Порою кажется, что ни одного серьезного мероприятия в России нельзя провести без скандала. Вот и на сей раз, перед самым оглашением результатов конкурса Мининформсвязи РФ на получение трех лицензий 3G/UMTS, поволжский сотовый оператор СМАРТС обжаловал в суде отказ конкурсной комиссии допустить его к борьбе за 3G-лицензии. Руководство компании уверено, что комиссия пользуется двойными стандартами, а исход конкурса изначально предрешен в пользу федеральных операторов.
Эксперты давно обращают внимание на определенные перекосы в развитии российского рынка сотовой связи в стране, который характеризуется как олигопольный. |
Дело в том, что комиссия Федерального агентства связи (Россвязь) провела предварительный отбор заявок на получение лицензий 3G. Из тринадцати претендентов в шорт-лист вошло всего шесть компаний, в том числе все операторы “большой тройки”. А вот реальные их конкуренты были заранее отсеяны.
За несколько дней до этого агентство J’son & Partners попыталось проанализировать условия конкурса и оценить шансы участников. Оно отметило, что противоречивость требований и недостаточная прозрачность отбора претендентов вполне могут повлиять на результаты конкурса. Так и случилось: СМАРТС — четвертая компания в рейтинге агентства — выбыла из списка.
Причиной отказа стала задолженность поволжского оператора перед бюджетом по состоянию на 1 января прошлого года. И хотя этот казус был давно устранен и никаких долгов у оператора нет, комиссия отказалась признать СМАРТС участником конкурса. “Мининформсвязи принимает незаконные решения и создает преимущественные условия для таких компаний, как “ВымпелКом” и МТС, наличие у которых налоговых претензий почему-то не стало препятствием для их участия в конкурсе, — возмущается Андрей Гирев, генеральный директор СМАРТСа. — А у нас ведь даже переплата налогов на сумму в 93 миллиона рублей!”
СМАРТС обжаловал решение конкурсной комиссии в московском арбитражном суде, направил заявление руководителю государственной антимонопольной службы и написал письмо председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову. При этом компания опирается на поддержку Ассоциации 800, объединяющей региональных сотовых операторов.
Президент Ассоциации Юрий Домбровский отметил, что региональные сотовые компании нашли своего абонента, их доля на рынке неуклонно растет, на них приходится около трети новых подключений, а процент ARPU от неголосовых услуг выше, чем у компаний “большой тройки” (см. PC Week/RE, № 7/2007, с. 16). Он также весьма огорчен тем, что “Сетевая телекоммуникационная компания”, созданная Ассоциацией 800 специально для участия в конкурсе 3G, также отстранена от рассмотрения.
В числе учредителей “Сетевой телекоммуникационной компании” г-н Домбровский назвал фирмы Korea Telecom и Tele2, имеющие большой практический опыт развертывания сетей 3G. А бизнес-план этого объединения предполагал инвестирование в российский проект 3G-сети 1 млрд. долл. в течение двух лет. Но данное предложение никто и рассматривать стал, посетовал он.
Эксперты давно обращают внимание на определенные перекосы в развитии рынка сотовой связи в стране, который характеризуется как олигопольный, т. е. как рынок с ограниченным количеством продавцов однородного товара. И победа в конкурсе на получение 3G-лицензий федеральных операторов еще больше увеличит их отрыв от остальных компаний сотовой связи.
Нынешний конкурс ущербен идеологически, считают в СМАРТСе. Его узость не может быть объяснена географией России, ведь в Гонконге, территория которого в 50 раз меньше Самарской области, нашлось место для семи GSM-компаний и пяти операторов стандарта 3G. Почему же в РФ может быть только три оператора UMTS?
Нужно посмотреть на проблему с государственных позиций. Существует ли в стране программа развития 3G-cетей, проходила ли она экспертизу ФАС и моделирование в РАН, имеются ли независимые заключения ассоциаций, общественных организаций, профессионального сообщества? Какие цели преследуются при ограничении числа операторов на стартовом этапе?
Если ставится задача внедрения UMTS в масштабах МКАД, то нет сомнения, что фавориты конкурса с ней хорошо справятся. Но как скоро 3G-сети придут в регионы? “СМАРТС начал предоставлять услуги стандарта GSM в Самарской области в 1996 г., а федеральные операторы пришли туда только в 2002-м, — заметил г-н Гирев. — Так что же, наши абоненты и 3G-сервисы будут ждать еще семь лет?”
Только создание условий для кооперации региональных операторов в рамках открытой конкуренции позволит в кратчайшие сроки сделать доступной связь третьего поколения для большинства россиян, считают в Ассоциации 800.
“Уже сегодня о готовности к такому сотрудничеству заявляют сразу несколько операторов, среди которых СМАРТС, Tele2 и НТК, — сообщил Юрий Домбровский. — Схемы кооперации обсуждаются, но наиболее вероятны — единая сетевая компания или модель виртуального оператора”.