Как известно, поглощения одних компаний другими иногда происходят вопреки желаниям некоторых групп топ-менеджеров или акционеров. В таких случаях поглощение называют недружественным. Но вот чтобы представить себе недружественное слияние, надо обладать недюжинной фантазией. Тем не менее при подписании давно ожидаемого соглашения об объединении компаний IBS и “Борлас” руководители обеих участниц сделки, как бы подчеркивая очевидность для них ее позитивных последствий, использовали термин “дружественное слияние”. Его результатом станет появление на российском рынке системной интеграции и ИТ-услуг очень крупного игрока с годовым оборотом 370 млн. долл., штатом в 2740 сотрудников (из них 1500 сертифицированных консультантов) и 50%-ной долей услуг в структуре доходов.

В состав новой компании, у которой пока нет названия, со стороны IBS будут включены ее подразделения, занимающиеся управленческим консалтингом, внедрением бизнес-приложений, инфраструктурной интеграцией, ИТ-аутсорсингом (IBS DataFort) и развертыванием тиражируемых инфраструктурных решений (IBS Platformix). Следует отметить, что другие фирмы, входящие в группу IBS, в частности Luxoft и Depo Computers, в данной сделке не участвуют. Из российской части консалтинговой группы “Борлас” в “самостоятельное плавание” отправятся фирмы Borlas Retail и “Борлас Секьюрити Системз”, а все остальные подразделения, включая дочерние фирмы на Украине, в Казахстане и Белоруссии, вольются в новообразованную компанию.

Последние подписи под договором о слиянии IBS и “Борласа” поставили Сергей Мацоцкий (слева) и Алексей Ананьин

Желая дезавуировать появившиеся в некоторых СМИ слухи о банальной продаже бизнеса, президент “Борласа” Алексей Ананьин заявил: “Новая бизнес-структура создается путем обмена долями владения активами без денежных выплат. Слияние подразумевает дальнейшую работу всех топ-менеджеров “Борласа” и IBS в объединенной команде”. А гендиректор IBS Сергей Мацоцкий, обращаясь к заказчикам, добавил: “Мы гарантируем безусловное выполнение всех обязательств, ранее взятых на себя обеими компаниями, в том числе по проектам, находящимся в стадии предварительного обсуждения”.

По словам участников сделки, основная ее цель — создание компании, которая сможет предоставлять клиентам услуги международного уровня, выполнять проекты любого масштаба и степени сложности. Они убеждены, что интеграция ресурсов обеспечит объединенной команде абсолютное лидерство на рынке бизнес-приложений и управленческого консалтинга (20%-ю его долю) и сделает ее крупнейшей компанией России и Восточной Европы в области оказания ИТ-услуг. Ожидается также, что за счет объединения функций общехозяйственного управления удастся снизить на 10% операционные издержки.А кроме того, есть надежда, что благодаря расширению спектра предлагаемых решений и оптимизации управленческих процессов в преддверии выхода новой компании в 2008 г. на IPO произойдет и увеличение ее акционерной стоимости.

“Российский рынок становится все более зрелым, а консолидация — это одно из основных свойств такого рынка, — убежден Алексей Ананьин. — На нем неизбежно должны появиться крупные отечественные игроки, имеющие достаточно сил, чтобы противостоять таким транснациональным гигантам, как Accenture или Deloitte, все более активно действующим в России”.
Основная цель слияния “Борласа” и IBS — создание компании, которая сможет предоставлять клиентам услуги международного уровня, выполнять проекты любого масштаба и степени сложности

Руководители объединяющихся компаний уверены, что результатом слияния будет дополнительный синергетический эффект. “В процессе переговоров и подготовки данной сделки мы поняли, что по отраслям проекты “Борласа” (на основе Oracle E-Business Suite) и IBS (на основе mySAP Business Suite ) практически не пересекаются, — отметил г-н Ананьин. — Это означает, что мы можем и в дальнейшем, после объединения, с успехом продвигать в разных вертикалях две конкурирующие ERP-линейки, не сталкивая их лбами. Разумеется, такая картина в какой-то степени идеализирована: есть области, где пересечения между системами Oracle и SAP неизбежны. Тем не менее основной принцип, который мы положим в основу управления новой структурой, — сохранение сложившегося разделения ERP-практик по отраслям. Если сегодня мы сильны в машиностроении, химии и нефтехимии, металлургии, то наш партнер более успешен в нефтяной, газовой и угольной промышленности, в финансовой сфере”. Эффект синергии заключается также в том, что объединяются лидеры различных сегментов рынка. Если “Борлас” лидирует на рынке консалтинга по внедрению бизнес-приложений, то IBS занимает такую же позицию в области системной интеграции.

Отмечая высокий потенциал создаваемой компании, Сергей Мацоцкий выразил уверенность, что через три года ей удастся довести свой оборот до 1 млрд. долл. Думается, добиться такого результата только за счет органического роста будет невозможно, а следовательно, вполне вероятны покупки других игроков отечественного ИТ-рынка. Вряд ли подобные сделки состоятся до первичного размещения акций в 2008 г., но после получения через биржевые механизмы дополнительных инвестиций такой ход событий весьма вероятен. Как подчеркнул г-н Мацоцкий, акционирование позволит также использовать опционные схемы для удержания ключевых специалистов и их мотивации.

Наличие партнерских отношений одновременно с двумя крупнейшими поставщиками систем корпоративного управления — SAP и Oracle — для российских консалтинговых фирм скорее исключение, чем правило. Этот вопрос приобретает в последнее время особую остроту из-за накалившихся страстей между Oracle и SAP, обвиняющих друг друга чуть ли не в промышленном шпионаже. Не повлияют ли указанные события на положение фирм, являющихся партнерами обоих вендоров (именно такой станет новообразованная компания) и получающим конфиденциальную информацию с обеих сторон? “Реальность такова, что все крупные западные консалтинговые компании — мультивендорные, — констатировал Сергей Мацоцкий. — И это не создает для них каких-либо проблем. Разумеется, мы уже разговаривали с руководством российских представительств SAP и Oracle и встретили с их стороны полное понимание: они приветствуют появление столь крупного игрока на отечественном рынке ERP”.

Сделка, подготовка к заключению которой длилась более полугода и велась с привлечением международных финансовых и юридических консультантов, предполагает определенную этапность. Для управления процессом объединения создан комитет по интеграции, на первых порах он станет высшим управляющим органом новой компании. Его сопредседатели Алексей Ананьин и Сергей Мацоцкий возглавят работы по планированию сроков и этапов объединения, выработке правил этого процесса, построению оргструктуры компании, определению состава органов управления, брендингу и т. д. Основные решения такого рода намечено принять до 1 сентября нынешнего года.

По словам г-на Ананьина, до полного завершения слияния “Борлас” и IBS будут функционировать как самостоятельные бизнес-единицы с возможным объединением ряда функций. Первоочередной же задачей комитета станет создание единой инфраструктуры компании: консолдидация финансовых служб, служб управления персоналом и ИТ-инфраструктурой, а также обеспечение координации маркетинга и продаж. Остальные подразделения на первом этапе затронуты этими процедурами не будут. Хотя о последующих шагах в данном направлении ничего не известно; логично предположить, что в дальнейшем объединение ждет скорее всего подразделения системной интеграции и бизнес-консалтинга, а департаменты, занимающиеся внедрением систем SAP и Oracle, напротив, сохранят определенную автономность.

Версия для печати