На фоне все возрастающей значимости информационных технологий в современном мире и особенно в жизни будущих поколений успехи нашей страны на ниве образования вряд ли можно признать удовлетворительными. Оставляет желать лучшего, в частности, оснащенность школ информационными технологиями.
Так, на один компьютер, установленный в российской школе, в среднем приходится полсотни учеников, в то время как в Австрии, например, данный показатель практически на порядок ниже. По этому показателю среди европейских стран мы занимаем лишь 19-е место (по информации Intel на первый квартал 2004 г.).
Неважно выглядит наша страна и по другому ключевому параметру -- доле школ, подключенных к Интернету. По этой позиции Россия пока сумела преодолеть лишь десятипроцентный рубеж, что соответствует 17-й строке европейского рейтинга. Между тем в Португалии, где на один школьный компьютер приходится 130 учеников, удельный вес школ с подключением к глобальной сети составляет 18%. И вряд ли нас может утешать тот факт, что такая развитая страна, как Франция, в этом аспекте отстает от России (ее доля -- 9%).
Правда, на некоторых наших территориях ситуация заметно отличается от общей картины в лучшую сторону. По словам руководителя образовательных программ Intel в странах СНГ Дениса Быструева, в России есть регионы, не уступающие передовым европейским странам со 100-процентным охватом школ доступом во Всемирной паутине -- Австрии, Германии и Ирландии. Скажем, в Тольятти практически все школы имеют доступ к глобальной сети, причем три четверти из них оснащены широкополосными каналами.
В условиях слабого развития инфраструктуры каналов связи во многих российских регионах решению этой проблемы могут содействовать беспроводные технологии. В Санкт-Петербурге 22 марта состоялась презентация первого в России "мобильного класса будущего", подаренного Intel гимназии N 166 (см. статью "Школам нужна мобильность").
Мартина Рот: "Мы хотим содействовать повышению качества образования путем эффективного использования компьютерных и коммуникационных технологий"
|
Директор образовательных программ Intel в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Мартина Рот рассматривает это событие как первый шаг на пути к широкому внедрению беспроводных мобильных технологий.
"Мобильные" классы не столько предоставляют учащимся и педагогам технологические преимущества, сколько преобразуют сам процесс обучения. В Intel говорят, что сложилось ошибочное представление, будто бы корпорация в сфере поддержки образования занимается преимущественно оснащением школ компьютерным оборудованием.
На деле же главный фокус корпорации -- научить школьников и преподавателей эффективно использовать современные компьютерные и коммуникационные технологии.
Учебный процесс обучения с применением мобильных беспроводных средств можно сделать более продуктивным и разнообразным за счет организации коллективных форм обучения, в том числе и вне школьных стен, и более активного использования информационных Интернет-ресурсов.
Через день после открытия мобильного класса в северной столице г-жа Рот выступила перед представителями прессы в Москве, рассказав о деятельности Intel в сфере образования.
Корпорация стремится поддержать все уровни образования (от начального и среднего школьного до высшего), а также внешкольное обучение.
Как считает г-жа Рот, одна из главных целей корпорации в образовательной сфере -- помочь учащимся в "развитии навыков, необходимых для успешной деятельности в условиях новой, построенной на знаниях экономики". Такими навыками она считает компьютерную грамотность, творческое мышление и эффективную работу в коллективах.
Говоря о достижениях на этом поприще в прошлом году, директор Intel отметила, что к настоящему моменту в рамках программы "Обучение для будущего" прошли подготовку 1,5 млн. учителей в 33 странах мира. В России данная инициатива действует с 2002 года, и за это время благодаря ей повысили свою квалификацию уже 40 тыс. школьных преподавателей и студентов педагогических вузов.
Ближайшие планы развития программы "Обучение для будущего" в нынешнем году предусматривают расширение географии и состава ее участников: предполагается, что к концу 2004 года эта цифра достигнет как минимум 93 тыс. человек.
В целом с 1997 года, когда корпорация распространила свою академическую программу (а инициатива "Обучение для будущего" является одной из ее составляющих) и на нашу страну, вклад Intel в развитие российской науки и образования достиг примерно 5,5 млрд. долл.
Предполагается проведение региональных семинаров по методике организации самостоятельных учебных исследований школьников: в ходе цикла выступлений, которые пройдут по всей территории страны, поделится своим опытом директор Дома научно-технического творчества молодежи и Московского городского дворца детского (юношеского) творчества Александр Леонтович, первым среди российских педагогов получивший в прошлом году премию Intel за выдающиеся достижения в преподавании.
В московском представительстве корпорации разрабатывают также пилотный вариант дистанционной поддержки обучения педагогов. Его программа будет построена на сочетании очной и интерактивной (в режиме удаленного доступа) формах обучения и первоначально охватит группу численностью в 200--300 преподавателей.