Портфолио достижений ученика – шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе. Так считают педагоги, собравшиеся на заседании круглого стола "Портфолио достижений ученика в рамках перехода к профильной школе", прошедшем 29 июля в Московском центре ФИО. Надо надеяться, что это будет шаг вперед.
В обсуждении приняли участие представители рабочей группы по профильному обучению Министерства науки и образования РФ под руководством Анатолия Пинского, а также директор научных программ Независимого института социальной политики Сергей Шишкин, директор центра дополнительного образования "Новая школа" Владимир Гиршович и др.
Господствующая ныне пятибалльная система призвана выявлять пробелы в знаниях, умениях и навыках – пресловутых ЗУНах. В отличие от нее портфолио является "накопительной" системой оценки индивидуальных достижений школьника в учебе, уровня его компетенции, что должно способствовать превращению ученика из накопителя знаний ("графина" с ЗУНами) в творчески-преобразующую личность ("факел").
В 2005--2006 учебном году наряду с введением предпрофильной подготовки портфолио станет обязательным для всех учеников девятых классов. Портфолио девятиклассника ("портфолио-9") в первую очередь призвано помочь школьнику, его родителям и наставникам правильно выбрать профиль и создать индивидуальную программу обучения на завершающем этапе.
В экспериментальном режиме "портфолио-9" было введено в двадцати муниципалитетах десяти регионов, принявших участие в этом эксперименте.
Рабочая группа Министерства науки и образования РФ предложила регионам три вида портфолио, которые можно было использовать как все вместе, так и по отдельности.
Портфолио документов включает дипломы, грамоты и другие официальные свидетельства, показывающие уровень достижений школьника в учебной, а также связанной с образованием внеурочной и внешкольной деятельности.
В портфолио работ и проектов фиксируется участие в проектной работе и достижения при прохождении элективных курсов (спецкурсов по выбору, обязательных в предпрофильной подготовке).
В портфолио отзывов и рекомендаций будут отображены отзывы о прохождении социальной практики, рекомендации учителей и самоанализ самого учащегося относительно уровня своего развития и достижений.
По мнению разработчиков, портфолио – это система воспитания, а не жесткого (а порой и жестокого) разделения детей на хороших и плохих только на основе их оценок в табелях и аттестатах. Его содержание в каждом конкретном случае определяется самим ребенком в зависимости от той цели, которую он преследует. Так, при поступлении в класс с гуманитарной специализацией он может исключить из своего портфолио "компромат" в области точных наук и наоборот.
Эксперимент по введению портфолио в 10-х и 11-х классах еще не начался, а ведущие вузы страны уже готовы воспользоваться банком данных об индивидуальных достижениях учащихся для дистанционного отбора наиболее одаренных и перспективных учеников в качестве своих потенциальных студентов.
Пока ведение портфолио остается экспериментом, муниципалитеты имеют право самостоятельно формировать его модели и вырабатывать критерии для определения его весомости.
Введение "портфолио-10" и "портфолио-11" потребует более жестких правил игры, в частности создания общефедеральных стандартов портфолио и системы исчисления его оценки.
Юрий Новиков