В Москве прошел инновационный тур IBM
В последние годы в разных странах, в том числе и в благополучных в плане ситуации с техническим образованием, все сильнее звучит тревога по поводу дефицита квалифицированных кадров для ИТ-отрасли. Исчерпав собственные резервы, передовые в технологическом отношении страны активно ищут соответствующие ресурсы за пределами своих границ, в том числе и в России. Помимо всего прочего нанять уже готовых специалистов, тем более продолжающих жить и работать в привычном для них окружении, гораздо выгоднее с экономической точки зрения, чем заниматься взращиванием таких кадров.
Многие крупные ИТ-фирмы уже используют знания и опыт российских разработчиков ПО и аппаратных средств для решения собственных задач, в том числе и исследовательского характера. Однако законы развития бизнеса заставляют лидеров индустрии наращивать темпы выпуска новой продукции (а для этого расширять и ускорять необходимые исследовательские и конструкторские работы) и, следовательно, привлекать все новых специалистов.
Компания IBM (www.ibm.ru), бесспорно являющаяся одним из технологических лидеров ИТ-отрасли, также нуждается в регулярном притоке “свежей крови”, даже несмотря на наличие у нее разветвленной сети научно-исследовательских центров. Как утверждают руководители компании, ее бизнес-стратегия “основана на сочетании технологий, услуг и человеческого капитала со всего мира”.
IBM регулярно проводит так называемые “инновационные туры” в различных городах и странах мира. Эти мероприятия, по-видимому, преследуют несколько целей, среди которых и укрепление имиджа компании как ИТ-лидера, и поиск партнеров для выполнения исследований и разработок.
В конце ноября IBM Innovators Tour впервые прошел в Москве. Состав посланников компании выглядел весьма солидно: это и генеральный директор IBM по региону ЕЕ/А (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка) Пьеро Корсини, и исполнительный помощник вице-президента компании по инновациям и технологиям Дженнифер Трелевич, и сотрудник Almaden Research Center Дон Эйглер, и директор по архитектурам подразделения IBM Global Services Джордж Галамбос (два последних являются членами технологической академии IBM; в настоящее время в корпорации работают 56 сотрудников, обладающих этим титулом).
Кирилл Корнильев: “Российская техническая школа пользуется в мире высокой репутацией” |
Как заметил генеральный директор подразделения IBM EE/A Кирилл Корнильев, одна из задач тура — выстраивание взаимодействия IBM с российскими научными кругами. Участники тура провели ряд встреч, во время которых обсуждались роль и место инноваций в мировой экономике, инновационные возможности нашей страны, технологические разработки IBM.
28 ноября, например, состоялся круглый стол “Инновации и технологии в условиях новой экономики”, проведенный компанией совместно с Государственным университетом управления (ГГУ), а на следующий день подобное мероприятие прошло в Московском физико-техническом институте (МФТИ).
С обоими вузами у IBM уже установились партнерские отношения. Так, ГУУ сотрудничает с этой корпорацией в области электронного бизнеса: в частности, на основе совместного меморандума был разработан курс “Маркетинг в виртуальном пространстве”. А в МФТИ в 1998 г. в качестве структурного подразделения создан центр технологий IBM, основными направлениями деятельности которого стали обучение студентов, аспирантов и преподавателей МФТИ, ведение коммерческих проектов, создание и демонстрация решений на основе технологий IBM и даже трудоустройство специалистов.
Дженнифер Трелевич: “Новаторство должно решать реальные проблемы рынка” |
Поддерживает IBM и контакты с исследовательскими институтами Российской академии наук (РАН). Дженнифер Трелевич, долгое время занимавшаяся координацией работы исследовательских центров IBM с российскими научными структурами, сослалась в качестве примера на совместный с Математическим институтом РАН проект, в рамках которого создаются модели экосистемы бизнеса. Цель данного проекта — обеспечить высших руководителей фирм средствами, позволяющими эффективно выстраивать стратегию поведения на рынке вверенных им коммерческих структур.
Представители IBM подчеркивали, что Россия имеет большой потенциал, особенно в технической сфере. Так, по словам Пьеро Корсини, на один миллион жителей в России приходится 3500 научных работников (в США — 4500, Японии — 5300, Германии — 3150, Китае — 580, Индии — 157). При этом наша страна отличается высокой долей студентов, специализирующихся в технических дисциплинах (50%), в то время как, скажем, в США соответствующий показатель составляет 19%, а в Японии — 21%.
Однако, несмотря на то что российская техническая школа пользуется в мире высокой репутацией, инновационная емкость российского рынка до сих пор невысока. Как отметил г-н Корсини, наша страна входит в тройку мировых лидеров по экспорту ИТ-сервисов, однако потребление ИТ внутри России составляет лишь 1% от общемирового объема. По его словам, многие зарубежные фирмы видят большой потенциал нашей страны, особенно в области разработки ПО, но для того, чтобы этот потенциал реализовался, необходима в первую очередь эффективная государственная политика в области инноваций.
А что такое инновации? В IBM под этим термином подразумевают нечто большее, чем просто изобретения. “Инновация — это то, что может изменить нашу жизнь”, — говорят в IBM. Пьеро Корсини привел пример с автомобилем, который был изобретен немецкий инженером, а получил настоящую путевку в жизнь в США. В истории известно немало случаев, когда те или иные изобретения просто не были востребованы жизнью.
В настоящее время изобретательская и исследовательская деятельность может планироваться исходя из реальных потребностей человека. Джордж Галамбос (который, кстати, признался, что в свое время учился в Ленинграде) отметил возрастание роли услуг исследовательского характера, выполняемых по заказу (On-Demand Research Services).
Говоря о конкретных достижениях IBM в области НИОКР, Дон Эйглер, впервые посетивший нашу страну, упомянул нанотехнологии, с которыми связывает очередную революцию в технике.