Агентство Economist Intelligent Unit (информационное подразделение издательства, выпускающего журнал Economist) провело по заказу Intel социологическое исследование под названием Destination Wireless. В ходе его было опрошено 611 сотрудников компаний в десяти странах Европы и Ближнего Востока, включая Россию. 17% опрошенных занимало высокие руководящие посты или посты в совете директоров компаний, 26% -- посты вице-президентов и другие руководящие должности, а 57% -- относилось к служащим, специалистам и руководителям низшего звена.
Исследование показало растущее влияние беспроводных технологий на культуру работы в офисе и заинтересованность служащих в более гибком подходе к организации деятельности. Внедрение мобильных технологий, позволяющих рассматривать работу как дело, которое нужно сделать, а не как место, куда нужно являться, ведет к отмиранию привычки появляться в офисе в девять утра и уходить в шесть вечера. Результаты исследования показали, что служащие много времени трудятся вне офиса и рабочий день стал более фрагментированным и растянутым. Участники опроса указали, что в среднем время их деятельности вне офиса уже составляет одну треть от общего рабочего времени и что, по их мнению, в следующие два года эта цифра увеличится почти до половины (42,4%).
Эти перемены вызваны требованиями общения с коллегами в других офисах и странах -- почти две трети опрошенных (61%) назвали необходимость работы в виртуальной команде одной из главных причин перемен. Более того, свыше трети опрошенных (37%) указали, что в основном общаются с коллегами по работе дистанционно, то есть место их нахождения роли не играет. Поскольку более трех четвертей опрошенных регулярно ездят в деловые поездки, было подчеркнуто, что недавнее вступление в ЕС новых государств также способствует усилению мобильности, необходимой для использования новых возможностей, созданных благодаря расширению Европейского Союза.
Изменения воспринимаются весьма положительно. Большинство опрошенных (68%) заявило, что продуктивность их труда вне офиса выше (19%) или такая же (49%), как в самом офисе. Почти три четверти опрошенных (73%) чувствуют себя одинаково комфортно, работая как дома, так и в офисе.
Делая особый упор на преимущества повышения и производительности труда, более трех четвертей опрошенных назвали мобильную работу способом получения преимущества перед конкурентами (83%) и возможностью повысить качество обслуживания клиентов (88%). Еще одним ключевым преимуществом была названа возможность работать за пределами офиса (87%).
Мобильные технологии популярны среди корпоративных пользователей, подавляющее большинство которых использует при этом ноутбуки (82%) или планирует начать их использовать в ближайшие два года (13%). Увеличение числа хот-спотов также способствует популяризации мобильных технологий. Более четверти опрошенных (27%) уже применяют беспроводные технологии, и почти половина (44%) планирует обратиться к ним в ближайшие два года.
Для компаний одной из основных задач теперь станет поиск оптимальных способов управления персоналом, не привязанным к офису. Результаты исследования показывают четкую тенденцию к автономной работе. В ближайшие годы стиль работы будет меняться еще больше, по мере того как компании будут переходить на децентрализованный персонал.
А. Е.