15 февраля в Москве начнет работу VI международный форум iFin-2006 “Электронный банкинг в России”. Форум проводится уже шестой год компанией Aplex (финансовый интернет-портал iFin.ru) при поддержке Ассоциации российских банков. Председатель оргкомитета форума Андрей Бурдинский отметил, что, стартовав как мероприятие технологической направленности, он все больше приобретает комплексный характер, сочетая демонстрацию программных продуктов и технологий с решениями специализированных бизнес-задач и освещением всех аспектов сферы электронных банковских услуг.
(Слева направо) Андрей Бурдинский, Николай Местер, Игорь Хлытчиев (АРБ), Алексей Кирюшенков |
Два основных начала — бизнес и технологии — влияют на развитие этого направления, на формирование потребностей в услугах ДБО (дистанционное банковское обслуживание). Еще не все программные продукты, представленные сегодня на рынке, считает г-н Бурдинский, отвечают запросам конечных потребителей. Разработчики, создавая их, в основном ориентируются на требования банков и мало работают с непосредственными пользователями дистанционных услуг в плане проведения исследований и тестирования продуктов с их участием.
“Форум является инструментом рынка ДБО, местом обмена опытом между разработчиками и потребителями услуг, поиска общих решений и перспектив развития” — считает директор по развитию корпоративных проектов корпорации Intel Николай Местер. Будущее — за дистанционными услугами, как более дешевыми и способными в массовом масштабе предоставлять финансовый сервис в режиме 2457. Intel заинтересована в развитии этого рынка, обладающего огромным потенциальным спросом на оборудование, и предлагает свои инфраструктурные решения, основанные на международных стандартах.
По мнению руководителя аналитического отдела компании БИФИТ Рустама Мустафаева, форум не только служит своеобразной площадкой для “показа мод” в сфере решений для ДБО, но и задает ее (моду), угадывая востребованные направления. Так, ведущей темой форума в 2004 г. был ритейл, в 2005 г. особое внимание уделялось предоставлению услуг для крупных холдингов, территориально распределенных структур, внутрикорпоративному обслуживанию, что также отражало встречный интерес со стороны бизнеса. Эта тенденция не утратила своей актуальности и в этом году получит свое продолжение и развитие. Речь идет не только о комплексном обслуживании, но и о трансформации самой методологии услуг и способов их предоставления. Сегодня уже недостаточно простых систем электронного банкинга, которые решают те же задачи, что в начале века — доставки платежных поручений и распоряжений от клиентов в банк. Клиенты требуют решений, которые позволят им развивать бизнес на территории страны и за рубежом, контролировать его в режиме реального времени. Это прежде всего решения по консолидации информационных систем (ИС) и объединению в едином пространстве всех финансовых потоков корпорации масштаба страны, создание многофилиальных инсталляций. Такой подход, считает г-н Мустафаев, станет в наступившем году основной тенденцией рынка в секторе корпоративного банкинга.
Директор департамента маркетинга компании “Банк’с Софт Системс” (БСС) Дмитрий Барсуков сообщил, что БСС в этом году предоставит на форуме слово своим банкам-партнерам, а также расскажет о продвижении систем компании в странах СНГ. Ситуация на рынке электронного банковского обслуживания, по данным проведенного компанией ОТР в конце 2004 г. исследования, такова. Среди 230 крупнейших финансовых учреждений страны 92% используют классическую систему “Банк — Клиент” для юридических лиц, 55% — систему интернет-банкинга, около 20% — систему телефонного обслуживания. Кроме того, около трети этих банков используют для трафика шлюз TCP/IP, где также задействованы интернет-каналы. Эти показатели, считает г-н Барсуков, говорят о свершившемся скачке в обслуживании через Сеть. По оценке БСС, в 2006 г. внедрение систем интенет-банкинга продолжится и охватит 15—20% банковского сообщества. Растет популярность систем обслуживания с помощью мобильных компьютеров (КПК). Активно продвигается информационное обслуживание через средства WAP-банкинга. Основными показателями качества систем ДБО для банков, сказал г-н Барсуков, сегодня выступают функциональность и производительность, простота их установки и работы с интерфейсом для клиента, легкость инсталляции в банке. На форуме БСС представит новые релизы продуктов (в том числе коробочную версию 1.6 системы “Частный клиент”), направленные на улучшение этих характеристик.
Компания R-Style Softlab предложит посетителям форума свое решение по розничному дистанционному обслуживанию, построенное на основе новой разработки интернет-клиент для физических лиц. С его помощью, сказал директор департамента систем электронного банковского обслуживания Алексей Кирюшенков, банки смогут оказывать клиентам все виды финансового сервиса, расширить сеть доставки и обеспечить высокий уровень безопасности проводимых операций сертифицированными средствами электронной подписи и криптографической защиты. Помимо инструментов построения виртуального банковского офиса R-Style Softlab представит программный продукт по экспресс-кредитованию и другие получившие признание рынка системы.
Фирма “Ай-Теко” впервые станет полноценным участником и спонсором форума. По мнению ее директора по работе с розничными финансовыми учреждениями Павла Зубкова, на сегодняшнем этапе развития ДБО на передний план выходит качество услуг, увеличение функциональности систем, вызванное необходимостью расширения спектра предлагаемого сервиса. На форуме “Ай-Теко” представит доклады на темы: портал, как основа для справочной информации клиентской службы; повышение эффективности управления бизнес-процессами банка; управление производительностью бизнес-приложений. Специализируясь на вопросах экспертизы и построении инфраструктурных решений, “Ай-Теко” приступила также к внедрению некоторых крупных банковских систем. Этому направлению будет посвящен доклад по созданию интегрированного фронт-офисного решения для различных каналов доставки банковских услуг.
Форум продлится два дня. В его программе — выставка и конференция. Генеральный спонсор iFin-2006 — корпорация Intel. Спонсорами форума в этом году выступили компании БИФИТ, БСС, “Оникс Капитал”, R-Style Softlab, “Ай-Теко”. Подробную информацию о форуме можно получить по адресу: http://forum.ifin.ru.