Корпорация Intel объявила имена сорока финалистов престижного конкурса “Intel ищет таланты в науке” (Intel Science Talent Search, Intel STS), проводимого среди учащихся американских школ, борющихся за стипендии для обучения в высших учебных заведениях. Приятно отметить, что в число финалистов (17 девушек и 23 юноши в возрасте от 16 до 18 лет, отобранных из 300 участников полуфинала), вошла и уроженка России Ирина Зайцева.
Финалисты конкурса Intel STS соберутся вместе 9—14 марта в институте Science Talent Institute (Вашингтон), где они представят свои работы ведущим ученым и пройдут самый строгий отбор жюри конкурса. Приз за первое место в конкурсе Intel STS составит 100 тыс. долл. Второй призер получит стипендию в размере 75 тыс. долл., третий — 50 тыс. долл. Финалисты, занявшие четвертое, пятое и шестое места, получат в качестве стипендии по 25 тыс. долл., а занявшие места с седьмого по десятое — по 20 тыс. долл. Остальные 30 финалистов получат в качестве стипендии по 5 тыс. долл. Кроме того, каждому участнику финала будет вручён ноутбук на базе технологии Intel Centrino для мобильных ПК. Имена победителей будут объявлены на официальном приеме, который состоится 14 марта.
Спонсорское участие корпорации Intel в конкурсе STS осуществляется в рамках инициативы “Инновации Intel в сфере образования” (Intel Innovation in Education, www.intel.ru/education), направленной на обеспечение соответствия уровня знаний преподавателей и учащихся требованиям завтрашнего дня. Некоторые из программ этой инициативы осуществляются в России и ряде других стран СНГ. Например, в рамках всемирной благотворительной программы Intel “Обучение для будущего”, реализуемой с 2000 г., уже прошли обучение 3 млн. учителей в 35 странах, в том числе более 220 тыс. учителей в России и свыше 30 тыс. украинских преподавателей (согласно планам, еще около 140 тыс. российских учителей пройдут обучение по программе Intel “Обучение для будущего” в 2006 г., на Украине запланировано обучить еще 50 тыс. преподавателей в период 2006—2007 гг.).
Ежегодно Intel выделяет более 100 млн. долл. на повышение качества образования по всему миру, а также для стимулирования и поощрения научных исследований школьников. Конкурс научных работ STS, спонсором которого корпорация является с 1998 г., — старейший в Америке и наиболее авторитетный из конкурсов для старшеклассников. “Питомцы” этой программы завоевали свыше 100 самых почетных мировых наград в области естественных наук и математики, в том числе шесть Нобелевских премий, три Национальных медали за научные достижения (National Medal of Science), десять наград фонда MacArthur Foundation и т. д.
Однако вернёмся к уроженке России, волею судьбы оказавшейся в Новом Свете вместе с родителями. Ирина Зайцева учится в средней школе города Сентерич (шт. Нью-Йорк). Она представила на конкурс работу в области материаловедения, которая, возможно, позволит создать солнцезащитные кремы нового поколения. Как известно, крошечные частицы диоксида титана (TiO2), содержащиеся в коммерческих солнцезащитных кремах, под действием солнечного излучения становятся фотокатализатором, что приводит к образованию окислительных радикалов, которые могут повреждать молекулы ДНК в коже. Ирина обработала частицы TiO2 поверхностным мономером, который позволяет позднее покрыть частицы полимерной оболочкой. Выполнив атомную микроскопию, вторичную ионную масс-спектрометрию и конфокальную микроскопию, она охарактеризовала структуру частиц и поверхностного полимера и продемонстрировала, что покрытые полимером частицы TiO2 менее вредны для компонентов молекул ДНК. В настоящее время рассматривается возможность оформления патента на ее методологию и результаты, а также возможность публикации посвященной этой теме статьи в научном журнале. Ирина любит играть на кларнете. Планирует всерьез заняться изучением химии или психологии в Пенсильванском или Браунском университетах и в итоге сделать карьеру в области химии.
Интересно отметить, что финалисты конкурса Intel STS весьма разносторонни: 76% из них играют на различных музыкальных инструментах, 63% свободно владеют еще одним языком кроме английского, 41% участвует в подготовке и выпуске школьных газет. Кроме того, пять школьников показали отличные результаты в новом трехуровневом тесте академических способностей (Scholastic Aptitude Test).
В. М.