связанных с ним приказов, выписок и других документов; обеспечение доступа к информации о студенте со стороны его родителей или опекунов и др.
На сегодняшний день Naumen University находится в стадии разработки и одновременно внедряется в двух вузах, в т. ч. в Уральском государственном техническом университете (УГТУ-УПИ). В ближайших планах компании создание модулей расчета нагрузок на профессорско-преподавательский состав, формирования расписаний занятий и сессий, учета зданий и помещений, управления аудиторным фондом и др.